Лучший педагог года

Конспект урока по педагогической конфликтологии

Бурдонова Марина Викторовна
Конспект урока по педагогической конфликтологии

Тема: Педагогическая конфликтология

Обоснование темы: Актуальность темы урока обусловлена тем, что педагогу по роду своей профессиональной деятельности необходимо выстраивать отношения. Каждый человек – это личность, обладающая набором своих внутренних характеристик и качеств. В связи с этим возможно возникновение различных конфликтных ситуаций.

Цель занятия: сформировать представление и понимание о конфликте в педагогической среде.

Публикация «Конспект урока по педагогической конфликтологии» размещена в разделах

Перечень рассматриваемых вопросов темы практического занятия:

1-й Что такое конфликт?

2-й Какие функции выполняет конфликт?

3-й Какие существуют виды конфликтов?

4-й Структура конфликтов

5-й Типы конфликтов

6-й Причины возникновения конфликтов

7-й Способы разрешения конфликтов

Тип занятия: практическое

Методы и формы обучения: при проведении занятия используется интерактивный метод обучения.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая.

Оснащение занятия: (наглядные средства обучения, технические средства обучения.)

Основные этапы занятия и ориентировочное время их проведения.

Этапы

Содержание учебного материала

Время

1

Организационный момент

Приветствие

5 мин.

2

Мотивация учебной деятельности. Целевая установка занятия.

Формулировка темы, цели, задач занятия, мотивация обучения.

2-3 мин.

3

Теоретическое осмысление учебного материала или актуализация опорных знаний.

Контрольные вопросы:

1-й Что такое конфликт?

2-й Классификация конфликтов

3-й Какие функции выполняет конфликт?

4-й Причины возникновения конфликтов

5-й Способы разрешения конфликтов

6-й Стили поведения в конфликте

10-15 мин.

4

Изложение нового материала.

Конфликт. Виды и структура конфликтов. Функции конфликтов. Методы разрешения конфликтов. Способы поведения в конфликте.

20-30 мин.

5

Методические указания к проведению самостоятельной работы.

Подготовка рефератов на тему:

1-й "Вертикальные" и "горизонтальные" конфликты

2-й Психологические механизмы и технологии переговоров

3-й Социальное партнерство (анализ на конкретных примерах)

6

Осмысление и систематизация полученных знаний и умений.

Фронтальный опрос

Итог 90 мин.

Рекомендуемая литература

1. Анцупов А. Я. Конфликтология : учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. Москва: Юнити, 2000. 551 с.

2. Большая психологическая энциклопедия / под ред. Н. Дубенюк. Москва: Эксмо, 2007. 544 с

3. Козырев Г. И. Введение в конфликтологию : учебное пособие / Г. И. Козырев. Москва: Владос, 2001. 176 с.

Конспект занятия

1.

Понятие конфликт

Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus – «столкновение» и обозначает столкновение сил, сторон, мнений и интересов людей, вызывающее определенные действия. Впервые понятие «конфликт» в качестве научного термина использовал английский социолог Г. Спенсер в своем труде «Основания социологии». Понятие «конфликт» является междисциплинарным. Конфликты изучают такие науки как психология, педагогика, социология, история, политология, философия и др. Изучением социального конфликта занимались М. Вебер, У. Мур, А. Росс и другие зарубежные и отечественные социологи.

Конфликт возникает как форма социального противоречия и заключается в осознанном противоборстве субъектов, преследующих несовместимые цели. С точки зрения А. Г. Здравомыслова, конфликт – это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов предлагают понимать под конфликтом наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

Неумение на практике управлять педагогическими конфликтами, находить оптимальные способы их предупреждения, разрешения негативно сказывается на организации учебно-воспитательного процесса.

2.

Классификация конфликтов

В зависимости от того, какие структурные элементы конфликта рассматривались, Ф. Е. Василюк, Н. В. Гришина, М. Дойч, Дж. Доллард, А. А. Ершов, К. Левин, Н. Д. Левитов, А. Р. Лурия, Н. Миллер и другие ученые создавали свои классификации конфликтов.

