Марина Парамзина
Паспорт Монтессори кабинета
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт Монтессори кабинета
SSS 8195;
1. Пояснительная записка
2. Нормативно – правовая база
3. Характеристика кадрового состава
4. Возрастные особенности детей
5. Общие сведения о кабинете
6. Информационно - методическое обеспечение.
Пояснительная записка
Основная цель работы по системе Монтессори - создание наилучших условий для благополучия детей, позволяющих им раскрыть свой природный потенциал и адаптироваться к условиям жизни в современном обществе.
Задачи:
Публикация «Паспорт Монтессори кабинета» размещена в разделах
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Оформление кабинетов в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
• сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, а также формирование ценности здорового образа жизни;
• предоставление равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка;
• развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических, творческих способностей детей, их стремления к саморазвитию;
• поддержка и развитие детской инициативности и самостоятельности в познавательной, коммуникативной и творческой деятельности;
• формирование общей культуры воспитанников, прежде всего культуры доброжелательных и уважительных отношений между людьми;
• обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение родительской компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей.
Условиями полноценного функционирования кабинета является его методическое и организационное обеспечение, соответствующее современным требованиям, а также необходимое техническое оснащение, оборудование, пособия, а также игровой материал для детей.
Федеральный государственный образовательный стандарт провозглашает основные принципы современного российского дошкольного образования, которые, полностью совпадают с принципами педагогической системы Марии Монтессори:
• полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;
• построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования;
• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
• сотрудничество организации с семьей;
• приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
• формирование познавательных интересов ребенка в различных видах деятельности;
• возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития ребенка);
• учет этнокультурной ситуации развития детей.
Важнейшей основой познавательного развития дошкольника
является его сенсомоторное развитие.
Упражнения со специальным дидактическим материалом Марии Монтессори формируют чувственную базу интеллектуального развития, систему представлений о качествах окружающих предметов, их разнообразии; развивают умение сравнивать, анализировать; готовят к изучению математики, музыки, других направлений.
Упражнения с сенсорным материалом построены таким образом, чтобы ребенок мог по отдельности развивать различные чувства, такие как осязание, вкус, обоняние и др. В таких упражнениях ребенок также учится слушать тишину
и звуки, различать вес, цвет и осязать форму предметов.
Свободная деятельность детей с дидактическим материалом Монтессори помогает наилучшим образом развитию нейрофизиологических процессов коры головного мозга.
Нормативно – правовое обеспечение
SSS 61558; Федеральный Закон «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012 г.
SSS 61558; ФГОС ДО 17.10.2013 № 1155;
SSS 61558; СанПин 2.4.1.3049 – 13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях»;
SSS 61558; Конвенция о правах ребенка;
SSS 61558; Инструкция по охране труда и пожарной безопасности;
SSS 61558; Должностная инструкция педагога - психолога
SSS 8195;
Характеристика кадрового состава
Фамилия: Парамзина
Имя: Марина
Отчество: Владимировна
Год рождения: 13.07.1987
Образование: высшее НГПУ
Специальность: учитель - дефектолог
Должность: учитель - дефектолог
Стаж работы:
Общий: 13 лет
Педагогический: 13 лет
В должности: 1 год
Повышение квалификации:
SSS 61558; Курсы повышения квалификации «Городской центр образования и здоровья «Магистр». По курсу: «Стратегии взаимодействия с «трудными» детьми». – Май 2012 год.
SSS 61558; Участие в семинаре «Организация коррекционно – развивающей работы в логопедической группе в условиях внедрения ФГТ». - Июнь 2012 год.
SSS 61558; Семинар Нищевой Н. В. «Организация работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР) в условиях внедрения ФГОС ДО». – Декабрь, 2014 год.
SSS 61558; Семинар Нищевой Н. В. «Логопедическая ритмика в системе комплексных реабилитационных методик» - Декабрь, 2014 год.
SSS 8195;
Возрастные особенности развития детей второй младшей группы (3 - 4 года)
В возрасте 3–4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится вне ситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Игры
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Творчество
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.
Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.
Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.
Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
Мышление
В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия — переходят к сенсорным эталонам — культурно выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до пяти и более форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса - и в помещении всего дошкольного учреждения.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3–4 слова и 5–6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку родителей и других взрослых. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
Взаимоотношения детей.
Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.
Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты возникают преимущественно по поводу игрушек.
Общие сведения о Монтессори кабинете
1. Детские столы;
2. Настенный модуль для развития запястья:
«Движение по прорези»
Размеры: L70 х B6 х H70 см.
Материал: фанера.
3. Угловой стеллаж для игрового материала
4. .Дидактические лабиринты (упражнения для 2-х рук(60*30см.)
5. Набор рамок с застежками
В комплекте: деревянная (сосна) подставка для рамок с застежками
6. Настенный модуль для развития запястья «Движение по проволоке»
7. Настенный модуль «Зубчатые колеса»
Размеры: L105 х B13 х H60 см.
Материал: зубчатые колеса диаметром 60 и 40 см выполнены из фанеры.
8. Настенный модуль с дверцами: «Замки и задвижки»
Размеры: L70 х B10 х H70 см.
Материал: фанера.
9. Раковина
Информационно – методическое обеспечение
Настенный модуль для развития запястья:
«Движение по прорези»
Модуль предназначен для развития запястья путем выполнения различных движений, связанных с передвижением ручек по прорезям. Верхняя прорезь предлагает простые движения сверху вниз; в следующем ряду движения кисти вертикально-горизонтальные, далее – криволинейные и, наконец, вращательные движения запястья. Движения происходят слева направо, что дополнительно формирует направления движения, как при письме. Главное назначение модуля – подготовка руки и глаз к письму.
Настенный модуль «Зубчатые колеса»
Модуль предназначен для формирования у детей навыков вращательного движения руки в вертикальной плоскости. Вращая за ручку одно колесо, ребенок с интересом наблюдает за работой зубчатой передачи, вызывающей вращение другого колеса. Это упражнение способствует развитию наблюдательности, формированию причинно-следственных связей, укрепляет мышцы рук.
SSS 8195;
Настенный модуль с дверцами
«Замки и задвижки»
Модуль оснащен дверками, каждая имеет свой замок.
Материал предназначен для формирования умений и навыков открывания и закрывания различных замков и задвижек. Многократно открывая и закрывая замочки, ребенок каждый раз испытывает радость, когда ему удается справиться с механизмами. Работа с модулем способствует развитию самостоятельности, совершенствует зрительно-моторную координацию, развивает мелкую моторику, формирует причинно-следственные связи, нормализует эмоционально-волевую сферу ребенка.
Настенный модуль для развития запястья
«Движение по проволоке»
«Набора рамок с застежками»
Материал развивает ручную умелость, навыки застегивания и расстегивания кнопок, пуговиц, молний, шнуровок, булавок, липучек, содействует развитию концентрации и устойчивости внимания.
Дидактические лабиринты (упражнения для 2-х рук(60*30см.)
Материал: фанера. 4 лабиринта разного уровня сложности, окрашенных в 4 основных цвета: красный, жёлтый, синий и зелёный, 10 деревянных съёмных ручек для вождения по ним.
Лабиринты предназначены для развития запястья, руки и глаз к письму, путём выполнения различных движений связанных с передвижением деревянных ручек по различным прорезям.
В процессе работы ребёнок учится выполнять ряд простых последовательных действий, развивая тем самым зрительную и двигательную память, концентрацию и устойчивость внимания, наблюдательность, координацию движения рук, моторику.
SSS 8195;
Материал для развития зрения.
Блоки с цилиндрами
Материал: бук. В комплекте 4 блока с цилиндрами.
Ребенок учится зрительно воспринимать величину предмета, находить пары: цилиндр – отверстие в блоке. Способствует развитию моторики, подготовке к письму, создается сенсорная база для последующего ознакомления с такими понятиями, «высокий – низкий», «толстый – тонкий». как: «большой – маленький».
Коричневая лестница
Материал: дерево, окрашенное в коричневый цвет.
В комплекте: 10 призм длиной 20 см каждая, длины ребер боковых
сторон (квадратов) уменьшаются от 10 до 1 см.
