Этери Калинина
Лэпбук «Речевичок» для занятий по развитию речи в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Участники: воспитанники подготовительной группы.
Возраст обучающихся: 6-7 лет.
Цель: превратить любое занятие в увлекательное путешествие по исследованию особенностей речевого развития.
Задачи:
1. Правильно произносить все звуки;
2. Говорить неторопливо и выразительно, поддерживая диалог;
3. Развивать навыки внимательного восприятия изображений и предметов, а также составления рассказов по заданному образцу;
Публикация «Лэпбук „Речевичок“ для занятий по развитию речи в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лэпбук по развитию речи. Говорим правильно
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
4. Формулировать связные предложения по изображению, состоящие из 5-6 предложений;
5. Слушать и поминать смысл и содержание поговорок и пословиц;
6. Расширять словарный запас и использовать предлоги в своей речи;
7. Развивать зрительное внимание, мышление, память, связную речь, фантазию и воображение.
Для повышения интереса детей к занятиям по развитию речи был разработан лэпбук «Речевичок». Это пособие предназначено для детей в возрасте 6-7 лет и может быть использовано в различных форматах:
• в качестве наглядного материала для подгрупповой и индивидуальной коррекционной образовательной деятельности;
• во время индивидуальной работы воспитателя с детьми для закрепления речевых задач.
В лэпбуке представлены игры и упражнения, направленные на развитие грамматического строя речи, а также внимания и памяти у детей. Лэпбук представляет собой книжку-раскладушку с множеством разнообразных элементов, кармашков различных форм и конвертов, которые ребенок может извлекать, переставлять и складывать по своему усмотрению, а также за один раз просматривать все ее содержимое. Несмотря на кажущуюся простоту, в нем собраны все необходимые материалы, объединенные общей темой.
Актуальность
Игра занимает центральное место в жизни дошкольников, поскольку именно в процессе игры формируются ключевые навыки, такие как внимание, память и воображение. В ходе игр дети не только развлекаются, но и усваивают социальные нормы, учатся взаимодействовать с окружающими, а также закрепляют полученные знания. Это создает прочный фундамент для их дальнейшего обучения и социализации.
Создание условий для активного внедрения дидактических игр в образовательный процесс дошкольных учреждений становится одной из приоритетных задач современного образования. Дидактические игры, которые направлены на развитие определенных навыков и знаний, помогают детям лучше усваивать учебный материал, а также развивают их критическое мышление и креативность. Например, игры на основе ролевого взаимодействия позволяют детям примерять на себя разные социальные роли, что способствует лучшему пониманию окружающего мира и развитию эмпатии.
Кроме того, своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка. Развитие речи не только влияет на его способность к обучению в школе, но и на общение с окружающими, что в дальнейшем определяет качество его жизни.
В контексте реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) дошкольного образования современные педагоги активно ищут новые подходы, идеи и технологии, чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым к образованию и воспитанию детей.
Одним из эффективных средств обучения дошкольников является лэпбук. Лэпбук представляет собой современное и доступное средство, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса. Работа с лэпбуком соответствует основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми, обеспечивая вовлеченность педагога наравне с детьми и отражая добровольное участие детей в образовательной деятельности.
Лэпбук «Речевичок» включает в себя следующие игры:
Дидактическая игра «Звуковые дорожки».
Цель игры:
- автоматизация поставленного звука в словах в различных позициях;
- развитие звукового анализа слов; формирование у ребенка навыков собственного самоконтроля за речью;
- активизация психических процессов: восприятия, внимания, памяти;
- совершенствование зрительно – моторной координации и ориентирования в пространстве.
Дидактическая игра «Ребусы».
Цель игры: Стимулирование мыслительной активности, укрепление навыков звукового анализа и обучение чтению.
Задачи:
- Практиковать выделение первого звука в слове, а также различение гласных и согласных звуков.
- Обучать сопоставлению звука с буквой.