В зависимости от сторон, вовлеченных в конфликт, противоречия бывают:

• внутриличностными – отражают борьбу равных по силе мотивов, влечений, интересов личности;

• межличностными – характеризуются тем, что каждый из участников стремится реализовать в процессе взаимодействия свои, взаимоисключающие, цели;

• личностно-групповыми – в этом случае возникает конфликт между личностью и группой; наблюдается в случае несоответствия поведения личности групповым нормам и ожиданиям;

• межгрупповыми – конфликтующими сторонами в этом случае выступают социальные группы, преследующие несовместимые цели и препятствующие друг другу в их осуществлении;

• международными.

В аспекте потребностей конфликты подразделяются на материальные, статусно-ролевые, духовные. По времени протекания конфликты бывают кратковременными, быстротечными, длительными (затяжные, продолжающиеся годы, десятилетия).

По результативности:

конструктивные (позитивные) : в результате таких конфликтов группы, в которых они происходят, сохраняют свою целостность, а отношения между членами группы принимают характер сотрудничества;

• деструктивные, патологические, негативные, когда взаимоотношения между людьми приобретают нецивилизованные формы, характер противостояния, борьбы и могут привести даже к разрушению, распаду организации.

Л. А. Козер конфликты подразделяет на реалистические (предметные) и нереалистические (беспредметные).

Реалистические вызываются неудовлетворением определенных требований участников и несправедливым (по мнению одной или обеих сторон) распределением преимуществ между ними. Эти конфликты направлены на борьбу с предполагаемым источником неудовлетворенности или несправедливости и имеют целью достижение определенного результата.

Нереалистические конфликты требуют взаимодействия между двумя или более людьми, но причиной их являются не противоречащие друг другу устремления противников, а потребность освободиться от напряжения, от негативных эмоций.

В реалистических конфликтах могут быть выделены конструктивная и деструктивная фазы, а нереалистические конфликты состоят из одной фазы – деструктивной.

Деструктивная фаза конфликта характеризуется неудовлетворенностью оппонентов друг другом. Способы решения конфликта превышают критический порог, совместная деятельность становится неуправляемой: 1) стороны стремятся завысить свои возможности и занизить возможности оппонента, самоутвердиться за его счет, неконструктивно критикуют друг друга и т. д. Эти реакции оцениваются оппонентом как личные оскорбления, и далее включаются механизмы активной защиты и противодействия с его стороны; 2) повышение активности оппонентов при резком ослаблении самоконтроля; нарушение обратной связи. На этом этапе участникам конфликта сложно вернуться в конструктивную фазу.

Конструктивная фаза конфликта характеризуется осознанием оппонентами цели, объекта конфликта, средств достижения цели, правильной оценкой собственного состояния, возможностей и способностью объективно оценить состояние и реакции оппонента. Совместная деятельность остается в рамках делового обсуждения предмета конфликта.

3. Функции конфликта

Льюис Козер выделяет следующие функции конфликта : конструктивные (положительные) и негативные (отрицательные). Однако для этого конфликт должен быть управляемым.

Основными негативными функциями конфликта являются следующие :

• ухудшение социального климата в группе, снижение производительности труда или успеваемости в учебе, переформирование группы в целях разрешения конфликта;

• неадекватное восприятие и непонимание конфликтующими сторонами друг друга;

• отсутствие сотрудничества между конфликтующими сторонами в ходе конфликта и после него;

• стремление каждой из сторон к лидирующему положению в конфликте (к победе во что бы то ни стало, конфронтация;

• материальные и эмоциональные затраты на разрешение конфликта.

Позитивные функции конфликта отражают динамику процессов, происходящих в группе, в коллективе и заключаются в следующем:

• стимулирование системы (группы, коллектива, приведение к новым формам межличностного и межгруппового взаимодействия;

• диагностирование сложившихся отношений в группе;

• снятие состояния напряженности, оздоровление межличностных отношений;

• способствование изменению структуры социальной группы, ее сплочению;

объединение участников: в ходе конфликта его участники лучше узнают друг друга; выявляются незаметные до этого достоинства и недостатки членов группы, создаются условия для переоценки моральных качеств (стойкости, мужества и т. д.) участников конфликта, для выдвижения и формирования лидеров;

• стимулирование развития личности, формирование чувства ответственности, осознания своей значимости;

• снятие синдрома «выученной беспомощности», активизирование инициативы людей.

