Балагурова Елена
Патриотическое воспитание в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Главное направление нравственно-патриотического воспитания ребенка дошкольного возраста-общение с взрослыми и сверстниками. Прежде всего, я решила стать для детей «старшим товарищем» и стараюсь разделить их мировосприятие, а значит принимать равное с ними участие во всех делах. Так, участвуя во всех мероприятиях, я повсюду сопровождаю детей, буквально «перемешиваюсь» с ними.
Работая в этом направлении, я поставила для себя задачи:
-формирование уважительного отношения к взрослому человеку и своему сверстнику
Публикация «Патриотическое воспитание в детском саду» размещена в разделах
-формирование личностных качеств-ответственности, дружелюбия, самостоятельности, гуманного отношения к людям, природе и животным
-Воспитание уважения к труду.
-Развивать интерес к русским традициям и промыслам.
-Формирование элементарных знаний о правах человека.
-Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн).
- Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
-Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны.
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей представлена следующим образом:
Детский сад;
Семья;
Родная улица, район;
Родной город;
Страна, ее столица, символика;
Права и обязанности (Конституция);
Права ребенка (конвенция).
Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, мы строим свою работу, учитывая следующие принципы:
Отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста;
Непрерывность и преемственность педагогического процесса;
Дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;
Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
Деятельностный подход;
Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Поэтапная работа по данному направлению патриотического воспитания реализуется по следующим направлениям:
1. Методическое сопровождение.
2. Работа с детьми
3. Работа с родителями
Каждое из направлений связано между собой и включает в себя:
1. Знакомство с родным городом, его историей
2. Знакомство с родным краем и Россией
3. Знакомство с наиболее значимыми историческими событиями своей страны и народа.
4. Знакомство с былинными героями и их подвигами.
5. Знакомство с государственной символикой города, страны.
Методическое сопровождение:
Создание предметно – развивающей среды патриотической направленности :
- в группе оборудовали стенды: «Моя страна», «Мой город»,
- в группе мы подготовили: дидактические игры: «Защитники России», «Военная техника», «Найди флаг России», «Космос», «Памятные места родного города» и др. ;
- в наличии дидактические папки: «Мой город», «Моя семья», «Государственная символика России», «Они сражались за Родину», «Все о космосе», оформили сюжетно-ролевые игры «Моя семья», «Космос», «На флоте» и др. ;
- подобрали методическую, художественную литературу, фотографии, иллюстрации через которые дети совершенствуют знания о подвигах в годы ВОВ, о России, о Российской армии и др. ;
Тематическое и перспективное планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут.
В содержание входят следующие направления работы:
- Изучение воспитателями методических источников и педагогической периодики, организация работы творческой группы педагогов по патриотическому воспитанию;
- Проведение семинаров-практикумов; педсоветов по этой тематике
- Организация работы по разработке перспективного планирования, разработке и реализации образовательных проектов, вовлечению родителей в проведение совместных мероприятий.
- Изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта.
- Участие в профессиональных конкурсах.
Патриотическое воспитание в детском саду находится в тесной взаимосвязи с нравственным, умственным, экологическим, трудовым, эстетическим и физическим воспитанием.
Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями, семьей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна. Требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.
Чтобы работа с родителями не ограничивалась рамками педагогического просвещения (беседы, консультации, мы поставили цель – вовлечь их в процесс патриотического с помощью взаимодействия: включение родителей и детей в общее дело (участие в спектаклях, играх, проектах, конкурсах).
Предметом особого разговора с родителями мы поставили обсуждение возможных путей приобщения дошкольников к труду (хозяйственно-бытовому, ручному, труду в природе, к активному участию в подготовке к совместным праздникам и отдыху. Только разделяя заботы взрослого, беря на себя посильную их часть, стремясь сделать что-то для других, малыши начинают ощущать себя членами семьи.
