Козорез Елена Юрьевна
Педагогические условия общения у детей дошкольного возраста со сверстниками
▼ Скачать +Заказ
Аннотация: данная статья посвящена проблеме общения детей дошкольного возраста со сверстниками. Обосновывается актуальность проблемы в соответствии с тенденциями развития общества, требованиями образовательного стандарта. Раскрываются условия взаимоотношений детей дошкольного возраста, отмечается положительное влияние общения ребенка со своими сверстниками на его общее развитие. В процессе совместной деятельности дети накапливают опыт общения и приобретают навыки коллективности и взаимоотношений.
Публикация «Педагогические условия общения у детей дошкольного возраста со сверстниками» размещена в разделах
Ключевые слова: общение, дошкольный возраст, педагогические условия.
В современных условиях социальных перемен в общественной жизни отмечаются тенденции изменений во взаимоотношениях детей дошкольного возраста. Современный дошкольник значительно отличается от своего сверстника, каким он был десятки лет назад. Многочисленные преобразования окружающей ребенка действительности, социального и предметного мира, семейного уклада и педагогических требований сказываются на личности маленького ребенка. В настоящее время, практически с самого рождения, дети растут и развиваются в условиях постиндустриального информативного общества, они окружены прогрессивными технологическими достижениями.
Отвечая на вопрос: «каков он, современный ребенок?», воспитатели дошкольных образовательных организаций на основе непосредственных наблюдений в практике своей работы описывают образ инновационного ребенка: смышлёный, рассуждающий на «взрослые» темы, эрудированный, развитый, независимый, раскрепощенный, своенравный, информированный, педагогически запущённый, порой даже агрессивный ребенок, воспитываемый высокотехнологическими средствами. К сожалению, не смотря на умение пользоваться технологическими средствами, такими как смартфон, компьютер и т. п. часть детей не отличаются гибкостью мышления, высоким уровнем интеллектуальных способностей, правильно сформированной речью, умением связно излагать свои мысли и умозаключения. Одной из причин такого явления является отсутствие у современных детей «живого» общения с людьми, и самое важное – так необходимого маленькому ребенку общения со своими сверстниками.
В современной педагогической науке и практике дошкольного образования проблема общения дошкольников старшего возраста со сверстниками особенно актуальна в настоящее время, поскольку не только в нашей стране, но и за рубежом прослеживается повышенная заинтересованность к проблеме общения. Актуальным становится вопрос реализации педагогических условий организации процесса общения современных детей со сверстниками в дошкольной образовательной организации, что и определяем выбор темы нашего исследования.
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (далее ФГОС ДО, представляющими собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию «Современный детский сад - это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально - практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сугубо авторитетных для его развития сферах жизни и видах деятельности». [ФГОС ДО, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155.].
Основоположником исследований, посвященных проблеме общения детей дошкольного возраста со сверстниками считается Ж. Пиаже. Ещё в 30-х годах прошлого столетия он привлёк внимание психологического сообщества к общению дошкольников со сверстниками, как к важному факту психологического развития ребёнка, способствующему разрушению явления эгоцентризма.
Фундаментальные труды по проблеме общения детей связаны с именами : Г. М. Андреевой, В. М. Бехтерева, Л. С. Выготского, С. Л., Б. Коутса, А. Н. Леонтьева, М. И. Лисиной, Ж. Пиаже, Рубинштейна, Б. Спока и др. психологов. Под общением в широком смысле понимается первенствующее условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности.
Как показывают исследования Т. И. Бабаевой, Т. А. Березиной, М. И. Лисиной, Е. О Смирновой, Т. А. Репиной, и др. на протяжении дошкольного возраста зарождается и активно развивается общение детей со сверстниками.
А что же такое общение? Как писала М. И. Лисина общение есть взаимодействие двух (или более) людей, которое направленно на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения будущего. [Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка. /Под редакцией Рузской А. Г. – М. : Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.-384с. ].
Выступая важной составляющей общественной жизни ребенка, становление взаимоотношений между детьми, овладение способами общения, определяет его успешность в процессе взросления.
При правильной организации деятельности детей в дошкольной образовательной организации, атмосфера в группе будет доверительной и дружелюбной, способствующей развитию общения детей со сверстниками. Следовательно, перед педагогом дошкольной образовательной организации встает задача создания педагогических условий организации процесса общения детей друг с другом. Уточняя понятие «педагогических условий», мы рассматриваем его вслед за В. И. Андреевым как результат целенаправленного отбора, констатирования и применения элементов содержания, методов (приемов, а также организационных форм обучения для достижения дидактических целей [Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – Ростов н/ Д: Феникс, 1999. – 512 с. ].
Принимая на себя ответственность за решение проблемы общения дошкольников, взрослый, будь он профессиональным воспитателем ДОО или родителем, должен понимать психологические особенности этого возраста, возможные трудности, пути их преодоления и не допускать появления новых. При этом, взрослый должен выступать не строгим координатором отношений детей, а доверительным лицом, создающим доброжелательную обстановку в детском коллективе. Развитие общения, обеспечивающего формирование коммуникативной компетентности дошкольников, требует уточнения возрастных особенностей развития данной деятельности в дошкольном возрасте.
