МААМ-картинки

Патриотическое воспитание в начальной школе

Летова Оксана
Патриотическое воспитание в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы

Патриотическое воспитание в начальной школе

Патриотическое воспитание является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для развития священного чувства любви к Родине. Воспитаем патриотов, деловых, здоровых людей,- значит, можно быть уверенными в развитии и становлении нормального общества и сильной державы.

Публикация «Патриотическое воспитание в начальной школе» размещена в разделах

Цель: создание условий для формирования гражданской патриотиче-ской культуры личности ребёнка через учебно-воспитательную деятельность.

Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывность с Отечеством.

Задачи:

формировать верность Родине, готовность служить Отечеству;

воспитывать уважение к национальным традициям своего народа, бережного отношения к духовным богатствам родного края;

создавать благоприятные условия для сохранения и укрепления физиче-ского и психического здоровья детей, формировать потребность в здоровом образе жизни;

развивать гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Направления работы по гражданско- патриотическому

воспитанию.

1. Гражданско-патриотическое направление.

(Беседы о Конституции, праздники России, уроки мужества,

классные часы.)

2. Историко – краеведческое и экскурсионное направление.

(Уроки краеведения, посещение музеев, библиотек, встречи с ветеранами ВОВ, празднование 23 февраля).

3. Литературно-музыкальное направление.

(Знакомство с произведениями УНТ, классикой.)

4. Физкультурно-оздоровительное и туристическое направление.

(Разучивание народных игр, участие в днях здоровья, в весёлых стартах и т. п.)

5. Экологическое направление.

(Участие в акции «Сбережём свой край», изучение лекарственных растений, защита природы от загрязнения.)

6. Трудовое направление.

(О профессиях родителей, служба в армии, акция «посылка солдату»).

7. Семейное направление.

(Изучение истории семьи, составление родового дерева, сбор старых фотографий, увлечение семьи, пр.)

Воспитание граждан и патриотов России - процесс длительный, тре-бующий от воспитателя настойчивости, последовательности и большого терпения. Решить эту задачу за 4 года - очень сложно. Впереди ещё долгие годы школьной зрелости.

Но главное делает учитель начальных классов.

КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ.

Национальный воспитательный идеал.

Воспитание ориентировано на достижение определённого идеала, т. е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретных исторических социально-культурных условиях.

В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренён в религии и представлен для православных христиан, прежде всего в образе Иисуса Христа. Православная церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа и государства в общем пространстве религиозного, духовно-нравственного.

Православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих ду-ховное единство народа. Для сохранения целостности страны, территория которой постоянно расширялась, нужна была общая система нравственных ориентиров, ценностей и смыслов жизни: честь, верность, соборность, самоотверженность, служение, любовь.

Православие объединяло русских людей (ими считались все принявшие православие, а не только этнические русские) в единый народ. Именно поэтому защита Русской земли приравнивалась к защите православия, что и породило такой компонент самосознания, как образ Святой Православной Руси.

В 18 веке Россия стала империей, сила которой заключалась в централизации и концентрации государственной власти в руках правящего монарха - императора. Государство возвышалось над церковью. Был сформулирован новый воспитательный идеал – «человек государственный, слуга царю Отечеству». Образовательная система стала ориентироваться на задачи подготовки профессиональных кадров для государственных нужд. Главным в воспитании стало формирование человека-патриота, отличающегося высокой нравственностью, любовью к науке, трудолюбием, служением России.

Идеал полезного государству и Отечеству гражданина был характерен для императорской России.

В советский период государство обрело всю полноту власти над гражданином и е частной жизнью. Спектр жизненных смыслов был сжат до веры в коммунизм и служения коммунистической партии.

Вместе с тем, советская эпоха в отечественной истории сформировала высокий педагогический идеал - воспитание всесторонне развитой личности. Дала примеры массового героизма, героического служения, вплоть до самопожертвования, во имя будущего своей страны и своего народа, пренебрежения материальным во имя идеального.

В 90-ые годы ХХ века в России был сформирован идеал свободной в своём самоопределении и развитии личности, «освобождённой» от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом.

Сегодня, на новом этапе развития РФ, при определении современного на-ционального воспитательного идеала необходимо в полной мере учитывать:

• преемственность современного национального воспитательного идеала по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых эпох;

• духовно-нравственные ценности, определённые в соответствии с дейст-вующим российским законодательством;

• внешние и внутренние вызовы, стоящие перед Россией.

Национальным приоритетом, важнейшей национальной задачей является приумножение численности многонационального народа РФ, повышение качества его жизни, труда, творчества, укрепление духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности, развитие национальной культуры. Решение этих задач способно обеспечить устойчивое и успешное развитие России.

Современный национальный воспитательный идеал определяется :

• в соответствии с национальным приоритетом;

• исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным идеалам прошлых исторических эпох;

• согласно Конституции РФ;

• согласно Закону РФ «Об образовании» в части общих требований к содержанию образования (ст. 14) и задачам основных образовательных программ (ст. 9., п. 6.)

Современный национальный воспитательный идеал - это высоко-нравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимаю-щий судьбу Отечества, как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ.

