Ольга Ведерникова
Паспорт Развивающей предметно-пространственной среды физкультурного зала
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 9 «Росинка»
ПАСПОРТ РАЗВИВАЮЩЕЙ
ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ ЗАЛ
Содержание
1. Пояснительная записка….…. 3
2. Нормативно-правовая и методическая база построения развивающей предметно - пространственной среды физкультурного зала….….… 3
Темочки:
- Оформление детских садов
- Оформление зала в детском саду
- Работа инструкторов по физической культуре
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
3. Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды физкультурного зала (в соответствии с требованиями ФГОС…5
4. Требования ФГОС к предметно-пространственной среде. …6
5. Технический паспорт физкультурного зала…. 9
6. Анализ создания условий в физкультурном зале в соответствии с федеральными требованиями и перечнем необходимого материала развивающей предметно - пространственной среды. 10
7. Перспективы развития развивающей предметно - пространственной среды физкультурного зала …. …15
Пояснительная записка
Полноценное и всестороннее развитие и воспитание невозможно без правильно организованной и достаточной для детей дошкольного возраста двигательной активности, которая оказывает огромное влияние на состояние здоровья и физическое развитие ребенка. Растущий организм ребенка нуждается в движении, и удовлетворение этой потребности является важнейшим условием его жизнедеятельности и развития.
Целесообразный подбор и рациональное использование физкультурного оборудования в процессе оптимизации режима двигательной активности детей в условиях детского сада будет способствовать развитию двигательной сферы детей, их всестороннему развитию.
Условиями полноценности функционирования спортивного зала является его методическое и организационное обеспечение, соответствующее современным требованиям, а также необходимое техническое оснащение, оборудование, спортивный инвентарь и игровой материал для детей.
Созданием развивающей предметно - пространственной среды и использование её потенциала для физического развития каждого воспитанника занимается воспитатель по физической культуре, высшей квалификационной категории Ведерникова Ольга Петровна, педагогический стаж работы 20 лет.
Нормативно - правовая и методическая база построения развивающей предметно - пространственной среды физкультурного зала
• Закон РФ «Об образовании»
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155)
• СанПин 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
• Конвенция о правах ребенка
• В. А. Петровский, Л. П. Стрелкова "Концепция построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в детском саду"
• Основная образовательная программа муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 9 «Росинка» города Краснокаменска.
• Рабочая программа – основной образовательной программы МАДОУ детского сада № 9 «Росинка» по реализации ОО «Физическое развитие» с детьми дошкольного возраста с 3 до 7 лет.
• Степаненкова, Э. Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.–96 с.
• Степаненкова, Э. Я. Методика проведения подвижных игр. Пособие для ДОУ. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – 64 с.
• Степаненкова, Э. Я. Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 2 – 7 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. – 144с.
• Пензулаева, Л. И. Физкультурные занятия в детском саду (система работы во II младшей группе). М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 80с.
• Пензулаева, Л. И. Физическая культура в детском саду (система работы в средней группе). М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 112с.
• Пензулаева, Л. И. Физическая культура в детском саду (система работы в старшей группе). М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 128с.
• Пензулаева, Л. И. Физическая культура в детском саду (система работы в подготовительной к школе группе). М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 128с.
• Пензулаева, Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей 3 – 7 лет. Комплексы оздоровительной гимнастики. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 128с.
• Харченко, Т. Е. Утренняя гимнастика в детском саду. Упражнения для детей. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. – 96с.
• Подольская. Е. И. Комплексы лечебной гимнастики для детей 5 – 7 лет. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2011. – 143с.
• Борисова М. М. Организация занятий фитнесом в системе дошкольного образования: учеб. -метод. пособие. – М. : Обруч, 2014. – 256с.
• Токаев, Т. Э. Парная гимнастика: программа, конспекты занятий с детьми 3 - 6лет. – Волгоград: Учитель, 2011. – 126с.
• Борисова, М. М. Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3 – 7 лет. Сборник игр и упражнений. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 48с.
• Вареник, Е. Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5- 7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 128с.
• Физическое развитие детей 5 – 7 лет : планирование, занятия с элементами игр в волейбол, подвижные игры, физкультурные досуги \ авт. -сост. Т. Г. Анисимова, Е. Б. Савинова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 144с.
