Мария Крутова
Патриотическое воспитание. Методы и формы, виды и средства в работе с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы, даже месяцы, чрезвычайную значимость приобретает проблема нравственно-патриотического воспитания. Сейчас, когда наша страна вступила в специальную военную операцию, идея воспитания патриотизма и гражданственности становится главной из задач государственной важности. За последние годы материальные ценности во многих семьях стали доминировать над духовными. У детей искажены представления о справедливости, доброте, милосердии. Индустрия детства, начиная с игрушек и заканчивая издательскими, телевизионными, театральными, музыкальными проектами, оказала разрушительное влияние на психику малышей, их нравственность и духовный мир. Сейчас детям навязывают чужие ценности: культ силы, денег, предпринимательства. У наших детей в почете герои зарубежных сериалов, мультфильмов и игр: Хаги-ваги, человек-паук, бетмен, разные монстры и т. д. Нам нельзя оставаться сторонними наблюдателями, необходимо принимать меры, приобщать детей к национальной культуре, прививать им наши нравственные ценности.
Публикация «Патриотическое воспитание, Методы и формы, виды и средства в работе с детьми» размещена в разделах
Некоторые родители до сих пор задаются вопросом: «Зачем нужно воспитывать патриотизм. Так ли это важно?» Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно прояснить, что же такое – патриотическое воспитание.
Под патриотизмом понимается :
– чувство уважения к своему народу, а также к себе самому, как его неотъемлемой части;
– знание истории своего края (села, города) и своей страны в целом;
– приобщение к народной культуре, поддержание традиций наших предков;
– внимательное, непотребительское отношение к природе, ее ресурсам;
– умение трудиться в коллективе, заботиться о близких и о благе своей страны.
Трудно не согласиться, что такие качества могут только украсить человека. Тот, кто любит свою страну, никогда не будет ей вредить. Тот, кто любит свой народ, никогда не захочет войны. Тот, кто внимателен к природе, любит свой дом, чтит традиции своего народа – тот счастлив в своей гармонии и любви. Все мы понимаем - ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Именно в этом возрасте закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, любовь к своим ближним, к родным местам, родной стране.
Суть патриотического воспитания дошкольников состоит в том, чтобы научить детей любить свою семью, родной дом, город, историю и культуру своей страны. Важно помочь ребёнку раскрыть значение малой Родины в своей жизни, и в то же время понять, что он может сделать для неё.
Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Формирование патриотических чувств проходит эффективней, если установить тесную связь с семьей. Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у ребенка могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, – одна из главных задач дошкольного учреждения.
МЕТОДЫ И ФОРМЫ, ВИДЫ И СРЕДСТВА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
В работе с детьми используются разнообразные методы и формы с учётом возраста детей, а именно: экскурсии и целевые прогулки (возложение цветов к памятнику);рассказы воспитателя; беседы о родном городе, стране, её истории; наблюдение за изменениями в облике родного города; за трудом людей в детском саду и в городе; показ иллюстраций, фильмов, слайдов; прослушивание аудиозаписей (гимн страны, гимн города, патриотические песни о Родине); использование фольклорных произведений (пословицы, поговорки, игры русские народные, сказки, песни, потешки, заклички); ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством (роспись, игрушки, вышивка); знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов); организация тематических выставок; участие в общественных и народных календарных праздниках; конкурс чтецов; участие в городских мероприятиях, конкурсах, проектах; участие детей в посильном общественно-полезном труде.
Основные методы образовательного процесса:
- игровые; поисково-исследовательские; проблемные; воспитывающие ситуации; анализ и самоанализ; похвала, одобрение; пример; обращение к книге и к другим культурным источникам.
Средства нравственно-патриотического воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп:
- Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы можно объединить в группу художественных средств. Эта группа средств, способствует эмоциональной окраске познаваемых явлений. Дети эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам. На ребенка производят сильное впечатление работы художников, изображающих мир реалистично и понятно. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей представлений и воспитании чувств.
- Средством нравственно-патриотического воспитания дошкольников является природа родного края. Она вызывает у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи. Воздействие природы на личность детей формирует ощущение причастности, принадлежности к этому уголку Земли, и принадлежности этого уголка маленькому человеку.
- Средством нравственно-патриотического воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания практики нравственно-патриотического поведения.
- Особое место в группе средств отводится общению. Оно как средство нравственно-патриотического воспитания выполняет задачи корректировки представлений о нравственности и патриотизме, на основе пробуждения чувств и формирования отношений.
- Средством нравственно-патриотического воспитания является атмосфера, в которой живет ребенок.
Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения. Она активизирует весь механизм нравственно-патриотического воспитания и влияет на формирования нравственных и патриотических качеств.
Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственно-патриотических качеств.
Литература: 1. Дошкольникам о защитниках Отечества. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / Под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М. : ТС Сфера 2. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет : Методическое пособие. - 2006. 192 с.. Комратова, М. Г., Грибова Л. Ф. М. : ТЦ Сфера 2007. – 224 с.