- Развивать мыслительные процессы и готовить детей к чтению.
- Формировать пространственные представления.
- Воспитывать самостоятельность и находчивость.
Дидактическая игра «Определи место звука в слове».
Цель. Обучать детей нахождению места звука в слове: в начале, в середине, в конце.
Дидактическая игра «Определи количество слогов в слове».
Цель. Развивать умение определять количество слогов в словах с помощью вспомогательных средств, основываясь на числе гласных звуков.
Дидактическая игра «Чистоговорки»
Цель: развитие фонематического слуха дошкольников и лексико–грамматических категорий.
Задачи:
- развивать восприятия темпа, ритма, речевого дыхания, навыков управления силой своего голоса,
- отрабатывать силу и координацию воздушной струи, модуляцию голоса, правильный темп речи, интонационную выразительность речи, четкость дикции,
- обогащать, пополнять собственный словарный запас, уточнять известные и новые понятия, узнавать значение слов.
Дидактическая игра «Читаем слоги».
Полезными упражнениями для развития речевого слуха и дикции служат чистоговорки и скороговорки.
Цель: развить у дошкольников навыки фонематического анализа и чтения.
Дидактическая игра «Скороговорки-Мнемотаблицы».
Цель: развивать способность дошкольников составлять скороговорку с опорой на мнемотаблицу.
Дидактическая игра «Составь слово».
Цель: развивать способность дошкольников подбирать одинаковые по форме фигуры для составления слова, последующее чтение.
Дидактическая игра «Какое варенье»
Цель: развивать способность у дошкольников образовывать прилагательные от основ существительных. Развивать логическое мышление, внимание.
Дидактическая игра «Найди ударный слог в слове».
Цель: развивать способность у дошкольников распознавать на слух ударные слоги в словах.
Дидактическая игра «Фонематические потешки».
Цель: Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие.
- Развивать слуховое внимание и память,
- Воспитывать интерес к звучащему слову.
Дидактическая игра «Составь рассказ по картинкам».
Цель: развивать способность составлять сюжетный рассказ по
картинкам; развивать способность самостоятельно придумывать для сюжета рассказа события; учить определять в рассказе начало, основную часть, заключение, развивать способность восстанавливать их последовательность.
Результаты.
Использование такого учебно-дидактического пособия, как лэпбук, способствует всестороннему развитию устной речи у детей, что включает в себя не только расширение словарного запаса, но и улучшение навыков построения предложений, а также развитие фонематического слуха и артикуляции. Лэпбук способен обогащать словарный запас дошкольников; развивать связную речь дошкольников; сформировать грамматические категории; совершенствовать мелкую моторику.
Важно отметить, что в процессе работы с лэпбуком педагогам и родителям следует внимательно следить за тем, как дети выполняют задания, особенно в рамках дидактических игр, чтобы не только контролировать правильность выполнения заданий, но и вовремя корректировать ошибки, что является ключевым моментом в обучении.
Лэпбук, благодаря своему яркому и привлекательному дизайну, способен захватить внимание детей, что делает процесс обучения более увлекательным и продуктивным. Такое пособие представляет собой компактную форму подачи информации, что позволяет детям легко усваивать материал и активно участвовать в занятиях. Лэпбук содержит различные кармашки, карточки и элементы для игры, что способствует интерактивному взаимодействию и делает обучение более разнообразным.
Кроме того, работа с лэпбуком развивает у детей такие важные навыки, как умение работать в команде, делиться своими мыслями и слушать мнения других. Это не только помогает в речевом развитии, но и формирует социальные навыки, что важно для успешной коммуникации в будущем.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование лэпбуков в образовательном процессе оказывает положительное воздействие на речевое развитие детей. Это пособие не только делает обучение более интерактивным и интересным, но и способствует всестороннему развитию личности ребенка. Важно, чтобы родители и педагоги активно участвовали в этом процессе, поддерживая и направляя детей на пути к овладению устной речью.