надежда кузьмина
Патриотическое воспитание дошкольников. Конспект занятия в старшей и подготовительной группах «Тагильская роспись подносов»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по патриотическому воспитанию
в старшей группе «Тагильская роспись подносов»
Автор занятия : Кузьмина Надежда Анатольевна, воспитатель, г. Нижний Тагил.
Цель: знакомство детей с особенностями росписи тагильского подноса.
Задачи:
1. Познакомить детей с традициями и особенностями росписи данного народного промысла.
Публикация «Патриотическое воспитание дошкольников, Конспект занятия в старшей и подготовительной группах „Тагильская роспись подносов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Посуда. Все о посуде для детей
- Старшая группа
- Темочки
2. Научить детей выполнять несложные элементы тагильской росписи подносов и составлять узоры из этих элементов.
3. Развивать умение писать кистью, пользуясь разными приемами.
4. Воспитывать интерес к народным промыслам, уважительное отношение к труду взрослых, гордость за свою родину.
Предварительная работа: беседы о народных промыслах родного края, рассматривание тагильских подносов, цветных иллюстраций, чтение художественной литературы о народных промыслах.
Оборудование: готовые художественные подносы, мультимедиа проектор, кисти, гуашь разного цвета, палитры, баночки с водой, салфетки, картонки черного цвета, поэтапные образцы росписи, часы, костюм художника.
Ход занятия.
Воспитатель : Ребята мы сейчас с вами попадем в мастерскую одного очень интересного человека, а кто он по профессии, вы сейчас угадаете, отгадав загадку…
У меня есть карандаш,
Разноцветная гуашь,
Акварель, палитра, кисть
И бумаги плотный лист,
А еще – мольберт-треножник,
Потому что я …
(художник).
Воспитатель : Правильно. Мы отправимся в гости к художнику, зовут его дядя Ваня. Но художник он не простой, он живет в нашем городе и расписывает тагильские подносы.
Нижний Тагил - крупнейший промышленный центр Урала, является также родиной русского расписного железного подноса.
Знаете ли вы, что такое поднос? Встречались ли вы с расписными подносами? (Ответы детей.)
Благодаря своей изысканности, богатству красок, повышенной декоративности, законченности композиции, тагильские расписные подносы получили известность по всему миру.
Воспитатель : Ну что, стучимся…
Дети входят в мастерскую, а там плачут два абсолютно черных подноса и художник дядя Ваня в панике что-то ищет.
Воспитатель : Посмотрите ребята, вот это мастерская нашего художника. Здравствуйте, мы с ребятами пришли к вам в гости, чтобы узнать все о тагильских подносах. А что у вас случилось?
Художник: Здравствуйте, ребята! У нас случилась беда. Мне для выставки ко дню города нужно расписать эти подносы, а я не могу найти секрет росписи. Вот краски кисти, подносы которые уже готовы, но остались еще два, они тоже хотят попасть на праздник. Что же мне делать? Как же быть? Уже везде посмотрел, ни где его нет.
Воспитатель : А может мы с ребятами, вам поможем? Где же его можно найти?
Художник: О, этот секрет не знает ни кто. Подождите, а если нам отправится назад в прошлое и найти секрет росписи там. Вот бы это было здорово!
Воспитатель : Ребята отправимся в прошлое и найдем секрет росписи. А попадем мы туда при помощи часов, которые перенесут нас в пространстве и отмерят наше пребывание в прошлом. А увидеть мы сможем все, с помощью этого волшебного подноса (экран мультимедиа). Становитесь скорее в круг, вместе скажем волшебные слова: «Кручусь, верчусь, в прошлом окажусь!».
Дети встают в круг кружатся и оказываются на несколько столетий назад.
Воспитатель. Ребята, посмотрите на экран, куда мы попали?
Художник: Мы попали с вами в середину 18 века. Перед нами крупнейший на Урале Нижнетагильский железоделательный завод. Здесь во времена Демидовых шла выделка листового железа. Появившаяся мода на «чаевничание» спровоцировала кустарей - железоделов на создание из остатков проката подносов - плоского широкого блюда с высоким бортиком. А благодаря тому, что появились плющельные машины, появилась плоская посуда: блюда, тарелки, подносы.
Первые подносы были клепаные. Собирались из отдельных частей: днища, высокого прорезного бортика и фигурных ручек, соединенных вместе методом холодной клепки. Только потом появились кованые подносы.
Скажите, ребята, а какой формы бывают подносы? ( Формы использовались разные: круглые, овальные, в том числе шести - восьмигранники.)
Нет, здесь секрета росписи нет.
Воспитатель : Тогда отправляемся дальше. Становитесь снова в круг, «Кручусь, верчусь, в прошлом окажусь!».
Художник: Желание повысить спрос на свою продукцию привело к мысли о живописном украшательстве, и подносы стали расписывать
Металлическая заготовка покрывалась эмалью, а затем на нее наносился рисунок.
В первой половине XIX века развитие промысла шло по восходящей. Это было связано с деятельностью школы живописи, специально учрежденной владельцем тагильских заводов Н. Н. Демидовым. В школу принимались мальчики с 12 лет. Обучение проходило четыре года. Это самым положительным образом повлияло на качество росписей.
В этот период популярность приобрели подносы-картины, когда в центре писалась копия картины. Мифологические, исторические, галантные сцены помещались в рамку, образуемую тонким трафаретным золотым орнаментом: сказочные цветы, вьющиеся стебельки и травинки, эффектные кисти винограда, ягоды, уголки формы четко фиксируют вазоны с пышными букетами.
Однако, когда заводы стали испытывать трудности с рабочей силой, заводовладельцы приняли ряд мероприятий по замене мужчин-живописцев женщинами. И где-то с середины XIX века роспись подносов становится исключительно женской территорией.
Художник: И здесь секрета росписи мы не нашли…
Воспитатель : Дядя Ваня, тогда продолжим путешествие. Становитесь снова в круг, «Кручусь, верчусь, в прошлом окажусь!».
Воспитатель : Такие изделия неизменно привлекали внимание на ярмарках, а впоследствии и на промышленных выставках. На ярмарках товары продавали, а еще там веселились и играли. Я вас приглашаю поиграть в русскую народную игру «Ручеек».
Дети встают в пары, а ручеек бежит и выбирает себе пару.
Художник: Вот же он, наш секрет росписи. Нашелся!
Смотрите ребята, в условиях жесткой конкуренции того времени встает вопрос, чтобы отделка подноса производилась все быстрее и была дешевле. В это время все большое распространение получает "маховое" письмо, когда кончик кисти подхватывает краску и белила ( на кисть набираем два цвета краски: на одну сторону светлую, на другую темную краску) и в два-три взмаха «лепит» цветочный венчик, стебли, листья. В этом и заключается особенность тагильской росписи.
Букеты сказочных цветов
Глядят на нас с подносов звонких
И шёлк волшебных лепестков
И трепет трав в сиянии тонком…
Как удивительно тепло
И хмурый день наполнен светом,
Когда в руках ожившим летом
Горит такое мастерство.
Давайте же скорее вернемся обратно в мою мастерскую, я научу вас этому секрету.
Воспитатель : Ребята, возвращаемся. Кручусь, верчусь, обратно ворочусь!
Ребята возвращаются обратно в мастерскую, усаживаются за столы.
Художник: Художник рассказывает детям, какие сейчас используют элементы (цветы, бутоны, травка, ягоды, стебельки, усики, завитки, листья, природой Урала). Рассказывает, как должны располагаться узоры (чередуются, стелятся, опоясывают, букетом, хороводом). Отмечает, что используемые цвета – это яркие, сочные, прозрачные, нежные цветовые пятна, спокойные.
Дядя Ваня показывает детям приемы работы. Дети пробуют работать на образцах.
Художник: Спасибо вам ребята, что помогли мне найти секрет росписи и я очень надеюсь что вам понравилось наше путешествие. Приходите ко мне в мастерскую еще, будете мне помогать расписывать подносы ко дню нашего города.
А закончить нашу встречу я хочу стихами:
Когда за окном снегопад и мороз,
Живыми цветами усыпан поднос.
Посмотришь с улыбкой на дивный букет-
И кажется, лето нам шлет свой привет.