При анализе позитивных и негативных функций конфликта необходимо учитывать продолжительность его протекания: положительный, но затянувшийся конфликт может иметь негативные последствия.

4. Причины возникновения межличностных конфликтов

Информационные факторы

Информационные факторы, которые вызывают конфликт – это та информация, которая является приемлемой для одной стороны и является неприемлемой для другой стороны. Данные факторы включают искажение информации, неточные факты, несвоевременную передачу информации, неточные акценты, ненадежные источники, противоречивую и обильную информация.

Наиболее частыми информационными факторами являются:

• неполные и неточные факты, в том числе вопросы, связанные с представлением об истории и возникновении проблемы конфликта;

• нежелательное раскрытие информации, которая способна оскорбить ценности какой-либо из сторон, оставить неприятные воспоминания и нарушить конфиденциальность;

• недооценка фактов и их значения;

• ненадежность свидетелей, экспертов, источников данных или информации, в том числе спорные результаты по экспертизе и вопросы, которые касаются неопробованных новых технологий, а также неточность сообщений средств массовой информации и переводов;

• слухи;

• невольная дезинформация;

• произвольная интерпретация языка, в частности выражений такого рода как: "приблизительно", "по оценкам", "много", "слишком много", "около", "существенно", "достаточно", "значительно", "намеренно", "всеобщее согласие", "достаточно точный", "довольно честный", "чрезмерно", "приемлемость" и т. п.

Поведенческие факторы

Поведенческие факторы дают бесконечный список частных примеров. В данную группу можно включить агрессивность, эгоизм, бестактность, грубость, невыполнение данного обещания, стремление к превосходству.

Факторы отношений

Факторы отношений связаны с удовлетворением от взаимодействия между двумя и более сторонами, либо его отсутствием. Это любая неуравновешенность в отношениях, к примеру, разный уровень образования, классовые различия, манеры поведения, несовместимость интересов, разные ценностные ориентиры в жизни, низкий уровень авторитетности и доверия.

Необходимо обратить внимание на следующие аспекты:

• основа отношений (принудительные/добровольные);

• ценность отношений для различных сторон;

• совместимость сторон в сфере поведения, ценностей, профессиональных и/или личных целей и личного общения;

• ожидания от взаимоотношений;

• вклад обеих сторон в отношения (деньги, время, надежды и мечты, эмоции, репутация и энергия);

• длительность отношений;

• сущность отношений (зависимые, взаимозависимые, независимые);

• важность взаимоотношений;

• обещание, подразумеваемое или данное непосредственно, нарушенное, сдержанное, либо еще не выполненное;

• дифференциация в образовательном уровне, классовые различия, профессиональном и жизненном опыте;

• уровень авторитетности и доверия;

• баланс сил в отношениях;

• негативный остаток от предыдущих конфликтов;

• история отношений;

• ценности групп, общества, религии, к которым относятся стороны, и оказываемое ими давление на отношения данных сторон.

5. Методы урегулирования и разрешения межличностных конфликтов

Урегулирование и разрешение конфликтов – это система мер, направленная на их предотвращение, а также поиск путей выхода из конфликта.

Можно выделить типичные ошибки в области урегулирования конфликтов :

запаздывание в принятии необходимых мер;

• попытка разрешить конфликт без выяснения его истинных причин;

• использование только силы, карательных мер по урегулированию конфликтов или, наоборот, только дипломатических переговоров;

• шаблонное применение схем урегулирования конфликта без учета его типа и особенностей.

Разрешение конфликта – это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. Деятельность по разрешению конфликтов включает в себя : 1) анализ и выявление причин конфликта и его участников; 2) принятие решения о вмешательстве в конфликт с учетом его исхода; 3) реализацию принятого решения.

