Шевченко Ирина
Паспорт развивающей предметно-пространственной среды подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
ПАСПОРТ
развивающей предметно-пространственной среды
подготовительной группы по состоянию на 01.10.2019г.
Пояснительная записка.
Дети проводят в детском саду большую часть времени. Поэтому окружающая среда должна отвечать их интересам, развивать, давать возможность свободно играть и общаться со сверстниками, развивать индивидуальность каждого ребенка. Поэтому наполнить группу играми и игрушками недостаточно. С ведением Федерального государственного образовательного стандарта появились новые приоритеты в создании развивающей предметно-пространственной среды (РППС). Она должна быть комфортной уютной рационально организованной наполненной разными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Главной нашей задачей считается обогащение среды такими элементами, которые стимулировали бы познавательную речевую двигательную и иную активность детей. Развитие познавательно-речевых способностей — это одна из главных задач дошкольного образования.
Публикация «Паспорт развивающей предметно-пространственной среды подготовительной группы» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Паспорт группы
- Подготовительная группа
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
Развивающая предметно-пространственная среда (согласно ФГОС) — это определенное пространство, организованно оформленное и предметно-насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, физическом и духовном развитии в целом.
Нормативно - правовая и методическая база построения развивающей предметно- пространственной среды группы
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «О образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155);
Письмо Минорбнауки России «Комментарии к ФГОС дошкольного образования», № 08-249 от 28.02.2014 г;
СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года;
Конвенция о правах ребенка;
В. А. Петровский, Л. П. Стрелкова «Концепция построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в детском саду»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 февраля 2014 г. № 08-249 (комментарии к ФГОС дошкольного образования);
Комментарии к ФГОС дошкольного образования Министерства образования и науки Российской Федерации № 08-249 от 28 февраля 2014 года;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 июля 2011 г. № 2151 г. Москва «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда в группе создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов.
Развивающая предметно-пространственная среда группы обеспечивает :
1. Гармоничное всестороннее развитие детей с учетом особенностей возраста, здоровья, психических, физических и речевых нарушений.
2. Полноценное общение между собой, а в процессе учебной деятельности с педагогами, даёт возможность уединиться по желанию ребенка.
3. Реализацию образовательной программы ДОУ.
Согласно требованиям ФГОС развивающая предметно-пространственная среда в группе :
— содержательно-насыщенная;
— трансформируемая;
— вариативная;
— полифункциональная;
— доступная;
— безопасная.
Насыщенность РПП среды в группе составляет :
— разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе;
— соответствие возрастным особенностям и содержанию программы.
Полифункциональность материалов дают:
— возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.).
Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости :
— от образовательной ситуации;
— от меняющихся интересов детей;
— от возможностей детей.
Вариативность среды разрешают :
— наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения);
— периодическую сменяемость игрового материала;
— разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми;
— появление новых предметов стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды разрешает :
— доступность для детей всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
— свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности;
— исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность среды в группе :
— соответствует всех ее элементов по обеспечению надежности и безопасности.
Учитывая требования ФГОС развивающая предметно – пространственная среда делится на пять образовательных областей:
1. Социально – коммуникативная;
2. Познавательная;
3. Речевая;
4. Художественно – эстетическая;
5. Физическая.
В каждой области имеются свои центры.
Социально-коммуникативное развитие.
Центр ПДД и центр пожарной безопасности
В центре по ПДД и пожарной безопасности находятся необходимые атрибуты к сюжетно-ролевым играм и занятиям по закреплению правилам дорожного движения. Дети при необходимости объединяют центр сюжетно-ролевых игр, ПДД и пожарной безопасности.
Этот центр оптимально насыщен материалами по данной тематике, чтоб обеспечивает интерес детей к нему и увеличивает результативность образовательной деятельности, это:
- макет перекрёстка (маленькие дорожные знаки, различные игрушечные виды транспорта, игрушки – светофор, фигурки людей,
-атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, форма и атрибуты инспектора ДПС, костюм светофора и т. д. ,
-наглядно-иллюстративный материал (иллюстрации с изображением транспортных средств, всех частей машин; улицы, различных ситуаций на дороге);
-пособия и игры по обучению детей ПДД;
-кружки красного и зелёного цвета;
-набор специальных транспортных средств;
-дидактические игры;
-макеты дорожных знаков).
Центр сюжетно-ролевых игр
Игра — основной вид деятельности детей. Яркий, насыщенный игровой центр создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми.
В свободном доступе для детей находятся атрибуты для зарождающихся в этом возрасте сюжетно-ролевых игр:
«Больница»- набор игрушечных медицинских инструментов, халаты, косынки, шапочки;
«Парикмахерская»- форма парикмахера фены, бигуди, щипцы для завивки; небольшие небьющиеся флаконы из-под духов, каталог причёсок, резинки, заколки и др.
