Наталья Пронина
Педагогические идеи и деятельность А. С. Симонович
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогические идеи и деятельность А. С. Симонович
В истории дошкольной педагогики России особое место принадлежит Аделаиде Семеновне Симонович (1844-1933, которая по праву считается одним из основоположников теории и практики отечественного дошкольного образования. Именно ей принадлежит приоритет в разработке содержания и методики воспитательно-образовательной деятельности детского сада, что объективно способствовало оформлению дошкольной педагогики как специальной отрасли педагогического знания.
Публикация «Педагогические идеи и деятельность А, С, Симонович» размещена в разделах
Знакомясь с творческим наследием А. С. Симонович, испытываешь двойственное чувство. С одной стороны, понятно, что многие ее мысли и идеи, которые она не просто высказывает, но отстаивает в полемике, сегодня имеют преимущественно историко-педагогическую ценность и интересны в первую очередь как «свидетельства эпохи». С другой – за кажущимися сегодня до банальности известными формулировками явственно видна неординарная личность автора, который именно как личность оказывается поразительно актуальным и созвучным нашей современности.
При всей разнице между тем, что она писала в 1866 году, когда только осваивалась с собственным материнством, и в 1896 году, когда это же материнство стало объектом осознанной рефлексии, именно наивная вера в то, что для общества нет ничего более важного, чем ребенок-дошкольник, пронизывает все творчество Симонович.
В своей статье «Связь детского сада со школой» (1866) А. С. Симонович как нельзя лучше показывает, что детский сад в то время казался панацеей от всех бед, своеобразным лекарством от всех болезней, поскольку в детском саду «нет одностороннего систематического обучения: всестороннее гармоничное развитие всех органов тела – вот воспитание детского сада…». Симонович до гениального просто формулирует разницу между детским садом и школой: «В школе обращается внимание на преподаваемый предмет, а в детском саду – на ребенка, а предмет играет второстепенную роль, он есть только средство для достижения известной цели». Можно ли сегодня сказать лучше?
Вообще, кажется, что А. С. Симонович в своих статьях имела ввиду как раз наши нынешние проблемы, вот только говорила о них иными словами, более точными и откровенными.
Вместе с тем неоспоримы заслуги Симонович именно в «системной» сфере дошкольной педагогики, то есть в научно-методическом оснащении детского сада. Очень важным для дальнейшего продвижения дошкольного дела было, в частности, то, что она стремилась установить общие и специальные задачи детского сада и начальной школы, исходя из психологических особенностей детей дошкольного и школьного возраста. Считая, что развитие личности ребенка идет непрерывно, она требовала, чтобы и усложнение воспитательно-образовательных задач шло сообразно возрасту детей.
Понимая, что переход в начальную школу психологически труден для детей, она предложила «мягкий» переход из детского сада в школу – элементарный класс, предназначенный для ребенка 6-7 лет, где «ребенок привыкает сидеть на одном месте, не чувствуя усталости».
В отличие от многих педагогов второй половины 19 века Симонович хорошо понимала важность планомерной и систематической работы с детьми, поэтому в своих дошкольных учреждениях считала обязательным составление воспитательно-образовательного плана. Отступление от него допускалось лишь в случае какого-либо важного события, а необходимыми требованиями организации воспитательно-образовательной работы детского сада она считала:
- работа садовницы с детьми 5-7 лет должна протекать по недельному расписанию;
- занятия в элементарном классе должны приближаться к школьно-урочной форме (предметные уроки);
- разнообразное применение методов и приемов, а также обязательное чередование игр и занятий;
- порядок и содержание занятий должны согласовываться с сезонными явлениями природы (принцип сезонности).
В своем детском саду Симонович ввела определенное недельное расписание игр и занятия для детей 5-7 лет: 1) родиноведение; 2) подвижные игры и гимнастика; 3) строение; 4) выкладывание палочек; 5) рисование; 6) вырезывание; 7) плетение; 8) складывание длинных лучинок; 9) складывание бумажек; 10) склеивание папки; 11) работа из гороха; 12) работа из глины (лепка); 13) работа в саду; 14) рассказывание; 15) грамота и счет.
Самое пристальное внимание Симонович уделяла развитию речи детей дошкольного возраста, полагая, что родной язык является не только средством умственного развития, но и, что важнее, нравственного становления личности.
Непосредственно занятия по обучению родному языку начинались уже в элементарном классе, причем сначала детей знакомили с азбукой, а потом с письмом. Характерно, что Симонович, несмотря на тогдашнюю моду на ранее изучение иностранного языка, выступала категорически против этого. Она, подобно Ушинскому, мотивировала свою позицию тем, что не усвоив родного языка, нельзя браться за изучение иностранного, не ранив при этом духовный мир ребенка.
Любовь к детям без различия – вот доминанта педагогики Симонович.
Изучение педагогического наследия А. С. Симонович, безусловно, помогло выявить имеющиеся продуктивные подходы к решению воспитательных проблем дошкольного детства, обратить внимание на те из них, которые оказались невостребованными, но в изменившихся условиях, под влиянием новых идей оказались актуальными.