Любовь Семенова
Патриотизм через народные танцы в дошкольном образовании
▼ Скачать + Заказать документы
Патриот — это человек,
служащий родине,
а родина — это прежде
всего народ.
Н. Г. Чернышевский
В современных условиях проблема патриотического воспитания детей становится одной из самых актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. В ней ребенок получает первые уроки нравственности, гражданственности, закладываются его жизненные позиции. Все эти уроки важны и актуальны, и в дошкольном возрасте приоритетной для формирования основ патриотизма, на мой взгляд, является задача воспитания у ребенка любви и привязанности к родному дому, семье, семейным традициям и обычаям.
Публикация «Патриотизм через народные танцы в дошкольном образовании» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остаётся искусство, представляющее целостную картину мира в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов. В процессе исторического развития искусство выступает и как хранитель нравственного опыта человечества.
От серьезных пробелов в художественном воспитании, упущении в культурной работе в целом и почти полного отсутствия до недавнего времени пропаганды народного искусства, в частности.
Решению задач воспитания подрастающего поколения на традициях отечественной культуры, приобщению детей к отечественным ценностям во многом способствуют занятия народным танцем. Ведь именно развитие народного творчества тесно связано со своей историей народа своей малой Родине, а народный танец с помощью танцевальных образов, в специфической форме выражает и раскрывает духовную жизнь народа, его быт, вкусы и идеалы.
Изучение народного танца способствует знакомству обучающихся с богатейшим хореографическим фольклором нашей страны, воспитанию любви к Родине, к своей нации.
Начиная знакомство с малой Родины и ее традициями через танцы на начальном этапе разучивания элементов, дети знакомиться с историей танца. Это прежде всего костюм, в котором будут танцевать этот танец. История, в каких областях России его танцевали, в каких темпах и характерах. Слушание фрагментов танца в разном характере и темпе. Объяснение и демонстрирование основных элементов танца. Активизирует внимание на движения и исполнение элементов ярко, выразительно и понятно детям.
Издавна человек привык в движениях передавать волнующие его чувства. Языком танца может быть раскрыт духовный мир человека, показано его отношение к труду, к людям, к различным событиям.
Через танцы дошкольники постепенно усваивают свою принадлежность к большой Родине. Быть гражданином РФ, значит, быть сыном великого государства, высоко нести его знамя и быть в ответе за его стабильность и благополучие.
Цель нравственно-патриотического воспитания детей — сформировать у дошкольников отношения высокой духовной нравственности с активной жизненной позицией, направленной на сохранение и приумножение достижений народа своей страны, своей республики.
Все основные движения народного танца отражают черты национального характера народа. Народные танцы являются составляющей частью народной хореографии, разнообразны в ритмическом и мелодическом отношении. Самой простой формой народных танцев являются неотъемлемой составляющей частью весенних, летних, осенних и зимних больших праздников. Танцы медленные, так и быстрые – строятся на простых танцевальных движениях. Композиции танцев напоминают причудливые узоры, исполняющие не только в кругу, но и в линиях, змейках, цепочках и т. п
Приобщение детей дошкольного возраста к отечественным ценностям посредством занятий народным танцем во многом способствует решению задач патриотического воспитания подрастающего поколения на традициях отечественной культуры. Ведь именно народный танец с помощью танцевальных образов, в специфической форме выражает и раскрывает духовную жизнь народа. Народный танец тесно связан со своей историей, дает богатейший воспитательный потенциал в патриотизме, в основе которого лежит развитие нравственных чувств.
Знакомство с богатством танцевального творчества народов и сейчас служит действенным средством гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Сохранение богатств и традиций танцевального фольклора, органичное включение их в современную хореографическую культуру является важнейшей практической и теоретической задачей для всех работающих в этой сфере фольклористов, балетмейстеров, искусствоведов, хореографов и воспитателей.
Казалось бы, это всего лишь уроки танцев, уроки истории. Но это фундамент личности уже не ребенка, а будущего человека, укрепленный патриотизмом. В следствии плодотворной работы педагога и непосредственно родителей обучаемого, можно увидеть стремление его передать свои знания, поделиться со сверстниками, а возможно в будущем и со своими детьми.
Таким образом, хореография развивает не только физические способности ребёнка, но и совместное решение задач нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Музыка прочно входит в быт детей, занимает значительное место в их жизни, и приобщает детей к музыкальному наследию своего народа, педагоги дошкольного образования воспитывают в них чувство патриотизма, национальной гордости и любви к своей Родине.
Подготовила воспитатель высшей категории: Семенова Любовь Геннадьевна