«Ремонтная мастерская» - набор инструментов для ремонта и строительства (каска, мастерок, молоток, отвёртка, гайки, болты, пила, лобзик и т. д);
«Супермаркет» - форма продавца, весы, тележка для продуктов, различные имитаторы продуктов (пластиковые, деревянные, наборы овощей и фруктов, гастрономических продуктов;
«Кухня»- набор формы, прихватки, фартуки, набор посуды, вилки, ножи, ложки, кастрюли, чайники, микроволновка, тостер и т. д.
«Гараж» : грузовые и легковые автомобили; автомобили специального назначения; игрушечный инструмент.
Так же атрибуты к режиссерским играм: куклы и все атрибуты для игры в кукол одежда и обувь ля кукол, мебель для кукол, коляска.
Блок сюжетных игр способствует зарождению и развитию игры. Игровые островки оснащены передвижной мебелью, способствующей быстрой смене ситуации в игровом сюжете. Большое количество игрушек ярких, многофункциональных и развивающих, наполняют игровую среду групповых комнат. Игровое пространство предусмотрено для игр и мальчиков, и девочек.
Познавательное развитие.
Большой популярностью у детей пользуется центр науки. В нем находится материал для осуществления опытной деятельности: лупы, мерные стаканчики, пробирки и т. п.
В центре у детей идёт развитие познавательных интересов, усвоение, обогащение знаний о природе и обществе, интеллектуальное развитие.
Так же развивается внимание, память, развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, развитие познавательно-исследовательской деятельности.
Центр математического развития
Центр математики оснащен материалами и атрибутами, позволяющими детям в самостоятельной деятельности отрабатывать навыки, закреплять уже имеющиеся знания, открывать для себя новое в области математики через своеобразные детские виды деятельности
В центре есть фланелеграф, пособия с цифрами, счетный материал, дидактические игры, развивающие игры математического содержания.
Центр конструктивной деятельности
Центр конструктивной деятельности организован так, что бы дети могли строить подгруппой и индивидуально. Имеется крупный и мелкий конструктор, разнообразное «Лего», магнитный конструктор, модульный конструктор.
Центр развивает пространственное мышление воспитанников, совершенствует навыки работы по заданной схеме, модели, чертежу, по собственному замыслу; на формирование мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез).
Хоть и сосредоточен центр на одном месте и занимает немного пространства, но он достаточно мобилен. Весь материал помещен в пластиковые контейнеры и корзины. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет детям нашей группы комфортно чувствовать себя в любом месте групповой комнаты. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка, а это: конструктор различного вида крупный и мелкий, конструктор «Лего», «деревянный городок», мозаика, пазлы, кубики. Игрушки для обыгрывания построек, можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность, как с подгруппой детей, так и индивидуально.
Центр природы в дошкольном образовательном учреждении — это неотъемлемая часть образовательной среды каждой группы. Это дает возможность привлечь детей к постоянному непосредственному общению с миром природы. В уголке природы подобраны безопасные растения, имается необходимые инструменты по уходу за ними: леечки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель, тряпочки, фартуки.
Есть календарь природы, который ребята ведут сами. Они следят за изменениями в природе и вносят свои наблюдения в календарь.
Есть картины с изображением времён года, сюжетные картинки с изображением деятельности детей в разное время года.
Так же имеется и наглядный материал: домашние животные и домашние питомцы, дикие звери и дикие птицы, овощи, фрукты. Набор игрушек «Домашние животные»,
«Звери», «Насекомые».
Демонстрационный и дидактический материал: «Бабочки», «Домашние животные», «Дикие животные».
Речевое развитие.
Центр книги и духовно-нравственного и патриотического воспитания
Направление играет существенную роль в формировании у детей интереса и любви к художественной литературе. В этом уголке ребенок имеет возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее с яркими иллюстрациями. Формируется устная речь и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
Дети овладевают речью как средством общения и культуры, обогащают активный словарь, развивают речевое творчество, знакомятся с книжной культурой, детской литературой.
В центре есть энциклопедии, научно-познавательная литература, произведения поэтов и писателей России и зарубежных авторов, книги для самостоятельного чтения, книжки-малышки, сказки, повести, рассказы, басни, разнообразные азбуки, художественная литература для детей о семье, о доме, о Родине.
В центре книги находится художественная литература соответствующая возрасту и тематике.
Имеются наглядно-демонстрационных материалов по темам:
«Мой дом»;
«Моя семья»;
«Мой город»;
«Заповедники Краснодарского края»;
портрет Президента РФ;
флаг РФ, Кубани;
герб РФ.