Суть разрешения конфликта состоит в воздействии на его причины и участников. Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта. Для разрешения конфликта необходимо изменение самих оппонентов (или хотя бы одного из них, позиций, которые они отстаивали в конфликте. Часто разрешение конфликта основывается на изменении отношения оппонентов к объекту конфликта или друг к другу. В ходе разрешения конфликта анализируются :

• источники конфликта – его исторические, экономические, социальные, национальные, конфессиональные предпосылки; субъективные или объективные переживания сторон, нравственные, гуманитарные аспекты; глубина конфликта : противоречие мнений, позиций или полная конфронтация;

«биография» конфликта, т. е. его история и фон, на котором он прогрессировал; нарастание конфликта, избранные способы «борьбы», кризисы и поворотные точки в его развитии; жертвы и иные последствия конфликта;

• стороны конфликта – личности, группы (зависимости от фактического числа реальных сил и участников определяется уровень сложности конфликта);

• позиции и отношения сторон – формальные и неформальные, общие и частные; взаимозависимости позиций разных участников и масштабов отношений; роли в конфликте различных группировок и личностей; характер личных отношений между оппонентами;

• отношение к конфликту : стремятся ли стороны разрешить конфликт; хотят решить его самостоятельно или рассчитывают на внешние факторы воздействия.

Урегулирование конфликта отличается от разрешения тем, что в устранении противоречия между оппонентами принимает участие третья сторона (с согласия противоборствующих сторон либо без их согласия). При завершении конфликта противоречие, лежащее в его основе, разрешается не всегда. Затухание конфликта – это временное прекращение противодействия сторон при сохранении основных признаков конфликта : противоречия и напряженных отношений. Конфликт переходит из явной формы в скрытую. Затухание конфликта обычно происходит в результате:

• истощения ресурсов обеих сторон, необходимых для борьбы;

• потери мотива к борьбе, снижения важности объекта конфликта;

• переориентации мотивации оппонентов (возникновение новых проблем, более значимых, чем борьба в конфликте).

Под устранением конфликта понимают такое воздействие на него, в результате которого ликвидируются основные структурные элементы конфликта. Устранение конфликта возможно с помощью следующих способов:

• изъятие из конфликта одного из участников;

• исключение взаимодействия участников на длительное время;

• устранение объекта конфликта.

Перерастание в другой конфликт происходит, когда в отношениях сторон возникает новое, более значимое противоречие и происходит смена объекта конфликта. Исход конфликта рассматривается как результат борьбы с точки зрения состояния сторон и их отношения к объекту конфликта. Исходами конфликта могут быть :

• устранение одной или обеих сторон;

• приостановка конфликта с возможностью его возобновления;

• победа одной из сторон (овладение объектом конфликта);

• деление объекта конфликта (симметричное или асимметричное);

• согласие о правилах совместного использования объекта;

• равнозначная компенсация одной из сторон за овладение объектом другой стороной;

• отказ обеих сторон от посягательств на данный объект.

Послеконфликтный период состоит из двух этапов:

• частичная нормализация отношений. Она происходит в условиях, когда еще не исчезли негативные эмоции, имевшие место в конфликте. Этап характеризуется переживаниями, осмыслением своей позиции. Происходит коррекция самооценок, уровней притязания, отношения к партнеру. Обостряется чувство вины за свои действия в конфликте. Но негативные установки по отношению друг к другу не дают возможности сразу нормализовать отношения;

• полная нормализация отношений. Наступает при осознании сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия, чему способствуют преодоление негативных установок, продуктивное участие в совместной деятельности, установление доверия.

Профилактика конфликтов предполагает их прогнозирование (время наступления, тяжесть последствий и др.). Непосредственная профилактика связана с устранением условий возникновения конфликтов. В ее основе лежат устранение деформаций социальных отношений, сглаживание групповой дифференциации, а также социальная психогигиена, психопрофилактика, массовая, групповая и индивидуальная психотерапия, просвещение, обучение, тренинг общения.

6. Стили поведения в конфликте

Двухмерная модель Томаса–Килменна отражает методы регулирования и стили поведения людей в конфликтной ситуации. Основополагающими измерениями в данной модели являются:

1. кооперация – человек проявляет внимание к интересам других людей, вовлеченных в конфликт;

2. напористость – внимание человека сосредоточено только на защите собственных интересов.

Для более эффективного решения проблемы необходимо выбрать определенный стиль (стратегию) поведения. Под стратегией поведения в конфликте понимают ориентацию личности по отношению к конфликту, установку на определенные формы поведения в ситуации конфликта. Психологи К. Томас и Р. Килменн определяют пять возможных стилей поведения в конфликтных ситуациях :

1. сотрудничество – совместная выработка решения, удовлетворяющая интересы всех сторон, требующая интеграции позиций субъектов взаимодействия;

2. компромисс – урегулирование разногласий через взаимные уступки;

3. избегание (игнорирование, уход) – уклонение от конфликта, стремление выйти из конфликта, не решая его;

4. приспособление (уступка) – понижение своих стремлений и принятие позиции оппонента;

5. соперничество (конкуренция) – открытая борьба за свои интересы, жесткое отстаивание своей позиции.

