Елена Тадевосян
Партнерство семьи и детского сада в вопросах патриотического воспитания и образования ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Партнерство семьи и детского сада в вопросах патриотического воспитания и образования ребенка.
«Любовь к родному краю, родной культуре,
родной речи начинается с малого – с любви к своей семье,
к своему жилищу, к своему детскому саду.
Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине,
её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
Д. С. Лихачёв
Семья и детский сад – два генеральных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для многостороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие. Эксперимент младенчества в различных аспектах описывает взрослую жизнь. В начале пути с беззащитным наивным малышом близко находятся самые главные люди из его мира – это семья. Нам кажется, что родители наших воспитанников больше грамотны и образованы в педагогическом плане, нежели их предшественники, больше решительны внутри себя, выразительнее устанавливают свои запросы в отношении уровня и качества образования своего ребенка. Оттого, наладить взаимодействия с современными опекунами непросто. И мы активизировали работу с глубокого исследования семьи, её запросов, требований, претензий, взглядов на воспитание и развитие ребенка. Не вызывает колебания авторитетность взаимодействия педагогов и родителей. В ходе обучения дошкольников завязываются всевозможные трудности нравственного, духовного, патриотического, эмоционального, речевого, физиологического развития, которые плодотворно решать всем вместе.
Семья – это главный и традиционный институт воспитания. То, что маленький ребенок в детстве узнаёт в семье, он сохраняет в течение всей дальнейшей жизни. Авторитетность семьи как института обучения определена тем, что в ней малыш находится на протяжении всей своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению к школе дошкольник уже наполовину сформирован как личность.
Известно, что базой духовно-нравственного обучения является внутренняя духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в какой проживает ребенок, в какой приключается его формирование и развитие. Та атмосфера, которая царит в детском саду и семье, которой живут родители и воспитатели – люди, образующие ближайшее окружение ребёнка, оказывается определяющим в формировании внутреннего мира воспитанника.
Важным условием нравственно-патриотического воспитания является присоединение малыша к культуре своего народа, потому что раскрытие личности в ребёнке полностью возможно только если приобщать его к культуре и традициям собственного народа. Присоединение дошкольников к отеческому наследию развивает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Для маленького человека Родина начинается с родного дома, улицы, на которой проживает ребёнок и его семья. Взаимодействие с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также укреплению фамильных связей. «В вашей семье и под вашим наставлением растёт будущий гражданин. Всё, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», – это заповедь А. С. Макаренко, её важно придерживаться и соблюдать при работе педагога с детьми и родителями.
Следовательно, нравственно-патриотическое воспитание молодого поколения – одна из главных задач дошкольного учреждения, важнейшим условием которой является тесная взаимозависимость с родителями, семьёй, как ячейкой общества и хранительницей государственных традиций.
Работа с семьёй – сложная и важная сторона деятельности педагога и всего дошкольного образовательного учреждения. Она направлена на решение последующих задач:
- просвещение родителей;
- установление единства в воспитании детей;
- распространение опыта семейного воспитания;
- приобщение родителей к жизни дошкольного учреждения.
Привлекать родителей к мероприятиям, которые тесно связаны с деятельностью детей. Должны применяться как групповые, так и индивидуальные формы работы с родителями:
- беседы;
- консультации «Воспитание самодостаточности и ответственности», «Как воспитать маленького патриота»;
- семейные конкурсы: «Дары Осени», «Мой гербарий», поделки из разных материалов, поделки из овощей, сезонные выставки к праздникам;
- совместная деятельность родителей вместе с детьми: «Моя семья», «Спортивная семья», «Где мы были летом». Оформляется фотоальбом, к которому ребята потом постоянно обращаются, показывают друг другу фотографии своей семьи. Дети делятся своими впечатлениями, учатся слушать друг друга, проявляют интерес к собеседнику. Это может получить подкрепление в виде семейной проектной деятельности на тему «Я и вся моя семья». Данный детско-родительский проект относится к долгосрочным и включает в себя: «Моя родословная», «Древо моей семьи», «Герб семьи», «Девиз семьи», «Обычаи и традиции семьи». Основной целью является воспитание любви к своим родным, семье.
- досуги, праздники: «День матери», «Папа, мама, я – неразлучная семья», «Веселые старты»;
- задания родителям.
Для коллектива родителей организуются совместные консультации, комплексные и корпоративные собрания, конференции, выставки, лекции, кружки, оформляются информационные и тематические стенды, фотомонтажи, проводятся вечера вопросов и ответов, встречи за круглым столом.
В настоящее время данная работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, потому что в молодых семьях вопросы обучения патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают исключительно недоумение.
Должны отметить, что в данный момент у людей замечается интерес к своей генеалогии, к изысканию национальных, сословных, высококлассных корней и родство в разных поколениях. Поэтому домашнее расследование истории своей семьи поможет детям начать осмысление важных и совершенных постулатов:
• корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;
• семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций;
• счастье семьи – счастье и благополучие народа, общества, государства.
У каждой семьи своя личная история, но она непосредственно переплетается с историей всей страны. Однако, семья – частица народа! Знание истории своих предков, даёт возможность лучше узнать историю своего народа.
Задача педагога прививать детям мысль, что семья – это где живут в мире и согласии. Каждый, маленький и старенький, должен ощущать поддержку всех родственников, испытывать чувство защищенности, не стесняться открыто проявлять свои чувства, высказывать свои желания и знать, что его поймут.
Самые близкие люди для ребенка – его родители. А для родителей дети – смысл и радость всей жизни! «Родительское сердце – в детях», «Дети не в тягость, а в радость» – так говорится в русских пословицах. Неверно полагать, что воспитывая привязанность к семье, мы уже тем самым прививаем привязанность к Родине. Как не прискорбно, но знамениты случаи, когда преданность собственному дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Вследствие этого важно, чтобы дошкольники как можно раньше узнали «гражданское лицо» своей семьи. (Знают ли они, за что их прадедушка и прабабушка получили медали? Знают ли легендарных предков? и т. д.)
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, больше всего, близких людей. На конкретных примерах из жизни старших родственников (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудящихся подвигов) необходимо прививать детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили, потому что любим свою Отчизну, чтим своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названии городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Осознание дошкольником своей роли в семье и понимание связи с близкими людьми, принадлежности к своему роду, знание родословной помогает познанию ребёнком самого себя. Такое осознание способствует развитию эмоциональной устойчивости личности, воспитанию уверенности в себе, чувства собственного достоинства. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей это является одной из главных целей в воспитании нравственно - патриотических чувств у дошкольников. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Список использованной литературы:
1. Леонова Н. Н. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников: Целевой творческий практико-ориентированный проект / авт. -сост. Н. Н. Леонова, Н. В. Неточаева. - Изд. 2-е, перераб. -Волгоград: Учитель, [2016]
2. Натарова В. И., Карпухина Н. И. (и др.) «Моя страна». Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005;
3. Новицкая М. Ю. Наследие: Патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. - М. : ЛинкаПресс, 2003.
4. http://www.bibliofond.ru