• Вавилова, Е. Н. Развитие основных движений у детей 3 – 7 лет. Система работы. – М. : Издательство Скрипторий 2003, 2007. – 160с.
• Познавательные физкультурные занятия. Подготовительная группа / авт. -сост. Т. Б. Сидорова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 169с.
• Фольклорно-физкультурные занятия и досуги с детьми 3 – 7 лет / авт. -сост. М. П. Асташина. – Волгоград Учитель, 2013. – 110с.
• Физическое развитие детей 2 - 7 лет : сюжетно-ролевые занятия / авт. -сост. Е. И. Подольская. – Волгоград: Учитель, 2012. – 229с.
• Формирование двигательной активности детей 5 – 7 лет: игры - эстафеты / авт. -сост. Е. К. Воронова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 127с.
• Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду».- М. :«Просвещение», 1986
• Интернет ресурсы.
Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды спортивного зала
Проектируя развивающую предметно - пространственную среду педагоги ориентировались на общие требования к подбору спортивного и игрового оборудования для физкультурного зала.
При создании развивающей предметно - пространственной среды физкультурного зала учтены требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, которые должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: физического развития и подготовленности личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:
1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
3) способствует профессиональному развитию педагогических работников; 4) создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
5) обеспечивает открытость дошкольного образования;
6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
Ребенок развивается в деятельности. Развивающая предметно - пространственная среда должна способствовать формированию двигательных способностей детей, их творческого потенциала.
Учитывая требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, при использовании потенциала развивающей предметно - пространственной среды физкультурного зала, а именно обеспечение следующих психолого-педагогических условий:
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;
8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. Организуя развивающую среду в спортивном зале, руководствуемся психолого-педагогическими аспектами и принципами создания современной развивающей среды.
ФГОС предъявляет следующие требования к организации развивающей предметно-пространственной среды, и, в частности, физкультурно-оздоровительной :
Согласно части VI. Требования к размещению оборудования в помещениях дошкольных образовательных организаций (СанПин 2.4.1.3049-13) инвентарь и оборудование для спортивного зала изготовлены из материалов, безвредных для здоровья детей, и имеют документы, подтверждающие их происхождение и безопасность. Подбор материала, особенности его размещения должны носить научно обоснованный характер, учитывать психологические особенности развития детей, а также возрастные закономерности изменения видов деятельности. Подбор оборудования для двигательной деятельности определяется программными задачами, учитывается развитие двигательных навыков детей Педагогическая целесообразность, позволяющая предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно - развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка. Физкультурно-оздоровительная или спортивно - оздоровительная предметная среда помогает содействовать решению как специфических задач развития двигательной активности, двигательных качеств, моторики детей, так и задач их гармоничного развития. Физкультурные пособия помогают детям добиваться более четкого представления о движении, которое складывается на основе ощущений и восприятий. Использование разнообразных физкультурных и спортивно-игровых пособий повышает интерес детей к выполнению различных движений, ведет к увеличению интенсивности двигательной активности, что благотворно влияет на физическое, умственное развитие и на состояние здоровья ребенка.
Развивающая среда должна быть :
• Вариативной.
Многообразие оборудования и пособий дает возможность продуктивно его использовать в разных видах занятий по физической культуре, при этом создавая их вариативное содержание для развития произвольности движений детей, их самостоятельности и творческих замыслов. (Сюжетные, занятия – тренировки, основанные на подвижных играх)
• Полифункциональной,
предусматривающей обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды. Обычные кубики, например, используем, как ориентир при выполнении эстафет; при ходьбе между предметами; перешагивании, прыжка. Сборно-разборную полосу препятствий использую как для подлезания, так и в качестве ориентиров, домиков в подвижных играх, перешагивании.
• Трансформируемой,
обеспечивающей возможность изменений развивающей среды, позволяющая, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства. Так, большая часть оборудования используется как мобильное (особенно для подлезания – перелезания, равновесия, метания, поэтому с его помощью предметно-пространственная среда физкультурного зала в детском саду мгновенно преобразовывается в необходимый нам спортивно-оздоровительный комплекс (беговая дорожка, баскетбольная площадка, полоса препятствии, пространство для выполнения подвижных игр, тренажёрный зал.);
• Адаптационной и доступной для каждого ребенка;
в зависимости от подготовленности детей; при создании среды развития необходимо исходить из эргономических требований к жизнедеятельности детей, находящихся в этой среде, то есть учитывать их антропометрические, физиологические и психологические особенности.