Как правило, в конфликте используется комбинация стратегий; но порой доминирует одна из них. Стратегии поведения в конфликте могут реализовываться через различные тактики, т. е. совокупности приемов воздействия на оппонента. При этом одна и та же тактика может использоваться в рамках разных стратегий. Известны следующие тактики воздействия на оппонента:

1. захват и удержание объекта конфликта (применяется в конфликтах, где объект материален);

2. физическое насилие (ущерб) : здесь используются такие приемы, как уничтожение материальных ценностей, физическое воздействие, нанесение телесных повреждений различной тяжести, блокирование чужой деятельности, причинение боли и т. п. ;

3. психологическое насилие (ущерб) : используются такие приемы, как оскорбление, грубость, оскорбительные жесты, негативная личностная оценка, дискриминационные меры, клевета, дезинформация, обман, унижение, жесткий контроль за поведением и деятельностью, диктат в межличностных отношениях, вызывающие у оппонента обиду, задевающие его самолюбие, достоинство и честь;

4. давление: предъявление требований, указания, приказы, угрозы, вплоть до ультиматума, компромат, шантаж;

5. демонстративные действия: действия, осуществляемые с целью привлечения внимания окружающих к своей персоне – публичные высказывания и жалобы на состояние здоровья, невыход на работу, заведомо неудавшиеся попытки самоубийства и т. п. ;

6. санкционирование: воздействие на оппонента с помощью высказываний, увеличения рабочей нагрузки, наложения запретов, установления блокад, невыполнения распоряжений под каким-либо предлогом, открытого отказа от выполнения;

7. фиксация своей позиции: использование фактов, логики для подтверждения своей позиции и применение убеждения, просьб, критики, выдвижение предложений;

8. дружелюбие: корректное обращение, подчеркивание общего в позициях оппонентов, демонстрация готовности решать проблему, предъявление необходимой информации, предложение помощи, оказание услуги, извинение, порицание;

9. сделка: взаимный обмен благами, обещаниями, уступками, извинениями.

Публикации по теме:

«Не страшны преграды, если мама рядом». Конспект педагогической гостиной к Дню матери «Нестрашны преграды, если мама рядом» Конспект педагогической гостиной, посвященной, «Дню матери» Пушкинская Анна Анатольевна воспитателя.

Фотоотчет о проведении ежегодного Всероссийского урока «Эколята — молодые защитники природы. Тема урока «Как помочь птицам»Фотоотчет о проведении ежегодного Всероссийского урока «Эколята — молодые защитники природы. Тема урока «Как помочь птицам» 30.11.2021 года, на базе МДОБУ д/ с №10 "Вишенка" Арсеньевского городского округа, Приморского края, воспитанники старшей группы №4.

Конспект мастер-класса «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в педагогической деятельности»Конспект мастер-класса «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в педагогической деятельности» Цель: - проработать актуальное состояние педагогов - профилактика эмоционального выгорания; - развитие эмоциональной гибкости; - гармонизировать.

Конспект урока математики в 1 классе «Уравнение» Технологическая карта урока математики Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: 22.01.2014 г. Класс 1А Тема. Уравнение. Тип.

Автор публикации:
Конспект урока по педагогической конфликтологии
Опубликовано: 18 августа 2024 в 21:12
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока по педагогической конфликтологии» (включая файлы) размещена пользователем Бурдонова Марина Викторовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 сентября. Передвижка «День воссоединения Донбасса и Новороссии с Россией»

30 сентября в нашей стране отмечается особая памятная дата — День воссоединения Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области с Российской...

29 сентября. Ленд-арт фестиваль. Передвижка «Осеннее творчество»

 Игры с детьми на прогулке важны в любое время года, но можно не просто гулять, а заниматься творчеством. Все, что нужно для занятий в стиле «лэнд-арт», можно найти буквально у себя под ногами....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД