Ирина Дынник
Партнерство детского сада и семьи — залог успешного ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Партнерство детского сада и семьи – залог развития успешного ребенка.
Когда люди объединяются, они могут гораздо больше и действуют вместе против проблемы, а не друг против друга. И партнерство семьи и детского сада основано на взаимном приятии, понимании, уважении, поддержки, взаимопомощи, согласованных действий, установленных договоренностей.
Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает всё : люди, вещи, явления и больше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги.
Темочки:
И первая школа воспитания маленького человечка – это семья, семейное воспитание признано ведущим. И сделать родителей активными участниками педагогического процесса _ одна из главных задач детского сада.
Вот что говорил об этом В. А. Сухомлинский: «. как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
Но посмотрим на современную действительность. Кто сейчас рядом с маленьким человеком? Всегда ли, даже при наличии полной семьи, ребенок чувствует себя защищенным. Все родители знают, что семья играет важную роль в формировании личности ребёнка, но не все понимают, что воспитывать ребёнка – это великое искусство.
Ведь в основном семья и детский сад составляют для ребенка основную воспитательно-образовательную микросреду. И семья, и дошкольное учреждение вместе, но по-своему передают ребенку социальный опыт, накопленный поколениями, создают оптимальные и комфортные условия для вхождения маленького человека в большой мир. И здесь родители выступают с позиции партнеров, а не учеников.
Я хотела бы представить свой путь партнерства с родителями на примере моей группы.
Начиная свою работу в должности воспитателя, я столкнулась с многочисленными трудностями: нехваткой времени, занятостью родителей; недоверительным отношением родителей к воспитателям; пассивностью родителей, безразличным отношением к своему ребенку и т. п.
Поддерживать у родителей постоянный интерес к образовательному процессу в детском саду было очень сложно. Постоянно приходилось придумывать всё новые и новые формы общения и привлечения родителей к участию в жизни группы, детского сада.
И взаимные доверительные отношения устанавливались в нашей группе постепенно, в ходе совместной деятельности.
В итоге пришла к выводу, что опираться в работе нужно на определенные принципы взаимодействия:
-доброжелательный стиль общения с родителями;
- индивидуальный подход.
- сотрудничество, а не наставничество.
И родители в группе всегда желанные гости, но не как наблюдатели, а как участники педагогического процесса. Находясь рядом с воспитателем в группе, родители ощущают собственную причастность к педпроцессу и принимают на себя часть ответственности за его успех. Они больше узнают о своём ребёнке интересного, меняется мнение о работе педагога, родители получают реальное представление о ней и начинают испытывать к воспитателю уважение.
Родители больше начинают доверять нам, ведь ребенок - самое дорогое, что есть, его жизнь и здоровье бесценны. Они хотят быть уверенными, в детском саду все будет хорошо, о ребенке позаботятся, научат, обучат, поиграют, пожалеют.
А мы в свою очередь хотим быть уверены в надежности родителей, что они нас поддержат и помогут.
Все мероприятия, организуемые и проводимые и в детском саду, и на районном уровне, проходят с помощью родителей. И не только мероприятия, но веселые субботники, и дружные походы в ДК, выступления на сцене, празднование дней рождений, просмотр мультфильмов на широком экране. Все это делаем с помощью родителей, ведь у нас с ними одна цель – воспитать здорового, уверенного в себе человека.
Я в своей работе всегда получаю поддержку и помощь родителей. Начиная с первого дня знакомства с детьми и родителями и до выпуска детей из детского сада, развиваем и поддерживаем партнерские отношения.
Наши родителя являются активными участниками всех мероприятий и конкурсов, с желанием и большим энтузиазмом помогают в организации и проведении праздников в роли действующих лиц, изготавливая костюмы и для себя, и для ребенка. Большая часть мероприятий заканчивается дружными чаепитиями, организуемыми родителями под наблюдением воспитателей.
При участии и помощи родителей создан ряд видеороликов по разным направлениям. Тот эмоциональный уровень, на котором проходит подготовка и сбор материала для роликов и последующий их просмотр, положительно влияет на взаимоотношения "воспитатель-ребенок", "ребенок-ребенок", "ребенок-родитель", "родитель-родитель", "родитель-воспитатель".
Отдельно хотелось бы сказать о субботниках, которые организовать и провести без помощи родителей было бы проблемно. Активно и быстро реагируют родители на просьбу о помощи в текущем ремонте и уборке территории. Вместе с родителями приходят и дети, стараясь оказать посильную помощь.
Есть в нашей работе и преемственность поколений. Бабушки и дедушки активные и позитивные участники в жизни своих внуков. Охотно участвуют в конкурсах поделок различных тематик, в пошиве костюмов к праздникам, интересуются проблемами группы, поддерживают наши инициативы, предлагают интересные идеи. Дети чувствует поддержку и заинтересованность взрослых родственников, дома обсуждают решение коллективных вопросов, стараются подражать родителям, поэтому дети уверены в себе, интеллектуально развиты, умеют выражать свои мысли, чувства. И это является залогом развития успешного ребенка! А родители, в свою очередь, своим примером, человеческим отношением воспитывают успешного надежного человека. Наше обоюдное желание сделать жизнь детей интересной, увлекательной, познавательной и комфортной приносит свои плоды!
Какой же вывод можно сделать?
- нам важно заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педагогическим минимумом, привлечение их к сотрудничеству с ДОУ.
- в работе нужно использовать дифференцированный подход - это необходимое условие для повышение их педагогических знаний и умений.
-заинтересовать родителей и традиционными, и новыми формами взаимодействия с ДОУ, цель которых установление доверительных отношении между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
-главный принцип взаимодействия это открытость детского сада, всего учебно-воспитательного процесса. Отсюда важно и включение родителей в управленческий состав, обсуждение разных проблем воспитания, приглашение их в качестве гостей на открытые мероприятия, участие в праздниках в качестве героев дает им возможность испытать всю прелесть подготовки и атмосферы праздника. Так же остаются интересными активными совместные досуги. Важен показ деятельности детей и педагогов.
Важно создать дружелюбное партнерство между детским садом и семьей. Все должно быть направлено на проведение занятий, которые ориентированы на совместную деятельность детей, педагогов и родителей.
Работа будет наиболее эффективной, если включенность всех участников будет на должном уровне, мероприятия проводиться в системе, без пропусков как педагогов, так и членов семей воспитанников.
Родители должны понять и увидеть, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы, убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребенка ведет к успеху, формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.
Хочется еще раз подчеркнуть, что для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в детском саду важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей и родителей.