Алиса Даутова
Патриотическое воспитание старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Патриотическое воспитание дошкольников через проектную деятельность»
Одной из важнейших задач воспитания является развитие у детей высоких нравственных качеств, в том числе патриотизма. С самого раннего детства надо прививать уважение к истории своего Отечества, к людям, защищавшим родной край в тяжёлые годы.
Публикация «Патриотическое воспитание старших дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
«Патриот» в переводе с греческого означает «земляк», «соотечественник». В. И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» даёт такое определение слову «патриот» : любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб.
Гордость за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций, понимание неповторимости культуры своего народа, почитание его героев – всё это входит в понятие патриотизма. Без уважения к истории своего Отечества нельзя воспитать у детей чувства собственного достоинства и уверенности в себе.
Выбирая данную тему, мы решили, что патриотизм всегда был главной и отличительной чертой национального характера человека. Но в последнее время можно наблюдать искажение традиций патриотического сознания и воспитания. Поэтому актуальность проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста становится очевидной. И переоценить значение нравственного воспитания для формирования личности дошкольника невозможно.
Истоками развития патриотизма у детей старшего дошкольного возраста можно считать чувство любви к родным людям, родному селу, родной природе. И поэтому важно воспитывать уважение к тем людям, которые нас окружают, и к тем местам и земле, на которой мы живем. А также необходимо обращать внимание детей на то, что все мы должны помнить об исторических событиях, о страшных военных годах и чтить память погибших солдат, защищавших Родину.
Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада, и позволяет создать очень естественную и живую среду для общения и практического взаимодействия детей и взрослых.
Основная идея опыта состоит в том, что дошкольники приобретают новые знания в процессе поэтапного, самостоятельного выполнения заданий под руководством педагога. Наша задача состоит в том, чтобы ребенок сам выражал свою инициативу и стал активным полноценным участником проекта, а не просто наблюдателем. И уже в ходе проектной деятельности формируются нравственно-патриотические чувства, повышается познавательная активность, развиваются творческие способности детей.
Для реализации своего опыта мы поставили перед собой цель: формирование у детей дошкольного возраста патриотических чувств к своей семье, селу, республике, стране; к природе и культуре на основе исторических и природных особенностей родного края и страны через проектную деятельность.
И поставили задачи: Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице и селу;
Формирование бережного и заботливого отношения к природе и ко всему живому;
Расширение представлений о родной земле, ее столице, городах;
Знакомство детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном;
Развитие интереса к народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям;
Развитие элементарных знаний о правах человека;
Развитие чувства ответственности и гордости за достижения России; формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
Воспитание эстетических нравственных норм поведения и моральных качеств ребенка.
Свою работу по патриотическому воспитанию строим по принципу – через малое к большому.
Сначала проводим работу по воспитанию любви к родителям, к родному дому. Для становления личности ребенка очень важны эмоциональная и духовная близость с родными людьми, будь то мама, папа, бабушка с дедушкой, или брат с сестрой. Поэтому наши педагоги вместе с детьми разработали и организовали такие проекты, как «Профессия мамы», «Профессия папы». И в результате этой кропотливой, но важной и интересной работы дети осознали, что их близкие люди являются частью большой страны и вносят значительный вклад в общее дело.
Того же принципа придерживались при формировании представлений о родном селе и родной республике. Провели цикл занятий, где дети узнали о лучших людях, которые прославляют наше село и республику. Заострили внимание на достопримечательностях, памятниках и музеях родного села и Башкортостана. Результатом этих занятий стали многочисленные проекты, такие как «Горжусь тобой, родной мой край», «Дарите добро», «Цветок памяти», «Моя семья», «Защитники Отечества», «Маленький патриот», «С чего начинается Родина», «Свой край родной люби и знай», «Сабантуй», «Удивительный мир пчёл», «Моя Родина от А до Я»
Организовали выставки совместного творчества детей и родителей: рисунки, поделки, аппликации и многое другое.
В патриотическом воспитании дошкольников великую роль играет тема Великой Отечественной Войны. Героизм волнует и притягивает к себе ребенка, рождает стремление к подражанию. Мы читали множество стихов и рассказов: С. Алексеев «От Москвы до Берлина», Н. Ходза «Дорога жизни», Ю. Яковлев «Как Сережа на войну ходил». На занятиях рассказывала детям о войне, о защитниках нашей Родины – ветеранах, о том, как протекала жизнь в военное время и после нее, о военном оружии, и конечно же, о Победе. Мы оформили проект «Цветок памяти». Срок реализации: январь-май
В данный момент мы работаем над этим проектом «Цветок памяти». Целью проекта является формирование у старших дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине на основе расширения представлений детей о победе защитников Отечества в Великой Отечественной войне, о вкладе детей и животных в победу. Выращивание цветов ветеранам ко Дню Победы.
Задачи проекта:
1. Формировать чувство исторической сопричастности к своему народу, ценностное отношение к Родине на основе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с историческими фактами военных лет. Расширить знания детей о том, как защищали свою Родину люди в годы Великой Отечественной войны.
2. Обогатить представления детей о мужестве, героизме, отваге народа, о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Как живые помнят о них. Что чтим своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Воспитывать чувство гордости и уважения к родным и близким людям, принимавшим участие в сражениях за Родину. 3. Воспитывать чувство уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, желание заботиться о них.
4. Привлечь родителей к совместным познавательно – тематическим мероприятиям. Сформировать у родителей активную позицию в воспитании и образовании детей. Ожидаемый результат: 1. Расширение представлений детей о подвигах советского народа в период Великой Отечественной войны; 2. Проявление чувства гордости за стойкость и самоотверженность советского народа в период Великой Отечественной войны; 3. Формирование внимательного и уважительного отношения к ветеранам и пожилым людям, желание оказывать им посильную помощь; 4. Вручение выращенных цветов, подарков ветеранам, поздравление ветеранов с Днем Победы. 5. Оформление «Ленты памяти».
Вывод
Таким образом, проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, селу, краю; испытывать гордость и уважение за свой народ, культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.
Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному селу, но если в ходе реализации заданной цели дети приобретут знания об истории села и его достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил нашу малую Родину, начнут проявлять интерес к событиям общественной жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи по формированию гражданственности у детей старшего дошкольного возраста выполнены.