Благодаря материалу, ребенок учится визуально различать площади и объемы при изменении двух измерений при постоянном третьем. Косвенно происходит развитие координации движений, концентрация внимания, подготовка к математике и письму, развивается мускульная память, точность, создается сенсорная база для ознакомления ребенка с понятием: «толстый – тонкий». Возможны разнообразные игры-упражнения вкупе с материалом «розовая башня».
SSS 8195;
Розовая башня
Материал: дерево, окрашенное в розовый цвет.
В комплекте: 10 кубов, длины ребер которых уменьшаются от 10 до 1 см, 2 дополнительных маленьких кубика (1 х 1 см).
Работая с материалом, ребенок учится визуально различать величину предметов. Косвенно происходит уточнение зрительного чувства, развитие
координации движений, концентрация внимания, умение сравнивать предметы и строить сериационный ряд, формируются представления, а затем
и понятия: «большой – маленький», «больше, чем – меньше, чем». Происходит подготовка к математике.
Подставка под розовую башню
Материал: фанера
Упражнения с розовой башней, коричневой лестницей и красными штангами
Красные штанги
Размер: длина от 1 м до 10 см; сечение каждой – 2,5 х 2б5 см.
В комплекте: 10 штанг из дерева, окрашенных в красный цвет.
Ребенок учится визуально различать длины, строит лестницу в соответствии с изменением длин штанг. Формируется сенсорная база для последующего введения понятий «длинный – короткий».
Цветные таблички (ящик № 3)
Материал: дерево, пластик.
В комплекте: ящик с 9 отделениями, в каждом по 7 табличек следующих цветов: красный, синий, желтый, оранжевый, зеленый, коричневый, серый, розовый, фиолетовый, расставленных от темного к светлому оттенкам.
Ребенок учится различать оттенки одного и того же цвета, выстраивать сериационный ряд в зависимости от изменения тона. Косвенно происходит
подготовка к изобразительной деятельности.
Материал для развития осязания
Доски для ощупывания (тактильные дощечки)
Материалы: бук.
В комплекте 3 доски с гладкой и шероховатой поверхностями.
Ребенок ощущает пальцами различия между гладкой и шершавой поверхностями, что способствует развитию осязания, тонкой моторики,
формированию сенсорной базы для введения понятий «гладкая – шершавая». Косвенно происходит подготовка руки к письму, к восприятию разнообразия
окружающего мира.
Шероховатые (тактильные) таблички
Материал: дерево (бук, сосна).
В комплекте: ящик с 5 парами табличек с различной степенью шероховатости.
Материал служит для развития осязания, тонкой моторики. Косвенно
происходит развитие координации движений, навыка самостоятельной
углубленной работы, тренировка пальцев рук, подготовка к письму.
SSS 8195;
Материалы для развития стереогностического чувства
Набор разновысоких цветных цилиндров
Материал: бук.
В комплекте: 4 коробки с цветными (желтыми, красными, синими,
зелеными) цилиндрами. Крышки коробок окрашены в соответствующие
цилиндрам цвета.
Ребенок учится различать размер предметов с помощью органов зрения. Косвенно происходит его подготовка к математике
Проекция для цветных цилиндров
Зеркальная система координат для архитектурного набора
SSS 8195;
Сенсорные материалы для подготовки к математике
Конструктивный треугольники
Материал: дерево, пластик.
В комплекте: ящики —2 прямоугольных, 1 треугольный, 1 большой
шестиугольный и 1 маленький шестиугольный, набор треугольников.
Работая с материалом, ребенок начинает визуально различать геометрические фигуры. Происходит подготовка к изучению математики.
К примеру, работая с материалами из прямоугольного ящика, ребенок учится строить квадрат, прямоугольник, ромб, параллелограмм, трапецию из треугольников. А затем из треугольников без маркировочных линий строит
новые геометрические фигуры. Материал также наглядно демонстрирует, что одну и ту же геометрическую форму можно сконструировать из нескольких таких же, но меньшего размера.
Развитие математических представлений
Числовые красно-синие штанги
Материал: дерево.
В комплекте: 10 штанг длиной от 10 см до 1 м, разделенных на красные и синие промежутки по 10 см, ящик с дощечками,
на которых числа от 1 до 10.
.
Работая с числовыми штангами, ребенок учится последовательно считать от 1 до 10, воспринимая каждую штангу как единое целое, косвенно идет подготавливание ребенка к знакомству с десятичной системой счисления.
