Наталья Филиппова
Педагогические и психологические способы коррекции отклонений в личностном развитии шестилетних детей с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема личностных особенностей детей, отстающих в речевом развитии, чрезвычайно актуальна. В силу разнообразных причин речевая патология продолжает расти. С помощью различных методик, описанных в представленном материале статьи, в группе шестилетних детей с нарушениями речи была проведена диагностика. Её результаты показали наличие отклонений в личностном развитии детей. В статье подробно раскрыта коррекционная работа, направленная на снятие страхов, тревоги, импульсивности, агрессивности. Итоги проделанной работы дали положительную динамику. Надеюсь, что эта работа пригодится воспитателям коррекционных групп.
Публикация «Педагогические и психологические способы коррекции отклонений в личностном развитии шестилетних детей с нарушениями речи» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Проблема личностных особенностей детей, отстающих в речевом развитии, чрезвычайно актуальна.
Речевая патология в силу разнообразных причин стремительно растет. В ходе работы с помощью специальных методик: “Диагностика наличия
страхов” [5], “Определение агрессивности”, “Определение импульсивности”, “Оценка степени тревожности” [4], “Многофакторный личностный опросник” Р. Б. Кеттелла и Р. В. Коана [5] были проведенны исследования по изучению личностных особенностей детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
На основе полученных в ходе исследования данных, видны отличия в личностном развитии детей с нарушениями речи от детей, не имеющих недостатков в речи.
Перечислим эти отличия :
1. Дети с отставанием в речевом развитии характеризуются повышенной возбудимостью, импульсивностью в поведении.
2. У детей с нарушениями речи встречаются навязчивые чувства страха, тревоги.
3. Наблюдаются проявления агрессивности к окружающим их людям, склонность к негативизму.
Перед детьми, отстающими в речевом развитии, «встает проблема социально-психологической адаптации : нет контакта со сверстниками, ребенок не принят, изолирован или отвергнут. А между тем успешное становление отношений ребенка со сверстниками - основное условие его развития, важнейший фактор формирования личности. Неразвитые же навыки общения приводят к множеству психологических проблем и нервно - психическим заболеваниям» [9, с. 3А].
Чрезвычайная актуальность проблемы психического здоровья детей требует оказание помощи этим детям, необходимости проведения с ними коррекционных работ по снятию страхов, тревоги, импульсивности, агрессивности.
Снятие агрессивности.
Для коррекции поведения агрессивных детей, для улучшения их взаимоотношений с окружающими людьми про водится работа в четырех направлениях.
1. Обучение способам выражения гнева в приемлемой форме.
Прямо (вербально или не вербально) заявить о своих чувствах, при этом, давая выход отрицательным эмоциям с помощью игровых приемов (например, «лестница гнева» Р. Кэмпбелла [5, с. 14-16]).
2. Обучение способам выражения гнева в приемлемой форме.
Прямо (вербально или не вербально) заявить о своих чувствах, при этом давая выход отрицательным эмоциям с помощью игровых приемов (например, «лестница гнева» Р. Кэмпбелла [3, с. 14-16].
Выразить гнев в косвенной форме, вымещая его на человеке или предмете, который представляется разгневанному неопасным. Такое выражение гнева получило название перенос. (Описала этот способ выражения гнева В. Квинн [3, с. 16].
3. Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях. Можно использовать в работе этюды из «Психогимнастики» М. И. Чистяковой [7].
«M.Maк-Кей, П. Роджерс и Ю. Мак-Кей рекомендуют несколько интересных приемов обретения самоконтроля. Например, в карман одежды можно положить нарисованный от руки дорожный знак «Стоп». Как только агрессивного ребенка начнут одолевать незваные мысли и желания, он может достать из кармана картинку и мысленно или шепотом произнести: «Стоп». Для того чтобы данный прием начал работать, необходима многодневная тренировка» [3, с. l 7].
4. Отработка навыков общения.
Задача взрослого - научить детей выходить из конфликтных ситуаций приемлемым способом.
С этой целью можно провести в группе беседу, например, как поступить, если нужна игрушка, в которую кто-то уже играет.
Ролевая игра способствует нахождению способа примирения и разрешения конфликта.
5. Формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям и т. д.
Развивать эмпатию и формировать другие качества личности можно во время совместного чтения взрослого и ребенка. Обсуждая прочитанное, взрослый поощряет выражение ребенком своих чувств. Кроме этого очень полезно сочинять с ребенком сказки, истории.