• Безопасной
т. е. соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования. Разнообразие форм, цвета физкультурного оборудования способствует воспитанию художественного вкуса у детей. Оборудование (размеры, габариты и вес предметов) соответствуют возрастным особенностям детей и их антропометрическим показателям. Количество оборудования определяется из расчета активного участия всех детей в процессе разных форм двигательной активности. Габариты и вес переносного оборудования соизмеримы с возможностями детей.
Спортивное оборудование скомплектовано в соответствии с разными видами движений, подвижных и спортивных игр.
- Для ходьбы, бега, равновесия: кубы, кегли, коврик массажный, скамейка гимнастическая, дорожка-змейка (канат, доска с ребристой поверхностью, обручи, мешочки с грузом большие.
- Для прыжков: батут детский, обручи, палки, мат, скакалка короткая, скакалка длинная, мячи набивные, косички, кирпичики. Комплект сборно–разборной полосы препятствий,
- Для катания, бросания, ловли, метания: кегли (набор, кольцеброс (набор, мешочек с грузом малый, мишень навесная, мяч утяжеленный (набивной, мячи разных размеров, баскетбольное кольцо, обручи, фитболы (мячи большого размера).
- Для ползания и лазанья: дуга большая, дуга малая, верёвка, лабиринт игровой, стенка гимнастическая, комплект сборно –разборной полосы препятствий.
- Для общеразвивающих упражнений : гантели, гимнастические палки, ленточки, обручи, массажные мячики, мячи, косички.
- Тренажё ры сложного типа: бассейн сухой, беговая дорожка, балансир.
- Для подвижных игр: используем эмблемы для обозначения ролей в подвижных играх, карточки - схемы ОРУ, полосы препятствий, схемы для выполнения круговой тренировки.
Наличие разнообразного оборудования обусловлено спецификой построения и содержания разных видов занятий по физической культуре (утренняя гимнастика, корригирующая гимнастика после дневного сна, занятие по физической культуре, игры и упражнения на воздухе и в помещении, физкультурные досуги и праздники.
Расстановка разных предметов оборудования зависит от их габаритов и предназначения. Гимнастическая стенка установлена стационарно, прочно крепится к стене. Крупные предметы оборудования (мягкие модули, гимнастические скамейки, кубы и т. д.) размещаются вдоль стен помещения.
Для досок, лестниц с зацепами предусматривается место, где они могут быть подвешены или положены таким образом, чтобы не мешать детям, проявлять свою двигательную активность. Тренажёры расположены в углу зала и расставляются по необходимости.
Мелкое физкультурное оборудование (мячи, кольца, мешочки с грузом, кубики и т. д.) храниться в секционных шкафах, на специальных полках, стеллажах, в ящиках, расположенных также вдоль стен физкультурного зала. Обручи, шнуры, скакалки лучше всего разместить на стене на специальных крюках. Оборудование расположено таким образом, что дети могут свободно подходить к нему и самостоятельно им пользоваться.
Технический паспорт физкультурного зала МАДОУ №9 «Росинка»
Общие сведения
Номер кабинета Физкультурный зал
Расположение 1 этаж
Длина (м) 7,5
Ширина (м) 6
Площадь (кв. м) 27
Естественное освещение восточная сторона
Количество окон 4+ 6 маленьких
Площадь окон (кв. м) 110 2
Оснащение окон решетками да
Искусственное освещение (л. д. с. / л. н.) л. д. с.
Количество ламп 7
Электрические розетки (количество) 2
Пожарная сигнализация / дымоуловители да
(л. д. с. – лампы дневного света).
Физкультурный зал специализирован в отдельное помещение.
Пол – покрыт линолеумом и ковровым покрытием. Стены – заштукатурены, до 1,8 метров, окрашены масляной краской.
Окна – размещены по 2 сторонам.
Освещение – двустороннее (искусственное и естественное).
Светильники защищены от механических повреждений.