Организация работы по духовно-нравственному воспитанию способствует общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине (семье, близким людям, русской культуре, русскому языку, природе).
Продуктивная деятельность развивает мелкую моторику рук, способствует формированию эстетического вкуса, расширяет представления детей об окружающем мире и его свойствах
Центре «ИКТ» размещены
Ноутбук который используется для воспроизведения видео, иллюстраций и презентаций, и как эффективное игровое средство для обучения счёту и т. п., развития творческих способностей дошкольников.
Художественно-эстетическое развитие.
Центр театрализованной деятельности направлен на развитие коммуникативных навыков, развитие связанной, диалогической речи, знакомство с окружающим миром и социальной действительностью, снятие тревожности, застенчивости, развитие эмоциональной сферы.
Театрализованные игры решают следующие задачи:
1. Развивают артикуляционную моторику;
2. Развивают артикуляционную моторику;
3. Расширяют словарный запас;
4. Развивают монологическую и диалогическую речь;
5. Развивает общую и мелкую моторику.
В центре находятся: декорации, напольная ширма, маленькие ширмы для настольного театра, фланелеграф и картинки, наборы кукол, игрушек-персонажей сказок.
Центр творчества
В Центре находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.
В центре формируется у детей эстетическое отношения к миру, развитие эстетического вкуса, художественных способностей. У детей развивается продуктивная деятельность, развивается детское творчество. Дети приобщаются к изобразительному искусству.
Центр творчества способствует заложению основных навыков художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития и творчества детей. Становление мышления и, особенно, таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, делают возможным усложнение всех видов деятельности: игровой, художественной, познавательной и учебной. В центре есть папка «Образцы рисунков, «Хохлома», «Дымка», Гжель», «Народное творчество», «Русский традиционный костюм». Дидактические игры: «Узнай элементы узора», «Нарисуй сам». Так же есть фланелеграф, доска для рисования;
мольберт для демонстрации иллюстративного материала, наборы цветных карандашей, наборы фломастеров, наборы гуаши, кисти круглые. баночки-непроливайки для воды, бумага для рисования, трафареты, лекала, геометрические формы, силуэты, пластилин, доски для лепки, салфетки, фотографии изделий народных промыслов: дымковская, филимоновская игрушка, матрешка.
Учебно-наглядный материал для работы с цветом, линией, развития композиционных умений. Прозрачный мольберт.
Центр «Юные музыканты»
Музыкальная предметная среда в группы ориентирована на пройденный материал занятий и индивидуальные возможности детей, в центре есть игрушки - музыкальные инструменты:
аудиодиски электронные папки с записями песен и музыки для детей;
металлофон;
бубны;
дудочки;
маракасы;
альбомы с рисунками и фотографиями музыкальных инструментов и т. д.
Физическое развитие
Центр физического развития
Одной из основополагающих областей развития ребенка является «Физическое развитие». Создавая условия для реализации задач этой области в группе, мы делали акцент на охрану жизни и укреплении физического и психического здоровья ребенка. Здесь имеются: спортивный инвентарь ( : скакалки, кольцебросы, кегли, обручи, мячи разных размеров, ленты разных цветов, атрибуты для проведения подвижных игр), дорожка здоровья (массажные коврики) для профилактики плоскостопия, дидактические игры спортивного содержания.
Имеются картотеки: комплекс утренней гимнастики, комплекс упражнений после сна, комплекс дыхательной гимнастики. Есть подборка подвижных игр. Имеются наглядные пособия по видам спорта. картотека дыхательных упражнений, схемы выполнения упражнений, картотека подвижные игры.
Создавая развивающую предметно-пространственную среду мы учитываем, что:
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В группе предусмотрено место для детской экспериментальной деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении, учитывается закономерность психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития.
7. Цветовая палитра в группе представлена нежными, пастельными тонами.
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении учитывается ведущая роль игровой деятельности.
9. Развивающая среда группы меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
В дальнейшем будут созданы: «Центр сенсорного развития», «Центр уединения».
Вывод
Организация развивающей ППС в группе с учетом требований ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Вся мебель в группе закреплена. Мы считаем, что развивающая предметно-пространственная среда нашей группы обеспечивает возможность общения в совместной деятельности детей, взрослых;
- содержательно насыщенна, трансформируема, полифункциональная, доступна и гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
- обеспечивает их эмоциональное благополучие;
- обеспечивает открытость дошкольного образования;
- способствует нашему профессиональному развитию;
- создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования.
Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребёнок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Было отмечено, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой наших детей свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.
Игрушки ежедневно просматриваются, поврежденные сразу убираются.
Мелких и опасных предметов в группе нет.
Воспитатели подготовительной группы :
Шевченко Ирина Борисовна
2019 год