Снятие импульсивности.
В коррекционной работе с импульсивными детьми используют три основных направления.
1. Развитие дифицитарных функций (внимания, контроля поведения, двигательного контроля).
Коррекционную работу следует проводить поэтапно, начиная с развития одной отдельной функции. Это связано с тем, что ребенку трудно одновременно быть и внимательным, и спокойным, и не импульсивным.
2. Отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Должна осуществляться индивидуальная работа. На первом этапе надо научить ребенка не только слушать, но и слышать - понимать инструкции взрослого: проговаривать их вслух, формировать самому правила поведения во время занятий и правила выполнения конкретного задания. Желательно выработать систему поощрений и наказания, которая поможет ему впоследствии практиковаться в детском коллективе.
На следующем этапе следует включать импульсивного ребенка в групповые виды деятельности постепенно, сначала с малой подгруппой детей (2-4 человека). Все занятия должны проходить в игровой форме [3, с. 121].
3. В работе с гневом могут быть использованы методы, описанные в разделе «Снятие агрессивности».
Снятие тревоги
Коррекционную работу с тревожными детьми целесообразно проводить в трех основных направлениях.
Первое направление: Повышение самооценки ребенка.
«Вирджиния Квинн предлагает оказывать им (детям) поддержку, проявлять искреннюю заботу о них и как можно чаще давать позитивную оценку их действиям и поступкам» [3, с. 45].
Второе направление: Обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения.
Чтобы помочь детям снизить напряжение и мышечное, и эмоциональное - можно научить их выполнять релаксационные упражнения. Подобные упражнения при водятся в книгах Чистяковой М. И. [7], Фопеля К. [6], Кряжевой Н. Л. [2].
Рекомендуется использовать игры, в основе которых лежит телесный контакт с ребенком. Очень полезным являются игры с песком, глиной, с водой, различные техники рисования красками (пальцами, ладонями и др.).
Использование элементов массажа и даже просто растирания тела также способствуют снятию мышечного напряжения.
Третье направление: Отработка навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка.
Эта работа заключается в обыгрывании как уже происходивших ситуаций, так и возможных в будущем.
Снятие чувства страха
Эмоцию страха переживают люди в любом возрасте, однако каждому возрасту присущи и так называемые «возрастные страхи». В 6 лет ведущим становится страх смерти. «Таким образом, наличие страхов у ребенка является нормой, но если страхов очень много, то следует говорить о наличии тревожности в характере ребенка» [3, с. 43]
Поэтому работу по снятию страха надо включать направления коррекции тревожности.
М. И. Шишова говорит об игре как о мощнейшем инструменте воздействия на детскую психику. Не насилуя волю ребенка, следует предлагать им различные игры на преодоление страхов темноты, снов, одиночества, смерти, сказочных персонажей, уколов и т. д. [8].
Можно использовать психокоррекционную сказку в работе со страхами (советует Зинкевич-Евсгигнеева т. д. [1]) Прочитав ее, дети обсуждают или не обсуждают сказку, проигрывают ее с помощью кукол, рисунков, песочницы и миниатюрных фигурок.
Для снятия мнимых, неадекватных страхов используются такие приемы, как разыгрывания этюдов на выражение страхов, рисования на тему «мои страхи», пантомимическое разыгрывание ситуации, в которой ребенок испытывал страх, беседа «кто чего боится на самом деле».
Познание детьми самих себя, лучшее понимание эмоционального состояния и поступков других людей при водит к возникновению чувства симпатии, уважения и сопереживания, что является непременным условием живого общения с окружающими детьми. Способность поставить себя на место другого ребенка помогает лучше понять возможного партнера по общению, выделить отдельные черты его характера и их проявления, выражающееся в поступках и действиях. Дети учатся быть терпимыми к чужим недостаткам, учатся сопереживанию, а это - прямой путь к полноценному общению.
Литература
1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. -С. Пб., 2000
2. Кряжева Н. В. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль. 1997
3. Лютович Е. К. Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. -С. Пб. ,2001
4. Психолого-педагогический практикум. Издательство РГПУ им. А. И. Герцена -С. Пб. ,1999
5. Рогов Е. И. Настольная книга практичееского психолога. -М. ,1999
6. ФопельК. Как научить детей сотрудничать? 4.1-3-М. 1998
7. Чистякова М. И. Страхи - это серьезно. -М. ,1997
8. Эльконин Д. В. Избранные психологические труды. -М. Педагогика,1989
9. Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику. -С. Пб. ,2001