МААМ-картинки

Патриотическое воспитание как фактор социализации личности ребенка

Елена Иванова
Патриотическое воспитание как фактор социализации личности ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

Патриотическое воспитание, как фактор социализации личности ребенка

Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, песне, танцу, творчеству – это источник патриотизма и любви к Родине.

В. А. Сухомлинский

Публикация «Патриотическое воспитание как фактор социализации личности ребенка» размещена в разделах

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания : идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.

Формирование у дошкольников любви к Родине с раннего периода - это этап накопления ими социального опыта жизни в условиях малой родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру родной культуры.

Поэтому патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к отечеству, которая начинается с осознанного и ответственного отношения к малой родине.

А любовь к Родине большой начинается с любви к Родине малой, и взращивать ее мы должны с раннего возраста.

В настоящее время предлагается много путей и способов нравственно-патриотического воспитания, но нельзя забывать о том, что патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями. И задача педагогов сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми.

Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог сам должен знать природные, культурные, социальные, экономические особенности региона, где он живёт. Он должен думать, о чем рассказывать детям, особо выделив характерное только для данной местности, доступно показать связь родного посёлка со своей страной.

А самое главное чтобы педагог любил Родину, свой край, город и всегда помнил слова академика Д. С. Лихачё ва: «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную осёдлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле».

Во многих программах, по которым работают современные ДОУ, задачи воспитания чувств любви к Родине формулируются одной фразой, в них не говорится о средствах и методах решения данной задачи. Мало методических пособий, особенно по ознакомлению с конкретными регионами, экспозиций в музеях для дошкольников, да и самих краеведческих музеев. И часто задача, поставленная в программе, воспитывать в ребёнке с первых лет жизни гуманное отношение к окружающему миру, любовь к родной природе, семье, дому, краю, городу, посёлку, Родине решается формально.

Мы живём и работаем в самом большом районе Бурятии – Кабанском районе, в этом году 90 лет со дня его образования. Край наш богат своей историей, традициями, его населяет интересный народ.

В этом году педагогический коллектив МАДОУ детского сада «Теремок» поставил себе задачу:

донести до воспитанников самобытность родного края и его историческое прошлое.

познакомить детей с родным посёлком, районом.

сформировать эмоционально-нравственное отношение к окружающему миру.

воспитать чувство гордости и уважения к своим землякам.

С этой целью мы разработали программу нравственно-патриотического воспитания «МОЙ КРАЙ РОДНОЙ», в которой идея воспитания детей на краеведческом материале вписывается в общую систему воспитательно-образовательной работы с детьми, пронизывая все её направления.

В своей группе на основе анализа, мониторинга и индивидуальной работы с детьми и их родителями, я выявила проблему: дети имеют поверхностные знания о родной стране, своем районе, крае, о Родине в целом; родители не уделяют должного внимания проблеме патриотического воспитания дошкольников. Поэтому главным направлением в моей работе с детьми на данном этапе - дать стартовую ступеньку для формирования основ социализации ребенка :

Установить связь с окружающим миром.

Приобщить к культуре родного края, к общечеловеческим ценностям посредством воспитания любви к родным людям,дому, дет. саду, родному поселку, краю, стране.

Укрепить связи поколений в семье.

Углубить традиции, семейные ценности.

Способствовать формированию бережного отношения к родной природе и всему живому.

Способствовать развитию толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям. Одним словом помочь в стенах дет. сада приобрести социальный иммунитет.

В основу моей работы положена гипотеза, согласно которой процесс нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста будет эффективней, если будут использованы

игровые,

словесные,

наглядные,

экскурсионные и

инновационные методы воспитательной работы.

При отборе методов реализация поставленных целей и задач я изучила следующую методическую научную литературу: «Патриотическое воспитание дошкольников» Н. В. Алёшина, «Патриотическое воспитание детей 4 – 6 лет» Н. Г. Комратова, «С чего начинается Родина?» Л. А. Кондрыкинская, «Моя страна» В. И. Натарова, «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников» Н. Д. Маханева

Методическое обеспечение отражено фотографиями, выставочными экспонатами, альбомами и специальной литературой (художественной и справочно - информационной). Весь этот материал обогащает представление детей о малой Родине. Имеются карты, буклеты, схемы, изображение символов России, БУРЯТИИ, города Улан-Удэ.

Новизна опыта проявляется в комбинации элементов известных методик; в рационализации, усовершенствовании отдельных сторон педагогического воспитания; в разработке средств и правил их применения; в постановке и решении педагогических задач.

Система и последовательность работы по воспитанию у детей патриотических чувств предполагает подачу материала по тематическим блокам:

1. блок - Мой дом, моя семья. (Моя семья. Члены моей семьи. Наши имена и фамилии. Родительский дом. Мой папа – защитник Отечества. Моя мама. Профессии родителей. Мы – помощники)

2. блок - Мой детский сад (Наш детский сад. Наша группа.)

3. блок - Мой посёлок (Мой Селенгинск. Мой край родной. Природа. Исторические памятники).

4. блок - Район, в котором я живу. (Мой край родной. Природа края. Культурное наследие).

5. блок –БАЙКАЛ жемчужина России. (заповедники нашего края,Зеленые отряды Бурятии,У кромки Байкала.

6. блок - Россия – наш общий дом.

(Россия – Родина моя. Москва –столица России. Герб, флаг, гимн. Жить – Родине служить. Наши деды одевают ордена)

Каждая тема подкрепляется различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование).

