Алёна Французова
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
Патриотическое воспитание дошкольников в детском саду. Из опыта работы воспитателя
Патриотическое воспитание дошкольников.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств. Таким образом, в педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой. Любовь к Родине начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился. В связи с этим огромное значение приобретает определение целей, задач, патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Целью проводимой работы является воспитание у дошкольников патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к своей «малой Родине». В процессе данной работы ставятся и решаются следующие образовательные и воспитательные задачи:
1. содействие формированию духовно-нравственного отношения к семье городу,стране
2. развитие у дошкольников понимания искусства и культуры наших предков;
3. развитие у детей познавательной, творческой активности;
4. изучение истории родного края;
5. воспитание уважения к ветеранам войны и труда.
Организуя работу по патриотическому воспитанию, мы провели анкетирование по выявлению отношения родителей к проблеме патриотического воспитания детей. 58% опрошенных родителей дали положительный ответ, 42% - испытывали затруднения при ответе. Поэтому работу по патриотическому воспитанию мы начали, как с детьми, так и с родителями. Мы рассказывали о том, что люди стремятся к миру, выступают против войны, с детьми разучивали военные песни, стихи, пословицы, поговорки, в которых были отражены героические поступки старших, прослушивали записи выступлений ветеранов войны полных кавалеров орденов Славы нашего город, где они рассказывали о своих подвигах. Записи удалось сделать, сотрудничая с комитетом ветеранов Великой Отечественной войны при администрации нашего округа. Мы приглашали на встречу с воспитанниками труженика тыла, Корсунского Бориса Дмитриевича. Смотрели дети на ветерана, своими ручками гладили его медали, слушали его рассказы, прижимаясь к нему, как к живой истории прошлых лет.
Экскурсии по Аллее героев к мемориалу «Вечный огонь», возложение живых цветов к братской могиле советских воинов, способствовали воспитанию у дошкольников духа патриотизма и чувства уважения к памяти боевых подвигов их прадедов в сражениях за освобождение нашей Родины от нашествия немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны. Гуляя по Аллее Героев, закреплялись такие важные понятия, как “долг перед Родиной”, “любовь к Отечеству”, “трудовой подвиг”.
Патриотическое воспитание, это не только наша память о военных годах, но это любовь, уважение, интерес к местам, где ты живешь. Работа по ознакомлению с родным городом включала в себя словесные методы: рассказ, чтение с использованием фотографий, коллекций значков, открыток, сувениров, репродукций картин об Камышине, а так же экскурсии по городу Камышину, целевые прогулки, наблюдения на темы: «Наша улица», «Наш город растет и строится», «Улица героя». Свои впечатления дети отображали в своих рисунках. Рисунки мы вывешивали в нашей картинной галерее. В нашем саду так же имеется уголок «Русская изба». Здесь собраны такие экспонаты как: русская печь, прялка, чугунки, коромысло, ухват, самовар, русский народный костюм, люлька. Весь этот материал помогал в практической деятельности по ознакомлению детей с жизнью и бытом русского народа, его обрядами и обычаями и был представлен на краеведческих чтениях «Реализация краеведческого компонента в образовательном процессе, как условие достижения стратегических целей образования».