Пантилеева
Паспорт социального проекта средней группе «Юные краеведы»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт социального проекта
средней группы № 3 «Юные краеведы»
Продолжительность проекта (долгосрочный) : январь-май
Тип проекта : социально-значимый
Участники проекта : воспитанники, педагоги, родители.
Возраст детей: 4-5 лет.
Публикация «Паспорт социального проекта средней группе „Юные краеведы“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2023
Актуальность: Детство – то время, когда возможно погрузить воспитанников в истоки национальной культуры. Культура русского народа способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Именно поэтому нужно уделять особое внимание приобщению детей к истокам русской народной культуры: старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, предметам быта, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.
Проблема: В современном мире воспитанники мало заинтересованы в познаниях о народной культуре и ее традициях, а также у них слабый интерес к народной игрушке, к её истории, т. к. торговые точки и магазины переполнены игрушками иностранных производителей, а информационные системы активно их рекламируют. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. И если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полного ознакомления с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к оскудению его нравственно-патриотических чувств. В связи с этим разработан проект с детьми среднего возраста «Юные краеведы»
Новизна социального - значимого проекта «Юные краеведы» заключается в том, что предусматривает возможность реализовать образовательную модель, которая сочетает в себе реализацию всех образовательных областей и краеведческую практику. А также особенностью данного проекта является его реализация в одном узком направлении и учитывается региональный компонент.
Практическая значимость: Проект предполагает пополнение знаний детей о традициях, о культуре и обычаях, для формирования основ духовно-нравственного и личностного отношения к русскому народу, предусматривает возможность пробуждения у ребенка гордости за традиции, культуру и народный промысел.
Реализация проекта помогает организовать деятельность дошкольников так, чтобы они лучше узнали и глубже поняли особенности традиций, культуры, истории родного края, а так же способствует развитию патриотических чувств.
Цель проекта :
Создание условий для приобщения детей к истокам русской народной культуры через потенциал русских народных произведений и художественных промыслов.
Задачи проекта :
- познакомить детей с разными формами устного народного фольклора, с особенностями народного быта, с разными видами народного творчества;
- расширять кругозор детей, словарный запас при знакомстве с русской избой и предметами быта, традициями русского народа;
- развивать связную речь детей при описании предметов быта, составлении рассказов, загадок о праздниках, традициях, проведении экскурсии;
- развивать выразительную сторону речи при рассказывании потешек, закличек, песен, художественно - творческие способности детей;
- осуществлять комплексный подход к нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников;
- вызвать у детей интерес, уважение к истории, культуре, языку русского народа;
- воспитывать у детей гордость за свою страну, ее историю.
Методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством:
- разучивание потешек, прибауток, закличек;
- использование пословиц, загадок, поговорок;
- чтение художественной литературы;
- использование русских народных песен и танцев;
- проведение русских народных игр;
- использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности;
- применение игрушек и изделий народных промыслов;
- театрализация сценок и эпизодов сказок;
- рассказ о народных обычаях и традициях;
- рассматривание иллюстраций, альбомов о русском быте;
- беседы, вопросы, разъяснения.
Ожидаемый результат:
Для воспитанников:
- овладение детьми знаниями о народных промыслах (дымковская игрушка, освоение техники рисования узоров;
- обогащение и систематизация знаний о старинных праздниках, традициях;
- формирование устойчивого интереса к изучению данной проблемы;
- воспитание нравственного поведения у детей, что поспособствует формированию у детей заботливого отношения к народной культуре и традициям русского народа.
Для педагогов:
- создание развивающей предметно-пространственной среды по патриотическому воспитанию детей среднего возраста;
- личностный профессиональный рост, самореализация педагога;
Для родителей:
- желание принимать участие в совместной деятельности по реализации проекта;
- укрепление взаимоотношений между воспитанниками, родителями и педагогами.
Ресурсное обеспечение: имеется в наличии мультимедийное оборудование: проектор, ноутбук, интерактивная доска; цветной принтер, фотоаппарат.
Свободный доступ к Wi-Fi для использования интернет ресурсов.
Интегративность, межпредметность: осуществляется через мероприятия данного проекта, которые реализуются в интеграции образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», а также через сотрудничество со специалистами ЗДДТ (клуб «Романтик», библиотеки филиал №5.
Этапы реализации проекта :
Этапы проекта Содержание
I этап - подготовительный
Разработка проекта.
1. Подбор методической литературы, иллюстрационный материал, материал для игровой деятельности детей для успешной реализации проекта.
2. Заинтересовать детей и родителей темой проекта, ориентировать их к совместной деятельности, направленной на достижение цели проекта
3. Создать необходимые условия для продуктивной и творческой деятельности детей.
4. Составить перспективный план мероприятий для реализации проекта.
