Летова Оксана
Патриотическое воспитание в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание в начальной школе
Патриотическое воспитание является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для развития священного чувства любви к Родине. Воспитаем патриотов, деловых, здоровых людей,- значит, можно быть уверенными в развитии и становлении нормального общества и сильной державы.
Публикация «Патриотическое воспитание в начальной школе» размещена в разделах
Цель: создание условий для формирования гражданской патриотиче-ской культуры личности ребёнка через учебно-воспитательную деятельность.
Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывность с Отечеством.
Задачи:
формировать верность Родине, готовность служить Отечеству;
воспитывать уважение к национальным традициям своего народа, бережного отношения к духовным богатствам родного края;
создавать благоприятные условия для сохранения и укрепления физиче-ского и психического здоровья детей, формировать потребность в здоровом образе жизни;
развивать гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Направления работы по гражданско- патриотическому
воспитанию.
1. Гражданско-патриотическое направление.
(Беседы о Конституции, праздники России, уроки мужества,
классные часы.)
2. Историко – краеведческое и экскурсионное направление.
(Уроки краеведения, посещение музеев, библиотек, встречи с ветеранами ВОВ, празднование 23 февраля).
3. Литературно-музыкальное направление.
(Знакомство с произведениями УНТ, классикой.)
4. Физкультурно-оздоровительное и туристическое направление.
(Разучивание народных игр, участие в днях здоровья, в весёлых стартах и т. п.)
5. Экологическое направление.
(Участие в акции «Сбережём свой край», изучение лекарственных растений, защита природы от загрязнения.)
6. Трудовое направление.
(О профессиях родителей, служба в армии, акция «посылка солдату»).
7. Семейное направление.
(Изучение истории семьи, составление родового дерева, сбор старых фотографий, увлечение семьи, пр.)
Воспитание граждан и патриотов России - процесс длительный, тре-бующий от воспитателя настойчивости, последовательности и большого терпения. Решить эту задачу за 4 года - очень сложно. Впереди ещё долгие годы школьной зрелости.
Но главное делает учитель начальных классов.
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ.
Национальный воспитательный идеал.
Воспитание ориентировано на достижение определённого идеала, т. е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретных исторических социально-культурных условиях.
В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренён в религии и представлен для православных христиан, прежде всего в образе Иисуса Христа. Православная церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа и государства в общем пространстве религиозного, духовно-нравственного.
Православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих ду-ховное единство народа. Для сохранения целостности страны, территория которой постоянно расширялась, нужна была общая система нравственных ориентиров, ценностей и смыслов жизни: честь, верность, соборность, самоотверженность, служение, любовь.
Православие объединяло русских людей (ими считались все принявшие православие, а не только этнические русские) в единый народ. Именно поэтому защита Русской земли приравнивалась к защите православия, что и породило такой компонент самосознания, как образ Святой Православной Руси.
В 18 веке Россия стала империей, сила которой заключалась в централизации и концентрации государственной власти в руках правящего монарха - императора. Государство возвышалось над церковью. Был сформулирован новый воспитательный идеал – «человек государственный, слуга царю Отечеству». Образовательная система стала ориентироваться на задачи подготовки профессиональных кадров для государственных нужд. Главным в воспитании стало формирование человека-патриота, отличающегося высокой нравственностью, любовью к науке, трудолюбием, служением России.
Идеал полезного государству и Отечеству гражданина был характерен для императорской России.
В советский период государство обрело всю полноту власти над гражданином и е частной жизнью. Спектр жизненных смыслов был сжат до веры в коммунизм и служения коммунистической партии.
Вместе с тем, советская эпоха в отечественной истории сформировала высокий педагогический идеал - воспитание всесторонне развитой личности. Дала примеры массового героизма, героического служения, вплоть до самопожертвования, во имя будущего своей страны и своего народа, пренебрежения материальным во имя идеального.
В 90-ые годы ХХ века в России был сформирован идеал свободной в своём самоопределении и развитии личности, «освобождённой» от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом.
