Александра Сереевна Золотарева
Дидактическая игра «Сенсорные дощечка»
▼ Скачать + Заказать документы
Вспомните, многие из нас в детстве развлекались, прикладывая к глазам цветные стеклышки: синее - мир становится серьезным, угрюмым; желтое - все кажется радостным и веселым, даже если день пасмурный. Думаете несерьезное, бессмысленное занятие? Нет!
С раннего возраста дети пользуются ограниченной палитрой цветов, которая расширяется, по мере того, как они взрослеют, а далее они учатся подбирать цвета, оттенки и создавать образ в рисунке, аппликации, а также выражать индивидуальное отношение к цвету.
Публикация «Дидактическая игра „Сенсорные дощечка“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
Исследования показывают, что художественно-творческая деятельность – это естественное и увлекательное занятие дошкольников, это самый первый опыт выражения ребенком своего отношения к окружающему его миру, это возможность проявления фантазии и творчества.
Знакомство с цветом помогает детям полнее и точнее воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. Привлечение внимания ребенка к окружающей действительности открывает ему источник ярких образов, помогает устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями.
Решение задач по формированию цветового восприятия подразумевает создание необходимых условий для успешной работы над этой проблемой: системной работы по формированию чувства цвета у детей в процессе изобразительной деятельности; использование в работе с детьми цвета, колорита произведений народного и классического изобразительного искусства; систематических наблюдений в природе; использование в работе дидактических игр; эстетическое оформление среды.
Для формирования у детей чувства цвета большое значение имеет также использование пособий. Изобразительная деятельность не может осуществляться без наличия разнообразного материала, произведений искусства, литературы, дидактических игрушек.
Ведущими средствами в развитии цветового восприятия детей являются дидактические игры и игрушки. В процессе разнообразных дидактических игр дети учатся выделять цвет предметов, называть цвета и оттенки, сравнивать предметы по цвету, группировать их по сходству цвета, расскладывать по основному цвету и оттенкам.
В играх дети знакомятся с основными цветами и их оттенками в определённой последовательности. Сначала дети осваивают контрастные основные цвета (красный, желтый, синий, зелёный). Затем учатся различать ещё несколько цветов (оранжевый, черный, приучаясь подбирать похожий цвет по образцу, не называя его. В начале не надо добиваться запоминания цветов. В более сложных заданиях с чередованием цвета добавляется белый и фиолетовый цвета.
При ознакомлении детей с цветовой гаммой применимы следующие дидактические игры : «Собери радугу», «Цветик-семицветик», «Найди пару», «Цветные карандаши» и т. д.
А можно придумать свои игры исходя уже из известных, использовать различные бросовых материалы и фантазию. Вот так и я исследуя просторы интернета, пришла к выводу, что знакомить детей с цветами, и их оттенками, можно просто и легко, а главное интересно. И ведь многого для этого не нужно, просто взять все что есть под рукой и сделать увлекательные игры.
Когда я думала как же сделать изучение цветов с детьми интересным и увлекательным, и главное разносторонним, мне пришли мысли, что можно задействовать не только глаза детей, но и руки, развивая тем самым не только зрительную память, внимание но и сенсорные навыки детей, мелкую моторику рук. И мне на ум пришли обыкновенные бутылки. А почему нет? Мы каждый день покупаем воду в бутылках, после опустошения бутылки, просто отправляем ее на утилизацию, а ведь ее можно использовать на свое усмотрение.
Вот так, раздумывая, как я могу использовать бутылку, чтобы она могла быть полезна для развития навыков детей, обратила внимание на крышку, тем самым понимая, что мы ее закручиваем. И вуаля. Я поняла, что я могу использовать крышки и горлышко от бутылки, сделав их цветными и пользоваться ими как дидактическим материалом.
Так же размышляя о том, как сделать чтобы это было еще и удобно в использовании, я дома обнаружила остатки пластика для отделки стен, и решила, что не зря придумана акция «Пластик на пользу людям», и так же использовала его для основы своей задумки.
Для сбора бутылок, я объявила не большую акцию с участием детей, родителей, педагогов и всего коллектива детского сада и начали собирать бутылки. В итоге мини – акции у нас собралось достаточно большое колличество бутылок и тут моя фантазия разыгралась.
Я могу представить вам, игры сделанные своими руками для детей раннего и младшего дошкольного возраста, направленных на формирование цветовых эталонов.
Взяв за основу того что с детьми раннего дошкольного возраста, мы начинаем изучать 4 основных цвета, то решила, что для этого можно сделать небольшую сенсорную дощечку (так я ее назвала, и использовать 4 горлышка и 4 крышки, предварительно окрасив их в нужные цвета. Посмотрев на готовую задумку, я пришла к выводу, что можно сделать похожий вариант для младшего возраста, немного его усложнив, добавив еще 4 цвета, изучение которых мы вводим непосредственно в младшей группе. Вот так у меня получились игры «Волшебные цвета» и «Вот какие у нас цвета». Для того чтобы развивать в этой игре еще внимание и мышление детей, я сделала карточки для образца накручивания крышек с разным цветовым порядком, чтобы глядя на карточку ребенок накручивал крышки в том цветовом порядке, что и на карточке.
Далее я подумала, что если есть игра «Цветик – семицветик», то почему бы ее не усовершенствовать, используя так сенсорные дощечки. И таким образом получила игры «Чудо цветок» и «Цветик». Для этих игр я так же создала цветовые карточки, в виде цветка, но немного разнообразила их, так, чтобы дети при помощи воспитателя могли эту карточку надеть на сенсорную дощечку и подобрать крышки нужных цветов и дополнить лепестки.
На этом я не остановилась, и опять же обратилась к просторам интернета и увидела игру «Подбери колесо автомобилю». И тут пришла мысль, что так же можно использовать крышки, горлышки и дощечки. Думая о создании такой сенсорной дощечки, поняла, что тут еще можно использовать и большие крышки. И в этой игре будут введены еще такие понятия как «большой» и «маленький». Вот так и получилась игра «Цветные автомобили», которую можно использовать как в раннем дошкольном возрасте, так и в младшем, усложняя в цветовых карточках.
Все игры, сделанные мной, безопасны в использовании, их можно обрабатывать как водой так и бактерицидной или кварцевой лампой.
Как показала практика, детям стало более интересно осваивать цвета и легче их запоминать. Эти игры можно использовать как в организованной деятельности, так и в индивидуальной деятельности педагога с детьми, а так же в самостоятельной деятельности детей. Я думаю, что еще много игр можно придумать с помощью обычных крышек и горлышек от бутылок. Поэтому, на этом я не остановлюсь и буду дальше пополнять свою копилку идей, усложняя игры для более старшего возраста, подбирая интересный материал и используя свою фантазию.