Цели и задачи духовно – нравственного развития и воспитания.

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приобретённых задач общества и государства является воспитание, социально – педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, ответственного, инициативного, компетентного гражданина России.

В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспе-чить:

• готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию,

самооценке, пониманию смысла жизни, ответственному поведению;

• готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и в предметно – продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно – нравственной установки «становиться лучше»;

• укрепление нравственности, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;

• формирование морали как необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

• развитие совести как нравственного самосознания личности, осуществлять нравственный самоконтроль

• принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций ;

• готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;

• трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;

• осознание ценности человеческой жизни, жизни других людей, умение противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности; умение им противодействовать;

• свободолюбие, как способность к сознательному, личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьёй, обществом, Россией, будущими поколениями;

• укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.

В сфере общественных отношений духовно – нравственное раз-витие и воспитание обучающихся должно обеспечить:

• осознание себя гражданином России на основе общих национальных нравственных ценностей;

• готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;

• развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;

• поддержание межэтнического мира и согласия;

• осознание безусловной ценности семьи;

• понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о старших и младших;

• бережное отношение к жизни человека;

• духовную, культурную и социальную преемственность поколений.

В сфере государственных отношений духовно- нравственное развитие и воспитание должно содействовать:

• укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления;

• укреплению национальной безопасности.

Духовно – нравственное развитие и воспитание.

Духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой компонент социального заказа для образования.

Духовно – нравственное развитие и воспитание личности является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно – исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.

Сфера педагогической ответственности в этом процессе определяется следующими положениями:

• усилия общества и государства направлены сегодня

на воспитание у детей и молодёжи активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну;

• общее образование, выстраивающее партнёрские отношения с другими институтами социализации, является основным институтом педагогического воздействия на духовно – нравственное развитие личности гражданина России.

При этом основным субъектом, реализующим цели духовно – нравственного развития и воспитания, является педагогический коллектив образовательного учреждения.

Носителями базовых национальных ценностей являются различные социальные, профессиональные и этнические конфессиональные группы, составляющие многонациональный народ РФ.

Соответственно духовно – нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия следующих ценностей:

• семейной жизни;

• культурно - регионального сообщества;

• культуры своего народа;

• российской гражданской нации;

• мирового сообщества.

Духовно – нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Семейные ценности, которые дети усваивают в семье с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте.

Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

Следующая ступень развития гражданина России –

это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики.

Через семью, родственников, природное окружение и социальную среду наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «малая Родина», Отечество, родная земля, родной язык, моя семья и род, мой дом.

Более высокой ступенью духовно – нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа РФ.

Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и многонационального народа РФ, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России.

Программы духовно – нравственного развития и воспитания школьников, разрабатываемые и реализуемые общеобразовательными учреждениями совместно с другими субъектами социализации, должны обеспечить полноценную и последовательную идентификацию ученика с семьёй, культурно – региональным сообществом, многонациональным народом РФ, открытым для диалога с мировым сообществом.

Публикации по теме:

Нравственно-патриотическое воспитание и подготовка детей к обучению в школе Я, работаю по программе «От рождения до школы». Основной задачей программы - обеспечение полноценного и своевременного психологического.

Использование АМО в начальной школе Проблема современной школы: это низкая учебная мотивация, нежелание учиться, отсюда - низкое качество обучения. Руссо Жан-Жак сказал : «Скучные.

Опыт работы в школе-интернате 4 вида «Патриотическое воспитание в условиях коррекционной школы» Конспект доклада на ШМО воспитателей в школе-интернате 4 вида «Патриотическое воспитание в условиях коррекционной школы» Подготовила: воспитатель.

Неделя искусств в начальной школе Автор: Сараева Наталья Михайловна Организация: МБОУ Чупалейская ОШ Должность: Учитель начальных классов. Предметная неделя искусств в начальной.

Патриотическое воспитание обучающихся Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Патриотическое воспитание – важная составляющая.

Патриотическое воспитание спортсмена Патриотическое воспитание спортсмена. «…Вопросы патриотического воспитания должны оставаться в центре внимания нашей государственной деятельности.

Патриотическое воспитание в ДОУПатриотическое воспитание в ДОУ Патриотическое воспитание в ДОУ Составитель: музыкальный руководитель Т. М. Белякова Цель: воспитывать чувство любви к Родине, гордости.

Патриотическое воспитание в ДОУ Уголок патриотического воспитания в ДОУ Младший дошкольный возраст Основная цель работы в младшем дошкольном возрасте - ознакомление с.

Сценарий выпускного в начальной школе Выпускной в начальной школе Ведущая. Добрый день, дорогие друзья. Сегодня в жизни нашей школы очень большой и волнующий день — праздник.

Сценарий выпускного в начальной школе Звучит музыка и на сцену выходят ведущие. ведущий: Привет вам шлет страна чудес! Вот – вот откроются все двери. Под звуки вальса, под оркестр.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Патриотическое воспитание в начальной школе
Опубликовано: 13 ноября 2019 в 12:26
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Патриотическое воспитание в начальной школе» (включая файлы) размещена пользователем Летова Оксана в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД