Елена Голубьева
Паспорт проекта «Мыло пенится, смотрите!» в первой группе раннего возраста
Тип проекта: познавательно – исследовательский, игровой
Продолжительность проекта: декабрь 2018 года – январь 2019 года
Руководитель проекта: воспитатель - Голубьева Елена Викторовна
Участники проекта: дети и родители, воспитатели первой группы раннего возраста «Звёздочки». В работе над проектом осуществлялось взаимодействие с музыкальным руководителем Будько Е. Л.
Актуальность проекта:
Публикация «Паспорт проекта „Мыло пенится, смотрите!“ в первой группе раннего возраста» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Младшая группа
- Мыло, мыльные пузыри
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2020
Культурно – гигиенические навыки в общей системе воспитания ребенка имеют большое значение. Гигиенические навыки помогают вырастить детей здоровыми и крепкими. С раннего возраста надо приучать детей, мыть руки перед едой, ходить чистым, вытирать ноги, больше быть на свежем воздухе – это в значительной мере предохраняет их от заболевания. Освоение гигиенической культуры поведения является частью общей
социализации ребенка, которое обеспечивает освоение ребенком социальных ролей. Культурно – гигиенические навыки также являются необходимой частью навыков самообслуживания ребенка, которые являются обязательными для посещения детского дошкольного учреждения, поэтому данные навыки нужно воспитывать с самого раннего детства.
Цель:
Создание условий для формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста. Знакомство с нетрадиционным материалом с пеной через игры – эксперименты.
Задачи:
-развивать тактильные ощущения, эмоциональное восприятие, навыки экспериментальной деятельности;
-побуждать к речевому общению;
-формировать представление о свойствах пены: «воздушная», «лёгкая»;
-сформировать представления детей о правилах личной гигиены;
-воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, опрятными;
-развивать познавательную активность и любознательность;
-развивать у детей игровые умения (отражать в игре процессы – умывания, подбирать предметы необходимые в игре для сюжета);
-обеспечить благоприятную обстановку и условия для формирования культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста;
-укрепить связи между детским садом и семьёй, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.
Ожидаемый результат:
-В ходе практической деятельности у детей должны быть сформированы предпосылки культурно - гигиенические навыков: умение закатывать рукава, намыливать руки мылом, смывать с рук под струей воды пену, находить и вытираться своим полотенцем и т. д.
-Дети и их родители познакомятся с художественным словом, интересными фактами о мыле и воде.
-Овладение культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания детьми раннего возраста:
-Правильно пользуются мылом, аккуратно моют руки, лицо; насухо вытираются после умывания.
-Самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдают элементарные правила поведения во время умывания.
-Повысится заинтересованность родителей в образовательной деятельности детей, разнообразятся формы сотрудничества с семьёй.
Этапы и формы организации проекта:
1 – й этап: Подготовительный (организационный)
-наблюдение за детьми;
-обсуждение темы, определение целей, задач проекта;
-организация предметно-развивающей среды;
-подборка литературы, игр, иллюстрации;
-обсуждение с родителями предстоящих мероприятий.
2 – й этап: Основной (практический)
В работе с детьми:
Образовательная область «Речевое развитие»
Развитие речи:
-игра «Чудесный мешочек» (предметы личной гигиены);
-рассматривание иллюстрации «Дети моют ручки»;
- Чтение потешки «Водичка, водичка…»;
-беседа «Дружим с водой»;
Приобщение к художественной литературе:
К. И. Чуковский «Мойдодыр»
Потешка А. Ануфриева «Ладушки»
А. Барто «Девочка чумазая», «Маша-растеряша»
Е. Благинина «Аленушка»
С. Капутикян «Хлюп - хлюп»
З. Александрова «Купанье»
Л. Корчагина «Умылся»
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
Подвижные игры:
«Зайка серый умывается»
«Раздувайся пузырь»
Дидактические игры:
«Разложи мыло по мыльницам»
«Мыльные пузыри»
«Постираем кукле платье»
«Да здравствует мыло душистое»
сюжетно – отобразительные игры:
«Купание куклы Кати»
«Кукла Катя испачкалась»
«Кукла Катя не хочет мыть руки»
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
Конструктивно – модульная деятельность:
-«Маленькая и большая лесенка»
-«Построй домик для Мойдодыра»
Образовательная область «Познавательное развитие»
-Игры – занятия с дидактическим материалом:
-игра «Найди домик для мыла»;
-дидактическое упражнение «Найди предметы для умывания»;
-дидактическое упражнение «Как мы моем ладошки и отжимаем ручки»
(использование карточек);
-игра «Сделай пену»;
-«Покажем Хрюше, как надо умываться и вытираться полотенцем».
-Познавательно – исследовательская деятельность:
-игры с водой «Волшебные пузыри»;
-игры с водой «Помощники Мойдодыра» (тёплая, холодная, пенится);
-игры с пеной «Разложи пену по формочкам»;
-Ознакомление с социальным миром:
-игровое упражнение «Кто умеет чисто мыться?»;
-игра «Найди игрушку в пене»
- Ознакомление с предметным миром:
-«Знакомство детей с мылом»;
-Рассматривание мыла, мыльных пузырей;
Образовательная область «Физическое развитие»
Развитие движений:
-игра «Поймай пузыри!»
-игра «Все котята мыли лапки»
Утренняя гимнастика:
«Мыльные пузыри», «Капельки воды», «Пузырь»
Пальчиковая гимнастика:
«Умывалочка», «По воду», «Семья».
Работа с родителями:
-Консультации для родителей: «Воспитание культурно - гигиенических навыков у детей
раннего возраста посредством использования игровых приемов и художественного слова», «Как научить малыша мыть руки (одеваться) и т. д. ?»; «Что должен уметь ребёнок?»
-Оформление коллекции мыла «В гостях у Мойдодыра»;
-картотека потешек про умывание;
-Картотека опытов с водой, мылом и пеной;
-Оформление фотоальбома «Надо, надо умываться по утрам и вечерам».
3 – й этап: Заключительный (обобщающий)
Развлечение «Мыльные пузыри».
Литература:
1. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. – М. : Просвещение, 1997
2. Конина Е. Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект. - Айрис-пресс, 2007 12 с.
3. Д. Н. Колдина, Игровые занятия с детьми 1-2 лет, Методическое пособие. -«ТЦ Сфера», 2014 –111с
4. Занятии с малышами в детском саду, сост. К. Белая. -М. ,ЛИНКА-ПРЕСС,2002.-216с.
5. Бархатова Л. Воспитание культуры поведения. //Дошкольное воспитание. -1989-No11-17-21с
6. Лурри Ю. Ф. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. -М. : Просвещение, 1991-63с.
7. Менджерицкая Д. В. Воспитание детей в игре. -М. : Просвещение, 1979-175с.
8. Мир детства: Дошкольник. / Под ред. А. Г. Хрипковой. - М. : Педагогика, 1987-256 с.
9. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.