Сегодня, на новом этапе развития РФ, при определении современного на-ционального воспитательного идеала необходимо в полной мере учитывать:
• преемственность современного национального воспитательного идеала по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых эпох;
• духовно-нравственные ценности, определённые в соответствии с дейст-вующим российским законодательством;
• внешние и внутренние вызовы, стоящие перед Россией.
Национальным приоритетом, важнейшей национальной задачей является приумножение численности многонационального народа РФ, повышение качества его жизни, труда, творчества, укрепление духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности, развитие национальной культуры. Решение этих задач способно обеспечить устойчивое и успешное развитие России.
Современный национальный воспитательный идеал определяется :
• в соответствии с национальным приоритетом;
• исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным идеалам прошлых исторических эпох;
• согласно Конституции РФ;
• согласно Закону РФ «Об образовании» в части общих требований к содержанию образования (ст. 14) и задачам основных образовательных программ (ст. 9., п. 6.)
Современный национальный воспитательный идеал - это высоко-нравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимаю-щий судьбу Отечества, как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ.
Цели и задачи духовно – нравственного развития и воспитания.
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приобретённых задач общества и государства является воспитание, социально – педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, ответственного, инициативного, компетентного гражданина России.
В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспе-чить:
• готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию,
самооценке, пониманию смысла жизни, ответственному поведению;
• готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и в предметно – продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно – нравственной установки «становиться лучше»;
• укрепление нравственности, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
• формирование морали как необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
• развитие совести как нравственного самосознания личности, осуществлять нравственный самоконтроль
• принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций ;
• готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
• трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
• осознание ценности человеческой жизни, жизни других людей, умение противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности; умение им противодействовать;
• свободолюбие, как способность к сознательному, личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьёй, обществом, Россией, будущими поколениями;
• укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.
В сфере общественных отношений духовно – нравственное раз-витие и воспитание обучающихся должно обеспечить:
• осознание себя гражданином России на основе общих национальных нравственных ценностей;
• готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;
• развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
• поддержание межэтнического мира и согласия;
• осознание безусловной ценности семьи;
• понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о старших и младших;
• бережное отношение к жизни человека;
• духовную, культурную и социальную преемственность поколений.
В сфере государственных отношений духовно- нравственное развитие и воспитание должно содействовать:
• укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления;
• укреплению национальной безопасности.
Духовно – нравственное развитие и воспитание.
Духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой компонент социального заказа для образования.
Духовно – нравственное развитие и воспитание личности является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно – исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.
Сфера педагогической ответственности в этом процессе определяется следующими положениями:
• усилия общества и государства направлены сегодня
на воспитание у детей и молодёжи активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну;
• общее образование, выстраивающее партнёрские отношения с другими институтами социализации, является основным институтом педагогического воздействия на духовно – нравственное развитие личности гражданина России.
При этом основным субъектом, реализующим цели духовно – нравственного развития и воспитания, является педагогический коллектив образовательного учреждения.
Носителями базовых национальных ценностей являются различные социальные, профессиональные и этнические конфессиональные группы, составляющие многонациональный народ РФ.
Соответственно духовно – нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия следующих ценностей:
• семейной жизни;
• культурно - регионального сообщества;
• культуры своего народа;
• российской гражданской нации;
• мирового сообщества.
Духовно – нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Семейные ценности, которые дети усваивают в семье с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте.
Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
Следующая ступень развития гражданина России –
это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики.
Через семью, родственников, природное окружение и социальную среду наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «малая Родина», Отечество, родная земля, родной язык, моя семья и род, мой дом.
Более высокой ступенью духовно – нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа РФ.
Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и многонационального народа РФ, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России.
Программы духовно – нравственного развития и воспитания школьников, разрабатываемые и реализуемые общеобразовательными учреждениями совместно с другими субъектами социализации, должны обеспечить полноценную и последовательную идентификацию ученика с семьёй, культурно – региональным сообществом, многонациональным народом РФ, открытым для диалога с мировым сообществом.