Большое значение имеет семейные экскурсии по городу, посещение с родителями музеев, организация фотовыставок, выставок и рисунков детей, составление семейного древа, гербов семьи помогает детям понять, что семья – ячейка общества.
Родители принимают активное участие в творческих конкурсах: конкурсы рисунков и поделок, «Лучшая елочная игрушка», «Дары осени», «Земля наш общий дом», «Рождественская сказка» и др. Родители проявляли активность и заинтересованность к совместной работе. Участие в проектах «Моя родословная», «Герб семьи», проведение фотовыставок «Моя семья», «Летний отдых семьи».
Нравственно-патриотическое воспитание является одной из основных и сложных задач дошкольного учреждения. Сложность решения данной задачи, связана, прежде всего, с возрастом детей. Ведь в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно, а всего лишь заложено. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения. Эта работа должна вестись во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям.
- В 2019 году нашему детскому саду присвоен статус региональной инновационной площадки «Наставничество семьи в условиях дошкольной образовательной организации». Наша площадка предполагает наставничество семьи, то есть наставники из числа законных представителей, успешных в воспитании детей. Для воплощения в жизнь нашей инновационной площадки требуется, нестандартная форма сотрудничества и взаимодействия и педагогов и родителей. Один из интереснейших методов работы, на наш взгляд- организация семейных клубов. В саду уже начали работу такие семейные клубы как: Клуб выходного дня (группа «Василек», Дружная семейка (группа «Красная Шапочка»). В нашей группе с первого ноября начинает свою работу семейный клуб «Расту патриотом» основным направлением работы которого служит взаимный обмен опытом родителями друг с другом в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей.
Мы создаем такие условия, при которых родители становятся активными участниками проведения всех мероприятий: составления сценариев, подготовки к конкурсам, оформления групп, обновления развивающей предметно-пространственной среды, проектной деятельности. В группе организована фотовыставка с мероприятий, проведенных совместно всех членов семей и их детей. Научить патриотизму невозможно, но создать условия для его формирования мы
можем и обязаны. И закончить мне хочется отрывком из
стихотворения Константина Михайловича Симонова:
«…Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь Родину - такую,
Какой ее ты в детстве увидал…»
Мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию за период 2019-2020г
1. Участие (Максин Роман,руководитель Балагурова Е. Е)во 2ом межрегиональном конкурсе на лучшую творческую работу «Мы за дружбу народов».2019г
2. Онлайн презентация о истории праздника «1 Мая», его традициях. Рисунки, аппликации детей выложены ВК 30апреля.
3. Акция «Окно Победы» участие детей группы. (ВК 8мая.)
4. Стихи ко Дню Победы «Помним, Чтим, Гордимся».(ВК 9мая)
5. Дистанционный конкурс чтецов «Великой Победе посвящается…»-Балагуров А,приз зрительских симпатий.
6. Стихи, рисунки детей посвященные празднику «День России» (ВК 9и11июня).
7. Флешмоб воспитателей д/с «Мастерок» ко Дню России. (ВК12 июня)
8. Выставки рисунков в соц. сети «Дети рисуют войну» посвященные памятной дате «22июня» (ВК18июня)
9. Акция «Белый голубь-символ мира» рисунки,поделки. (ВК 19июня)
10. Всероссийская акция «Свеча памяти» участие воспитателей (ВК 21июня)
11. День Республики Хакасия. Занятие с детьми дежурных групп «Символика Хакасии» (ВК3июля)
12. День Российского флага. мероприятия с детьми дежурных групп (ВК 21августа)
13. Акция «Зеленая волна» участие воспитателей в посадке деревьев (ВК26.09.20)
14. Публикации в собственном блоге Балагурова Е. Е материала по нравственно-патриотическому воспитанию «Что я знаю о России», «Моя Родина-Россия»
15. Спортивные мероприятия приуроченные к знаменательным датам России.
16. Городской конкурс «Юный архитектор». Тема к участию в конкурсе-«75 летие Победы»-первое место Балагуров А.