Так, исследования, проведенные под руководством М. И. Лисиной, показали, что на протяжении первых семи лет жизни ребенка происходят качественные видоизменения его коммуникативных контактов со взрослыми и сверстниками. Эти качественные ступени М. И. Лисина называла формами общения. В дошкольном возрасте последовательно сменяют друг друга четыре формы общения ребенка со взрослым :
1. Ситуативно-личностная форма общения, появляющаяся в онтогенезе от 0-2 лет. Главная особенность такого общения - это удовлетворение потребностей ребенка.
2. Ситуативно-деловая форма общения, появляется в онтогенезе второй и присутствует у детей от 0 до 3 лет. Здесь общение взрослого и ребенка связано общим делом - практическим сотрудничеством. Детям нравится, что и как делает взрослый.
3. Внеситуативно-познавательное общение, появляется в старшем дошкольном возрасте. Ребенок впервые вступает в теоретическое, умственное сотрудничество со взрослыми. Данное общение характеризуется тем, что его духовная жизнь приобретает особую насыщенность и наполнение.
4. Внеситуативно-деловая форма общения детей со сверстниками, появляется в 6-7 лет. Характеризуется жаждой сотрудничества, которое носит практический, деловой характер, развертывается на фоне совместной игровой деятельности. Однако игра заметно видоизменяется: появляются игры с правилами [Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. –СПБ. : Питер,2009. -318с. ].
Для детей дошкольного возраста нередкими являются ситуации взаимодействия, в которых дети проявляют негатив к своим сверстникам. Для их предотвращения, взрослым надо использовать доброжелательную оценку детей, привлечение их внимания друг к другу.
Создавая ситуации наблюдения с детьми за поведением ребят в группе сверстников, педагог способствует формированию представлений дошкольников о том, что значит быть добрым, щедрым, открытым, готовым прийти на помощь. Погружение детей в ситуации морального выбора позволяет формировать у них представление об этике взаимоотношений, об общепринятых в обществе нормах поведения в процессе взаимодействия. Искренние разговоры «по душам» уточняют представления ребят о доброте. Действенным способом формирования доброжелательности по отношению к сверстникам считается постановка ребят в нарочно разработанные ситуации морального выбора.
Изучение научной литературы и анализ практики дошкольного образования позволяет нам говорить о следующих педагогических условиях развития общения детей дошкольного возраста :
- обеспечивать взаимопонимание, доверительные отношения "педагог-дети", "ребенок-дети", "ребенок-ребенок";
- учитывать взаимосвязь между статусным положением ребенка и сформированностью у него эмпатийных форм поведения;
- обогащать представления детей об эмпатийных формах поведения, культуре речевого общения;
- формировать коммуникативный опыт, включающий в себя умение входить в контакт со сверстниками, влиять на сверстника с целью эмоциональной поддержки, умение вежливо обращаться, эмоционально привлекать к общению, умение слушать и понимать собеседника, вести диалог;
- создавать эмоциональный характер общения педагога с детьми, а также детей друг с другом;
- заботиться об эмоциональном благополучии каждого ребёнка;
- использовать коммуникативные игры, которые будут помогают развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты. Развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и жесты;
- чтение художественной литературы способствует обогащению содержания общения обсуждением прослушанных текстов, знакомство с лучшими образцами литературного языка, развитие образности детской речи средствами ознакомления с языковой выразительностью художественных произведений, практическое освоение правил построения разных видов текстов, обогащение словаря;
- использовать театрализованные представления на темы дружбы и товарищества (привлекать к участию в инсценировке произведения, учить выделять особенность характера действующих лиц, изображать их эмоциональное состояние; способствовать пониманию положительных и отрицательных состояний героев сказки, учить высказывать к ним свое отношение и давать им элементарную оценку);
- включать детей в совместную трудовую деятельность, рационально распределяя работу между участниками; в совместный процесс выполнения задания и обсуждение результатов трудовой деятельности;
- проводить коллективные работы по рисованию, лепке и аппликации. Коллективная форма организации дает возможность каждому ребенку формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивает привычку к взаимопомощи. Детские работы вызывают у них восхищение. Коллективная изобразительная деятельность детей, как и другие виды детского художественного творчества, тесно связана с игрой. В коллективной изобразительной деятельности дети самостоятельно распределяют обязанности, осуществляют коллективный контроль и самоконтроль, стремятся к согласованным действиям, у них появляется дополнительная энергия, они легче преодолевают трудности и решают сложные творческие задачи, рождается коллективная инициатива и соревнование;
- делать специальные коллективные упражнения на занятиях физической культурой, подвижные игры, требующие совместного согласования правил и условий;
- проводить совместные праздники, утренники, спортивные эстафеты и соревнования также давать возможность сплотить детей, предоставляя возможность ребенку проявить себя и положительные качества своего характера.
Таким образом, общаясь со сверстниками, дети учатся согласовывать свои действия с действиями других детей, совместно воспроизводят в игре отношения взрослых, учатся применять на практике нормы поведения, оценивают не только себя, но и своего партнера, товарища. Как в играх, так и в реальной жизни, общаясь со сверстниками ребенок использует и проверяет действенность присвоенных им в общении со взрослым способов деятельности и норм человеческих взаимоотношений, что является фундаментом его будущего существования в мире личностных и социальных взаимодействий с другими людьми.
Литература:
1. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – Ростов н/ Д: Феникс, 1999. – 512 с.
2. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка. /Под редакцией Рузской А. Г. – М. : Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.-384с.
3. Лисина, М. И. Общение со взрослыми и подготовка к школе/ М. И. Лисина. -Кишинев,2001
4. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. –СПБ. : Питер,2009. -318с
5. ФГОС ДО, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155.