Татьяна Кознова
Паспорт проекта «Мир Космоса»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема: дети рассматривали глобус, и им стало интересно, что же находится внутри нашей планеты Земля. Где находится планета Земля? Что такое Солнечная система? Есть ли другие планеты? Живет ли кто-нибудь на других планетах? Кто такие Белка и Стрелка, и как они летали сами по себе в Космос?
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, освоении Космоса людьми.
Задачи:
- обобщать и расширять знания детей о Вселенной;
Публикация «Паспорт проекта „Мир Космоса“» размещена в разделах
- дать представление о первом космонавте, о значении первого полета в Космос Юрия Алексеевича Гагарина, о празднике День Космонавтики;
- формировать познавательные интересы: понятие о себе, как жителе планеты Земля;
- активизировать словарь: небо, звезды, планеты, спутники, космонавт, Солнце, Земля, Луна;
- обогащать словарь: Галактика, Вселенная, Солнечная система, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Плутон, невесомость, метеорит, скафандр, луноход, орбитальная станция;
- развивать экспериментально-исследовательскую деятельность детей;
- привлечь родителей совместной деятельности, к празднованию Дня Космонавтики;
- развивать умение собирать информацию и самостоятельно классифицировать ее по морфотаблице;
- развитие познавательного интереса к миру Космоса;
- развивать умение детей делать выводы;
- формирование умения работы с морфотаблицей, классификация по ней собранного материала.
Копилка:
Дети собирали информацию об объектах Космоса, делились собранной информацией со сверстниками.
Содержание копилки:
- иллюстрации разных видов объектов Космоса
- стихи
- загадки
- песни
- рассказы и сказки о Космосе
- рисунки детей разных объектов Космоса
- поделки на космическую тему.
Картотека:
Собрав копилку, мы с детьми разложили объекты по разным признакам: планеты, созвездия, кометы и т. д.
Была проведена экспериментально- исследовательская деятельность:
1. Опыт №1. «День- ночь».
Материал: глобус, фонарик, пластилиновые человечки. Дети устанавливали пластилиновых человечков на противоположных сторонах глобуса. Фонарик изображал Солнце. Все время освещена только та часть глобуса, на которую попадает свет. Как бы ни повернули глобус, его обратная сторона всегда остается в тени. Значит, та сторона, которая освещается солнцем там день, а которая в тени - ночь.
2. Опыт №2. «Почему Луна не падает на Землю».
Материал: стерка, привязанная к нитке.
Кулак ребенка, с зажатым концом нитки, - планета Земля. Раскручивая нитку, дети заметили, что стерка вращается вокруг кулака ребенка, но никогда не падает. Дети сделали вывод, что Луна не только не падает на Землю, но и вращается вокруг нее.
3. Опыт №3. «Что такое месяц?».
Материал: Картон, на котором изображена модель Земли и движущаяся модель Луны.
Двигая модель Луны, дети увидели, что определенная часть Луны оказывается скрыта, и виден только ее кусочек, это и есть месяц.
4. Опыт №4. «Что такое кратеры?».
Материал: два подноса с горками песка, два шарика разного размера.
Дети бросали шарики в две горки песка. Заметили, что от шарика остается след. Если шарик больше, то соответственно и след больше, шарик меньше- след меньше. Дети сделали вывод, что кратеры- это след от удара различных космических объектов об поверхность планеты. А размер кратера зависит от размера космического объекта.
Модель:
Вместе с детьми разработали модель, которая включает в себя 9 планет Солнечной системы и само Солнце.
Речевой продукт, полученный в результате проектной деятельности:
1. На основе собранной информации о мире Космоса, ребята придумали космическую сказку.
Космическая сказка.
Это случилось в солнечной системе галактики Млечный путь. Там жили планеты. Все они, как и люди, были очень разные: большие и маленькие, со своими характерами, но жили дружно и весело.
У каждой было свое имя: Меркурий, Венера, Земля, Юпитер, Марс, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. И был у них царь- Солнце, очень добрый и жаркий. Он согревал планеты своим теплом.
Планеты очень любили своего правителя. Они водили вокруг него хороводы и пели прославляющие песни. А еще жители Солнечной системы любили смотреть на звезды и наблюдать за яркими красавицами – кометами, которые стремительно пролетая мимо, успевали улыбнуться и поприветствовать каждого жителя Солнечной системы. Планетам нравилось смотреть, как развиваются их огненные волосы.
Планеты очень любили свой дом- Солнечную систему, и поэтому они каждый день поворачивались вокруг своей оси, охраняя ее покой.
И вот однажды, мирное существование жителей Солнечной системы нарушили пираты- метеориты во главе с гигантским пиратом- астероидом. Злодеи блуждали во вселенной и нападали на мирных жителей Космоса. Все планеты встали на защиту Солнечной системы.
Марс наслал на пиратов пылевые бури, чтобы те не могли ничего разглядеть. Венера бросала в них огненные шары. Земля заливала водой. Плутон, самая маленькая и отдаленная из планет, забрасывал ледяными осколками. Сатурн защищался кольцами. А Юпитер- великан и Нептун направили на злодеев жестокие шторма и ветры, которые отбросили пиратов далеко в Космос.
Пираты- метеориты во главе с пиратом- астероидом были побеждены! От злости они разорвались на мелкие кусочки и превратились в космическую цель, а планеты во главе со своим царем- Солнцем устроили пир на всю Солнечную систему. Они так шумели и веселились, что их услышали далеко в Космосе. Звезды устроили для них фейерверк, а красавицы- кометы прилетели поздравить жителей солнечной системы с победой!
2. Дети создали метафоры, опираясь на алгоритм их составления.
Марс- космическая ягодка. (т. к. такой же красный, как ягода клубника)
Сатурн- окольцованная невеста Космоса. (т. к. вокруг этой планеты есть кольцо)
Земля- радужный мяч Космоса.
3. Дети придумали загадки, опираясь на алгоритм их составления.
Горячее, но не огонь,
Газообразное, но не облако,
Круглое, но не мяч.
(Солнце)
Летает, но не птица,
Горячая, но не свеча,
С хвостом, но не лиса.
(Комета)
Светит, но не Солнце,
Падает, но не яблоко с дерева,
Горячая, но не чайник.
(Звезда)
Круглая, но не колобок,
Вращается, но не юла,
В Космосе, но не Солнце.
(Планета)
4. Выставка детских рисунков по теме: «Мир Космоса».
Презентация проекта.
Мы хотели узнать, правда ли что наша планета Земля- часть Космоса, часть Солнечной системы, и что еще есть в Космосе. Узнав так много об этом мире, мы захотели поделиться своими знаниями с детьми подготовительной группы.
1. Рассказывание детьми стихотворений о Космосе.
***
Я верю, друзья,
Караваны ракет
Помчат нас вперед,
От звезды до звезды.
На пыльных тропинках
Далеких планет
Останутся наши следы.
***
По порядку все планеты
Назовет любой из нас:
Раз- Меркурий,
Два- Венера,
Три- Земля,
Четыре- Марс,
Пять- Юпитер,
Шесть- Сатурн,
Семь- Уран,
За ним- Нептун.
Он восьмым идет по счету,
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
***
У каждой планеты есть что-то свое,
Что ярче всего отличает ее.
Сатурн непременно узнаешь в лицо-
Его окружает большое кольцо.
Оно не сплошное, из разных полос.
Ученые вот как решили вопрос:
Когда-то давно там замерзла вода,
И кольца Сатурна из снега и льда.
2. Проведение игры-викторины «Угадай-ка».
3. Игра «Собирай-ка».
4. Дети приглашают гостей в полет на космическую выставку.