Шероховатые (тактильные) цифры
Материалы: дерево.
В комплекте: ящик из бука, дощечки зеленого цвета с нанесенными на них песочными цифрами от 0 до 9.
Шероховатые цифры способствуют процессу запоминания, поскольку в процессе работы с ними ребенок использует зрительную, тактильную и слуховую память.
Триномиальный куб
Материал: дерево, пластик.
В комплекте: ящик с кубиками, призмами.
Собирая триномиальный исходный куб, ребенок подбирает эти призмы, и кубики по цвету и размеру. Он вынужден тщательно анализировать свои действия, что способствует развитию мышления, дает представление об алгебраической формуле (a + b + c)3.
Биноминальный куб
Цель приобретение навыка сенсорной сборки биноминального куба. Развитие пространственного воображения, наглядно – образного мышления, подготовка к алгебре.
SSS 8195;
Пластиковые геометрические фигурки
Три деревянные коробки (каждая с тремя отделениями). В каждую коробку помещены свои пластиковые фигуры: круги, треугольники, квадраты. В отделениях находятся фигуры разного цвета: красные, голубые, желтые.
Цель прямая - научится определять соотношения размеров геометрических фигур и закономерности их цветовых соотношений.
Косвенная - развитие мелкой моторики, координации движений, концентрации внимания, зрительной памяти, ориентации на плоскости, понимание закономерности действий, воспитание эстетического вкуса.
Доска с цветными цилиндрами разной высоты
Игра развивает крупную и мелкую моторику, координацию движений, гибкость кисти, глазомер, усидчивость, концентрацию внимания, тренирует счет и анализ. Помогает изучать цвет и формы
Материал – дерево окрашенное.
Панель (доска) для навинчивания болтов
Панель с болтами и гайками разными по размеру (от самого большого, до самого маленького. Предназначен для развития мелкой моторики и зрительного восприятия размера. Ребенок вначале откручивает, а затем вращательными движениями пальцев закручивает гайки на болт, подбирая по размеру.
Коробочка для сортировки с геометрическими телами.
SSS 8195;
Геометрические фигуры с болтовым соединением
В комплект входят 8 разноцветных деревянных геометрических фигур с болтовыми соединениями, которые можно соединять вместе, подбирая одинаковые по форме или цвету предметы.
Игрушка с резьбовым соединением
Материал: дерево.
Материал способствует развитию концентрации внимания, координации движений, мелкой моторики
Коробочка с "монетками" (5 "монеток" деревянных)
SSS 8195;
Набор для сортировки
Раскладка бусин в пробирки. 10 шт.
Большой деревянный пинцет
Подставка для плетения косички
Деревянный конструктор
Фрёбель
Комплект является составной частью развивающей образовательной среды.
Его структура и содержание разработаны в соответствии с принципом реализации ведущей игровой деятельности в дошкольном возрасте и личностно-ориентированного подхода в развитии и воспитании ребенка.
Возможности комплекта способствуют развитию физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка.
Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей.
Игровой набор «Дары Фрёбеля» может быть использован для:
• развития социальных и коммуникативных умений;
• сенсорного развития;
• развития мелкой моторики;
• развития познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
• формирования элементарных математических представлений;
• развития логических способностей;
Игровой набор «Дары Фрёбеля» изготовлен из качественного натурального материала (дерева и хлопка) и сопровождается комплектом методических пособий. В составе набора 14 модулей и комплект методических пособий (11 штук).
• Модуль 1 «Шерстяные мячики»
• Модуль 2 «Основные тела»
• Модуль 3 «Куб из кубиков»
• Модуль 4 «Куб из брусков»
• Модуль 5 «Кубики и призмы»
• Модуль 6 «Кубики, столбики, кирпичики»
• Модуль 7 «Цветные фигуры»
• Модуль 8 «Палочки»
• Модуль 9 «Кольца и полукольца»
• Модуль 10 «Фишки»
• Модуль 11 (J1) «Цветные тела»
• Модуль 12 (J2) «Мозаика. Шнуровка»
• Модуль 13 (5B) «Башенки»
• Модуль 14 (5Р) «Арки и цифры»