II этап - основной
Интеграция образовательных областей по проекту
Социально-коммуникативное развитие :
- сюжетно-ролевые игры;
- коммуникативные игры;
- ситуации;
- беседы.
«Познавательное развитие» :
- беседы;
- НОД;
- экскурсия в краеведческий музей.
«Развитие речи» :
- составление описательных рассказов;
- сочинение сказок, рассказов;
- речевые упражнения.
«Игровая деятельность» :
- дидактические игры;
- театрализованные игры;
- игровые упражнения;
- развивающие игры;
- конструктивно-строительные игры.
«Художественно-эстетическое развитие» :
- рисование;
- лепка;
- аппликация;
- чтение художественной литературы;
- слушание музыкальных произведений.
«Физическая культура» :
- физминутки;
- народные игры;
- подвижные игры.
Взаимодействие с социальными партнерами (Зиминский детский дом творчества, клуб «Романтик», филиал библиотеки №5)
- Мастер-класс;
- творческая мастерская;
- урок-мастерства;
- экскурсия в библиотеку с целью посещения познавательных мероприятий.
III этап - заключительный
Анализ результатов проектной деятельности
Перспективное планирование социально-значимого проекта
Этапы работы Содержание работы Сроки
I этап -Подготовительный - подбор наглядно-методической, познавательной и художественной литературы, иллюстрационного материала;
- подбор материала для исследовательской и продуктивной деятельности, игрушек, мультфильмов и атрибутов для игровой деятельности;
- разработка методических пособий, конспектов НОД;
- ознакомление родителей с проблемой, целью и задачами проекта;
- распределение заданий между участниками проекта;
- опрос родителей «Что ваши дети знают о народной культуре и традициях?», «Посещаете ли Вы с детьми места, связанные с народным творчеством, русскими обычаями и промыслами?». 1-2 неделя января
II
Практический
(основной)
с детьми
«Познавательное
развитие»
- просмотр видеоматериалов: «История возникновения русской народной культуры», «Что в имени твоем сказка?», «Панорама русских обычаев»;
- НОД «Рассказ-беседа по ознакомлению с народными обычаями и традициями»;
- НОД «При солнышке тепло, при матушке добро»;
- НОД «Дымковские игрушки: откуда к нам пришли?» Февраль-апрель
«Социально-коммуникативное»
- экскурсия - «Знакомство с бытом русской избы»;
- сюжетно-ролевые игры: «В гости к бабушке Арины»», «Уложим спать Катю в колыбельку», «Прокати нас лошадка на саночках»;
- ситуации: «Как у бабушки Маруси…», «Вот Ванюшкина кроватка».
Беседа: «Что такое сказка?», «Чудо-мастера Руси»
- просмотр презентаций: - музей п. Мишелевка «Мастера и умельцы своего дела»; - «Хохлома»;
- «Гжель».
«Речевое развитие» - НОД «Прогулка по фольклорным дорожкам»;
- составление описательного рассказа: «Эти мудрые сказки», «Русская народная игрушка»;
- рассказы из личного опыта: «Как мы с мамой ездили в гости к бабушке в деревню»;
- придумывание сказок и разных историй о сказочных героях (домашнее задание);
- рассказы по открыткам;
-пословицы, поговорки, загадки;
- итоговое мероприятие «В гостях у сказки».
«Игровая деятельность» - дидактические игры: «Нос, пол, потолок», «Быль или небылица», «Ждем гостей», «Узнай потешку», «Чудо узоры», «Угадай сказку»;
- строительные игры: «Дом в деревни»;
- игры-драматизации: русская народная сказка «Заюшкина избушка» на новый лад, потешки «Как петух в печи пироги печет», «Как у бабушки Варвары».
«Художественно-
эстетическое
развитие»
1. Конструирование
Разный вид конструктора, использование бросового материала (проволока, коробки и др., «Лего» :
- «Домик для собачки»; - «Строительство сказочных домов»; - «Наш деревенский дворик».
2. Рисование
Использование различных технологий (штамп, наброс, кляксография) :
- «Дымковские игрушки»; - «Матрешек русский хоровод»; - «Волшебная ложка»; - «Ставеньки резные, окна расписные».
3. Лепка
Составление узоров и изображений из пластилина и соленого теста) :
- «Угощение для матрешек»; - «Козленок»; - «Уточка» (дымковская игрушка); - «Домик».
4. Аппликация
- «Фартук для бабушки»; - «Украшу я тарелочку цветами»; - заборчик для петушка «Солнышко и тучка»; - коллективная работа «Роспись кокошника».
Чтение художественной литературы
- Русские народные сказки: - «Лисичка сестричка и серый волк»; - «Заяц-хваста»; - «Три медведя»; - «Гуси-лебеди» и другие.