Приборы отопления углублены в ниши и закрыты съемными панелями, которые обеспечивают циркуляцию воздуха.
Вентиляция – приточно-вытяжная с механическим побуждением. Снаряды в зале закреплены, размещены с учетом требований учебной программы.
• Гимнастические стенки – прикреплены сквозными штырями к стене.
• Баскетбольные щиты крепятся к гимнастической стенке.
• Гимнастическое бревно – на устойчивой основе.
• Скамейки гимнастические размещаются по двум сторонам зала.
• Мишени с кругами выполнены из поролона и покрыты дерматином. По необходимости крепятся к гимнастической стенке.
• Мячи и мелкий спортивный инвентарь размещены в 6 деревянных ящиках, расположенных вдоль окон.
Зал оснащен противопожарной сигнализацией.
Санитарное состояние – ежедневная уборка и проветривание.
Инвентарь в наличии для проведения учебных занятий.
Анализ создания условий в спортивном зале
Содержание развивающей предметно - пространственной среды физкультурного зала составлено согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в двигательной деятельности. Физическое развитие дошкольника включает приобретение опыта в следующих видах деятельности: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация; способствующих правильному формированию опорнодвигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны, овладение навыками подвижных игр, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). В соответствии с примерным перечнем оборудования оснащения помещений проведена инвентаризация спортивного инвентаря для физического развития детей дошкольного возраста.
I. Документация, используемая в физкультурном зале :
• Памятка «Ведение документации инструктора по физической культуре».
• Годовой план специалиста по физическому воспитанию.
• График работы специалиста по физическому воспитанию.
• График проведения утренних гимнастик и занятий.
• График проведения досугов, развлечениё и праздников.
• График загруженности физкультурного зала.
• Примерная схема планирования основных движений на физкультурных занятиях.
• Перспективное планирование занятий по физической культуре, по всем возрастным группам.
• Перспективное планирование третьего физкультурного занятия на воздухе (планируется специалистом, поводится воспитателями групп).
• Журнал диагностики физического развития.
• Карточка – конспект утренних гимнастик по всем возрастным группам.
• Журнал бесед и консультаций с родителями, воспитателями.
• Тетрадь по самообразованию.
• Тетрадь учёта материальных ценностей, спортивного инвентаря.
• Дополнительный материал: консультации, памятки, рекомендации.
II. Диагностические материалы и оборудование:
• Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. Пособие для педагогов ДОУ/ Под ред. Т. С. Комаровой, О. А. Соломенниковой. – М. : МОЗАИКА_СИНТЕЗ, 2011. – 96с.
• Мониторинг физического развития детей : диагностический журнал. Ранний возраст/ авт. -сост. Т. Э. Токаева. – Волгоград: Учитель, 2012. – 81с.
• Мониторинг физического развития детей : диагностический журнал. Вторая младшая группа/ авт. -сост. Т. Э. Токаева. – Волгоград: Учитель, 2012. – 62с.
• Мониторинг физического развития детей : диагностический журнал. Средняя группа/ авт. -сост. Т. Э. Токаева. – Волгоград: Учитель, 2012. – 65с.
• Рулетка 5 метров.
• Сантиметр.
• Полоса для прыжков в длину с места.
• Мешочки с песком (весом 150-200гр)
• Медбол мячи (весом 1 кг)
III. Материалы по работе с родителями:
Консультации на тему:
• «Одежда ребёнка и его снаряжение во время туристической прогулки»
• «Вместе весело шагать»
• «Подвижные игры в жизни ребёнка»
• «Спортивная игра Классики»
• «Учимся играть в городки»
• «Подвижные игры на свежем воздухе»
• «Игры с детьми зимой»
IV. Материалы по работе с воспитателями:
Консультации на тему:
• «Индивидуальные маршруты»
• «Реализация здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и развития детей дошкольников»
• «Нестандартное оборудование в детском саду»
• «Игровые физкультурные занятия»
• «Активность ребёнка – залог здоровья»
• «Дыхательная гимнастика»
• «Детям об осанке»
• «Детям о стопе»
• «Выходим на футбольную площадку»
• «Волейбол – игра по правилам»
• «Спортивная игра Классики»
• «Учимся играть в городки»
• Взаимодействие инструктора по физкультуре с педагогами ДОУ по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»
• Методика проведения утренней гимнастики с детьми разных возрастных групп.
