Селиванова Ксения
Патриотическое воспитание дошкольников «Наша страна Россия»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатели МОУ ЦРР№3 : Селиванова Ксения Викторовна
Корнилова Татьяна Викторовна
Ведущая педагогическая идея нашего опыта состоит в том, чтобы воспитать у детей любовь к родному дому, семье, к истории и культуре нашей страны. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, формируется в процессе планомерной работы и воспитания.
Публикация «Патриотическое воспитание дошкольников „Наша страна Россия“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Мы считаем, что наша главная цель как педагогов – воспитание культурного человека, любящего свой город, свою страну.
Работая над данной темой, мы поставили перед собой задачи:
— воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу;стране;
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
— воспитание уважения к труду;
— развитие интереса к русским традициям и промыслам;
— формирование элементарных знаний о правах человека;
— расширение представлений о городах России;
— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребёнке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Работа по нравственному воспитанию должна вестись совместно с семьёй. Малыш в детском саду слышит и видит одно, а дома другое, следовательно, неминуемо попадает в кольцо противоречий, вырваться из которого не в состоянии. Работа с семьёй в области нравственного воспитания детей требует серьёзного осмысления, нетрадиционных подходов и форм, иначе усилия педагогов окажутся напрасными. Ежемесячно в группе совместно с родителями проводятся различные фотовыставки:
- «Наши мамы и бабушки»;
- «Наши папы и дедушки защитники Отечества»;
- «Наша страна -Россия»;
- «Город, в котором я живу»;
- выставка рисунков «Мой любимый город» и т. п.
Разрабатываются семейные альбомы, журналы:
- «Вместе дружная семья»
- «Моя родословная»
- «Семья, главное в жизни»
- «Сплетение традиций в современной семье».
Детей всегда привлекали народные песни, сказки, искусство народных умельцев. Мы стараемся в доступной форме передать свои знания детям, воспитать в них добрые чувства, интерес к нашей стране. Занятия познавательного, художественно-эстетического цикла, экскурсии, беседы, встречи с интересными людьми расширяют кругозор детей, знакомят с народной культурой, историей нашей Родины и,тем самым, помогают пробудить интерес к жизни своего народа, воспитать любовь к родному краю.
Весь материал мы распределили:
Сначала мы знакомили детей с историей возникновения Московского Кремля, где формировали представление о Москве как о главном городе нашей страны.
Затем закрепляли представление о родном городе -Волгограде, о сохранении в памяти тех, кто защищал нашу Родину в Великую Отечественную Войну, объясняли детям, что в России во все времена гордились и прославляли знаменитых людей, которые принесли пользу своей стране. К дню защитника Отечества мы оформляем фотовыставку "Родная Армия". Дети с удовольствием рассматривают фотографии своих родственников: пап, дедушек, дядей, которые служили в Армии и с гордостью рассказывали о них. Дети узнают много интересных историй о службе в Армии своих родных.
Прекрасные возможности в воспитании патриотизма представляет знакомство дошкольников с традициями, обычаями, бытом и прикладным искусством. Например: мы рассказывали детям о значимости узорных платков на Руси. Это был самый желанный подарок, который подчёркивал женскую красоту, служил защитой от холода и сохранял тепло и здоровье. Платки изготавливаются в старинном городе Павловском Посаде, который располагается недалеко от Москвы. Затем предложили девочкам накинуть на плечи платки, а мальчикам подвязаться ими, как кушаками, и под задорную русскую мелодию пустились в пляс. Продуктом нашей деятельности стали узорные платки, нарисованные гуашью по желанию детей.
Также формировали у детей основы гражданских чувств, давали представление о берёзе как одном из символов России. Мы предлагали детям сделать аппликацию берёзки, показав иллюстрацию, обращали внимание на ветки, наклонившиеся к земле.
Закрепляли с детьми представление о неофициальных символах России. Например: показывали русскую матрёшку, уточняли, что первую матрёшку сделал игрушечных дел мастер Василий Петрович Звёздочкин, а художник Сергей Васильевич Малютин её расписал и ей уже более 120 лет. Сейчас это одна из любимых игрушек детворы, а приезжающие в нашу страну гости увозят её с собой как сувенир. Ребята с удовольствием изобразили своих матрёшек, используя нетрадиционную технику - пластилинографию.
Также мы знакомили детей с деталями наряда русской девицы (кокошник, рубаха, сарафан., раскрыли понятие «Русская красавица (представление о лице, волосах, умении одеваться). Продуктом нашей деятельности стала коллективная работа «Девица краса -русская коса».
Развивали интерес детей к коммуникативной и творческой деятельности, по средствам использования государственной символики России (флаг и герб). Использовали дидактические игры: «Собери флаг», «Собери герб».
Для сюжетно -ролевой игры «Русское чаепитие» были приготовлены атрибуты: самовар, чайный сервиз, скатерть, салфетки, конфеты, баранки, блины, варенье. Мы рассказывали детям о русских традициях чаепития, о том как сейчас пьют чай, о культуре поведения за столом. Сюжетно-ролевая игра " Чаепитие" прививает детям навыки культурного поведения за столом, поддерживает русские традиции, развивает речь и фантазию детей.
На специальных занятиях, развлечениях дети знакомились с русским фольклором. Мы проводили театральные игры, развлечения по русским народным сказкам. На музыкальных занятиях дети учились играть на русских - народных инструментах.
Здесь дети знакомятся с народной музыкой, слушают записи, некоторые песни мы поём сами. Особенно детям нравятся частушки, они узнают любимые частушки у своих родителей, бабушек и дедушек, а потом мы поем их в группе. Вместе с детьми проводим фольклорные праздники. Это наши старинные обряды, это активные совместные действия и общение детей друг с другом.
Рождество, масленица, Пасха, Жаворонки входят в жизнь ребёнка ярким событием и надолго остаются в памяти.
Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. Мы составили план народных игр, который стал верным помощником при организации режимных моментов, прогулок, развлечений, фольклорных праздников, тематических дней. Например, «Жмурки», «Кошки-мышки», «Гори, гори ясно», «Салки», «Бояре, а мы к вам пришли», «Кот Васька», «Бабка – Ёжка», «Совушка» и др. Дети охотно играли в эти игры в младшем возрасте и с большим интересом продолжают играть и сейчас.
В перспективе мы планируем больше внимания уделить народному искусству и декоративно-прикладному творчеству, хотим организовать экскурсии для детей и их родителей по ознакомлению с нашим городом, ведь недаром говорится в русской пословице: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».