Пословицы, поговорки, загадки, приметы, стихи и рассказы.
5. Музыка
Слушание любимых мелодий «Гусельки» :
- «На горе-то мак»; - «А я по лугу»; - «Светит месяц»; - «Во саду ли в огороде» и другие;
Музыкально-литературный вечер «Во поле береза стояла»;
Организация концерта для детей 2 младшей группы : чтение стихов, потешек, закличек, пение песен.
«Физическая
культура»
1. Утренняя гимнастика:
- «Как котик в гости ходил»; - «Матрешки».
2. Подвижные игры:
- «У медведя во бору»; - «Гуси-лебеди»; - «Совушка сова»; - «Колпачок»; - «Мыши водят хоровод».
3. Хороводые игры:
- «Галя по садочку шла»; - «Ходит Васька серенький».
4. Ходьба по массажным дорожкам:
«Веселый ручеек», «Нарядная фантазия».
«Познавательно-исследовательская деятельность» 1. Рассматривание альбомов и иллюстраций:
- «Матрешка – символ страны»; - «Народные промыслы»; - «Дымковские чудо игрушки»;
- «Предметы русской избы»; - «Русская национальная одежда».
2. О чем рассказали фотографии? :
- «Старый портрет»; - «На память платочек».
3. Игры – эксперименты (сравнение по величине, форме, цвету, дизайну, по количеству предметов).
С родителями
1. Беседы с родителями о важности данной проблемы.
2. Привлечение родителей к пополнению материалов для центра «Народное творчество» в группе разнообразными экспонатами.
3. Привлечение к созданию библиотеки:
- приобретение книг, поиски информации о истории возникновения русской народной культуры;
- создание альбома «Любимый рецепт моей бабушки»;
- изготовление альбома – пословицы и поговорки, загадки и приметы, стихи и рассказы по данной теме.
4. Экскурсия выходного дня в историко-краеведческий музей (исторический зал);
5. Выполнение домашнего задания с детьми:
- сочинение рассказов и сказок;
- совместная творческая работа «Мастерство рук творения»;
- изготовление масок для драматизации сказок.
6. Предложить консультацию «Народная мудрость гласит» (пословицы, «Сказки читаем – речь развиваем!», «Знакомьте детей с народным фольклором».
7. Создание презентаций: «Праздники народного календаря», «Знакомство детей с народным фольклором».
Взаимодействие с социальными партнерами (Зиминский детский дом творчества, клуб «Романтик», филиал библиотеки №5)
1. Мастер-класс «Рождественский сапожок»
2. Творческая мастерская «Подарок маме» (дымковская роспись кухонной доски)
3. Урок мастерства «Пасхальное яйцо»
4. Познавательное мероприятие «В гостях у сказки»
5. Познавательное мероприятие «По страницам русских потешек». 1 неделя января
1 неделя марта
2 неделя апреля
2 неделя февраля
3 неделя марта
III
Заключительный - представление презентации проекта для педагогов ДОУ и родителей в рамках педагогического совета;
- представление центра в группе «Народное творчество» для детей других групп;
- представление творческих работ детей «Красота дымки»;
- выставка детско-родительского творчества «Мастерское рук творенье»;
- выставка художественной библиотеки «В гостях у русской народной сказки., потешки, пестушки и песенки»
- фотовыставка «Художественно-творческие способности детей при ознакомлении с народной культурой и традициями»;
- демонстрация методического продукта, созданного в процессе деятельности проекта. Май
Результативность реализуемого проекта : Реализация проекта осуществлялась с включением всех видов детской деятельности. Проект «Юные краеведы» способствовал вовлечению детей и родителей в социально-значимую, творческую деятельность и позволил решить цели и задачи проекта. В процессе познавательной активности дети получили необходимые знания и умения. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своего народа в процессе реализованных мероприятий данного проекта, особенностями культурных и других условий способствовали формированию у детей гражданского мировоззрения. Дети проявляли интерес, любознательность по отношению к родным местам, их истории, к народным традициям. С удовольствием включались в проектную деятельность родители и специалисты ЗДДТ, связанную с познанием своего народа.
На заключительном этапе представлена презентация проекта для педагогов ДОУ и родителей;
- организован центр для детей в группе «Народное творчество»;
- осуществлено представление творческих работ детей «Красота дымки»;
- организована выставка детско-родительского творчества «Мастерское рук творенье»;
- оформлена фотовыставка «Художественно-творческие способности детей при ознакомлении с народной культурой и традициями»;
Проект заинтересовал большинство родителей и детей, способствовал формированию положительных эмоций от совместной творческой деятельности у детей, педагогов и родителей. В перспективе привлечь ещё больше родителей к мероприятиям способствовавшим формированию гражданского мировоззрения.