Материалы на стенде:
• Памятка поведения в физкультурном зале;
• Памятка воспитателю (воспитатель, присутствуя на физкультурном занятии должен)
• «К чему мы стремимся» (стандарты по физическому воспитанию, что должны уметь делать дети различных возрастных групп в конце учебного года).
• График проведения утренних гимнастик.
• Расписание НОД на учебный год по всем возрастным группам.
• Стенд по внедрению в работу ДОУ ВФСК ГТО.
V. Оборудование физкультурного зала :
• Батут детский;
• Бревно гимнастическое;
• Велотренажёр детский;
• Гантели детские (пластмассовые);
• Доска гладкая с зацепами;
• Доска ребристая;
• Змейка – канат;
• Дуга малая;
• Дуга большая;
• Дуги деревянные;
• Игрушки мягкие;
• Канат гладкий;
• Канат с узлами;
• Кегли;
• Клюшки хоккейные;
• Кольцеброс;
• Контейнер для мячей;
• Косички;
• Кольцо плоское;
• Лента короткая триколлор;
• Лента длинная;
• Лестница верёвочная;
• Лыжи детские игрушечные;
• Маски для подвижных игр;
• Массажёры различные;
• Мат малый;
• Маты четырёх секционные;
• Мешочки с грузом 150 – 200 гр;
• Мешочки с грузом 400 гр;
• Медбол мячи (весом1 кг);
• Мишень навесная (баскетбольная);
• Мишень навесная (мягкая);
• Модули мягкие;
• Мячи большие;
• Мячи средние;
• Мячи малые;
• Мячи баскетбольные;
• Мячи волейбольные;
• Мячи футбольные;
• Мячи теннисные (для большого тенниса);
• Мячи теннисные (для пинг-понга);
• Обручи металлические;
• Обручи пластмассовые;
• Палка гимнастическая;
• Палатка детская с туннелем;
• Перекладина подвесная;
• Повязки на руку 3 цветов;
• Платочки (4 основных цвета);
• Скакалки;
• Скамейки гимнастические;
• Степ-платформы;
• Стенка гимнастическая;
• Флажки триколлор;
• Шайбы хоккейные;
• Шарики пластмассовые;
• Щит баскетбольный с корзиной.
VI. Нестандартное оборудовании физкультурного зала и дидактические игры и пособия:
• Серсо;
• «Виды спорта» (картинки)
• «Зимние виды спорта» (картинки)
• Схемы круговой тренировки и полосы препятствий;
• Подвижная игра «Азбука телодвижений»
• Подвижная игра «На кого похожи»
• Подвижная игра «Покажи отгадку»
• Картотека подвижных игр по всем возрастным группам
• Картотека дыхательных упражнений;
• Картотека пальмингов для глаз;
• Картотека релаксаций с речевым сопровождением;
• Картотека «Звучащие стихи в координации общей моторики»
• Игровые упражнения на координацию движения и речи.
VII. Мебель:
• Стол компьютерный маленький – 1;
• Стул офисный – 1;
• Полка маленькая – 1;
• Шкаф – 1;
• Скамейка гимнастическая – 4;
Созданная в нашем саду развивающая предметно-пространственная среда обогащает двигательный опыт наших детей. Помогает осуществить образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи для реализации ОО «Физическое развитие». Эта среда создана с учётом возрастных особенностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируется таким образом, чтобы каждый ребёнок мог чувствовать себя в физкультурном зале комфортно и безопасно. А спортивное оборудование помогало детям развивать физические качества, формировать у них осознанную потребность заниматься спортом и здоровым образом жизни.
Перспективный план развития кабинета
(физкультурного зала)
Что планируется Сроки Ответств-ый Результат
Продолжать работу по накоплению материалов о оборудования для проведения НОД с детьми дошкольного возраста. постоянно Ведерникова
Периодически обновлять стенды и материалы для педагогов, детей и родителей постоянно Ведерникова
Переработать дополнительную общеобразовательную программу физкультурно-спортивной направленности «Здоровячок» Ноябрь 2017
Работать по внедрению в ДОУ ВФСК ГТО. постоянно