Итоги работы над блоком, объединяющей знания детей, представляем во время общих праздников, семейных развлечений.

Периодически в течение года, провожу занятия, на которых я выясняю, как дети усвоили материал по предложенным блокам. Такие занятия проводятся методом среза знаний детей по определённой теме, в форме викторины, конкурса чтецов, участия детей в спортивных мероприятиях.

Для проверки знаний и выяснения отношения детей к изучаемым событиям использую изобразительную деятельность дошкольников, выставки детских рисунков на различные темы.

Чувство любви к Родине обретаются самостоятельно и переживаются индивидуально. Задача взрослых, как педагогов, так и родителей, пробудить в ребенке это чувство, именно пробудить, а не навязать. А для этого необходимо придерживаться следующих принципов при организации образовательного процесса:

Принцип активности и самостоятельности

Принцип дифференциации

Принцип историзма

Принцип наглядности

Принцип гуманизации

Принцип индивидуально - личностной ориентации

Принцип интегративности

Принцип этапности

Принцип коммуникативности

Принцип успешности

Принцип познавательной выразительности

Позитивный центризм.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно- технического прогресса во все её сферы диктуют нам необходимость выбирать более эффективные средства воспитания и обучения, требуют качественно новых подходов, использования новых технологий в воспитательно – образовательном процессе. В своей работе по теме наряду с традиционными я использую инновационные формы работы:

Музейная педагогика

Проектная деятельность

Создание предметно-развивающей среды группы;

Разработка методической копилки;

Разработка и внедрение перспективного планирования работы с детьми;

Разработка и реализация плана преемственных связей с Детским Домом Творчетва, школой №1, ДК «Жемчужина»,ДЮСШ, краеведческого музея в с Кабанск,Байкальским боиосферным заповедником с. Танхой.

Проведение экскурсий с участие родителей и детей к памятным местам;

Акции с участием ветеранов труда: посадка именных саженцев «Сиреневый май», -

акции «Зеленые отряды БУРЯТИИ»;

Организация нетрадиционных форм работы с родителями (клуб «Молодых родителей», «круглый стол», мастер- классы)

Привлечение родителей и детей к проектной деятельности по темам: «Россия –моя мастеровая», «Бессмертный полк» ;

Участие детей и родителей в конкурсной деятельности на различном уровне;

Проведение праздников и совместных досугов.

Проведение экскурсий с участие родителей;

Беседы – консультации; -

«Дней открытых дверей» по теме;

Участие родителей в конкурсной деятельности в ДОУ;

Проведение праздников и совместных досугов ;

Анкетирование

Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических чувств способствует обогащению знаний дошкольников.

Дети узнают много нового о нашем крае, о его достопримечательностях, об обычаях и традициях нашего края, Бурятии и России. Пополнение активного и пассивного словаря детей, способствует формированию наглядно-образного мышления детей.

В игре и труде между детьми улучшают дружеские взаимоотношения, обогатилась система отношений детского и родительского коллективов.

Диагностика детей, с которыми проводится работа, показала, что у них появился интерес к краю, где они живут. Этот интерес проявился в детских рассказах, рисунках, от детей он передается и родителям.

Сформировалось ли у детей чувство любви к Родине на сегодняшний день, об этом говорить пока рано, но крупинки уважительного отношения к людям труда, к истории, культуре, обычаям и традициям родного края появились.

Публикации по теме:

Консультация «Воспитание личности ребёнка и готовность его к школе» Проблема готовности детей к обучению в школе — это жизненная задача, еще не получившая своего окончательного решения. А от ее решения зависит.

Конспект родительского собрания «Нравственно-патриотическое воспитание ребенка»Конспект родительского собрания «Нравственно-патриотическое воспитание ребенка» Цель: обсудить с родителями важность нравственно - патриотического воспитания; привлечь родителей к данному вопросу; познакомить родителей.

Организация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольниковОрганизация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее Стандарт, - это ориентация нового документа на социализацию.

Отношения детей с окружающими людьми — важный фактор всестороннего и гармоничного развития ребенка С первых дней жизни ребенок общается с людьми. От них он получает знания о мире, перенимает их взгляды, благодаря им накапливает разнообразный.

Патриотическое воспитание дошкольниковПатриотическое воспитание дошкольников 9 мая - Праздник победы советского народа в Великой отечественной войне 1941-1945 годов. Этот день мы отмечаем как великий праздник - день.

Патриотическое воспитание дошкольников Патриотическое воспитание дошкольников. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания,.

Презентация «Иcследовательский проект. СМИ как фактор воздействия на сознание развивающейся личности» 1 слайд. Достаточно сложно представить сегодняшнюю жизнь людей любого возраста без доступа к Интернету. Он является неоспоримым благом цивилизации,.

Родительское собрание «Семья — главный фактор в становлении гендерной идентичности ребенка» Цель. Актуализация и уточнение знаний родителей о гендерном воспитании, использование гендерного подхода при воспитании ребенка в семье.

Стенгазета «Патриотическое воспитание»Стенгазета «Патриотическое воспитание» В нашем учреждении на протяжении всего года регулярно проводится работа по патриотическому воспитанию. Основной идеей является формирование.

Нравственно-патриотическое воспитание как важный фактор социализации воспитанников Выступление на педагогическом совете Нравственно – патриотического воспитания важный фактор социализации воспитанников. «Дети волонтеры».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Патриотическое воспитание как фактор социализации личности ребенка
Опубликовано: 3 февраля 2020 в 12:02
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Патриотическое воспитание как фактор социализации личности ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Елена Иванова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД