Татьяна Борисовна Гирфанова
Патриотическое воспитание детей «С чего начинается Родина?»
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы тема нравственности и патриотизма являются одной из приоритетных задач дошкольного воспитания, так как именно в этом возрасте закладывается фундамент личности ребёнка. Сейчас тема возрождения России стала звучать особенно актуально, так как старые идеалы давно утрачены, а новые не имеют чётких очертаний. За последние два десятилетия в людях разрушено чувство гордости за свою Родину. А если человек не любит свою Родину, он никогда не будет приумножать её богатства и стремиться к её процветанию. Известно, что в каждое время были свои герои. Вот и мы - педагоги - должны помочь появиться героям нашего времени и воспитать настоящих патриотов России.
Публикация «Патриотическое воспитание детей „С чего начинается Родина?“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
С чего же начинается Родина для каждого из нас?. Прежде всего, с отношения к своей семье, к близким людям. Это корни, связывающие ребёнка с родным домом и ближайшим окружением. Наиболее актуальном в работе в этом направлении я посчитала создание генеалогического древа семей, углубление в свои корни. Когда знаешь происхождение своей семьи, осознаёшь, что и твои предки служили и работали на благо своей Родины, своего народа, - поневоле возникает чувство гордости за своих прабабушек и прадедушек, благодарности им. Дети начинают понимать, что семья - это не только мама и папа, но и много других родственников, у которых была интересная и насыщенная жизнь.
Другим интересным направлением в этой работе я посчитала создание мини-проектов или мини-рассказов с фотокадрами о боевых и трудовых подвигах или интересных событиях своих именитых родственников. Это пробудило интерес у детей к истории своей семьи. Каждый ребёнок смог проявить себя в роли рассказчика о своих именитых родственниках. Ведь пример взрослых, особенно близких людей, играет огромное значение в патриотическом воспитании детей. Так, при ознакомлении с Великой отечественной войной на конкретных примерах и фактах из жизни старших членов семьи, прививаются такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к своему народу и Отечеству". Дети подводятся к пониманию, что наши прадедушки и прабабушки победили в войне, потому что верили в светлое будущее своей страны, в победу и любили свою Родину. И Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за свободу и независимость своих соотечественников и потомков. В честь них названы улицы, воздвигнуты памятники, зажжён Вечный огонь славы. Важно, чтобы дети как можно раньше узнали о подвигах своих близких родственников. Ведь с малого начинается большое - чувство гордости за своих предков, за страну, любовь к своей Родине. Очень важно, на мой взгляд, показать через малое большое, зависимость между достижениями одного человека и жизнью всех людей - это очень важно для нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Чувство Родины начинается и с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что оставляет отклик в его душе. А это, прежде всего, природа. Именно она пробуждает искренние чувства детей, такие как: восхищение, сочувствие, готовность изменить мир к лучшему. Нужно видеть искрящиеся глаза детей, когда они сажают цветы в цветнике, ухаживают за огородом, трепетно наблюдают за насекомыми и птицами, развешивают кормушки для птиц, подкармливают их зимой. Всё это играет огромную роль в воспитании патриотизма, приобщает детей к природе, к заботе о ней. Важно, чтобы ребёнок чувствовал себя частичкой природы и никогда не вредил ей. Именно через труд в природе, через её познание человек обогащается духовно.
Многому учится ребёнок через народный фольклор, сказки. С них тоже начинается любовь к Родине, её традициям. Именно они несут основные нравственные ценности: добро, дружбу, трудолюбие, взаимопомощь. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют патриотическому воспитанию личности. В нашей группе уже стало традицией: просмотр и чтение русских народных сказок, их инсценировки. Стали уже традицией - экскурсии в библиотеку, совместные тематические вечера.
Немаловажное значение для нравственно-патриотического воспитания детей имеет ближайшее окружение. Это и детский сад, и свой дом и улица, знакомство со своим городом, столицей, страной и её символами. Знакомя детей с детским садом, с сотрудниками, которые здесь работают, со сверстниками, - им прививаются такие качества личности, как терпимость, толерантность, дружба, взаимовыручка. Важно научить детей не только чувству собственного достоинства, но и уважения к интересам других сверстников, умение прислушиваться к их мнению.
При ознакомлении детей с родным городом, я стараюсь познакомить их с его историей, традициями, достопримечательностями, памятниками культуры, рассказать о знаменитых людях города, в честь которых названы улицы или воздвигнуты памятники. Для этого по мере возможности проводятся экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых. Важно сформировать представления детей о том, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение имеет знакомство детей с народными умельцами и их промыслами.
Много мы - педагоги группы - стараемся рассказать дошкольникам о столице нашей Родины - Москве, а также о нашей стране, её истории. У ребят появилось желание узнать о быте, культуре, обычаях нашего города и страны. Вместе с родителями дети стали больше посещать музеи города, картинные галереи, выставки.
Кроме экскурсий по городу, в библиотеку, в музеи, я стараюсь устроить для детей встречи с интересными людьми (участником Великой отечественной войны). Кроме того, в работе по нравственно-патриотическому воспитанию я использую такие методы и приёмы работы, как игры-путешествия "по реке времени", приём сравнения (труд в деревне сейчас и раньше, счётные устройства древние и современные и т. п., вопросы, викторины, индивидуальные задания, самостоятельный анализ увиденного на картинках, беседы. Каждая тема подкрепляется разными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление поделок, альбомов, коллажей, тематическое рисование или лепка). Итоги работы над темой закрепляются викторинами, КВН, развлечениями.
Благодаря работе в данном направлении дети стали более открытыми, любознательными. Стали осознавать, что Россия - это большая и сильная страна, и нам есть, чем гордиться. Важно, чтобы в душе каждого ребёнка остался след, благодаря которому, став взрослым, он всегда будет гордиться своей страной и способствовать её процветанию.