Людмила Кустова
Партнерство детского сада и семьи в вопросах формирования здорового образа жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема формирования здорового образа жизни в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех групп населения и особенно детей дошкольного возраста. На сегодняшний день в России лишь 10% детей от 3 до 7 лет являются практически здоровыми (I группа здоровья, у 50% дошкольников выявлены морфофункциональные отклонения и нарушения в состоянии здоровья (II группа здоровья, 40% детей имеют хронические заболевания (III группа здоровья).
Публикация «Партнерство детского сада и семьи в вопросах формирования здорового образа жизни» размещена в разделах
Одной из причин этому является возрастание веса болезней, связанных с образом жизни человека. Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которым постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для дошкольников, в результате создается хаотичность в представлениях детей о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления.
С учетом изложенного ясно, что состояние здоровья детей далеко не соответствует ни потребности, ни потенциальным возможностям нашего общества. Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни.
Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходит интеграция оздоровительной деятельности с образовательной, что способствует воспитанию у дошкольников привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.
Формирование здорового образа жизни немыслимо без активного участия в этом процессе взрослых, как всего персонала детского сада, так и родителей. Данное условие было определено необходимостью единых требований со стороны педагогов и семьи, усиления роли родителей как носителей информации о здоровом образе жизни, а также необходимостью постоянного и длительного воспитательного воздействия на ребенка в детском саду и семье.
Основу педагогической работы с родителями определяет ряд принципов:
- принцип партнерства, взаимопонимания и доверия - прежде педагог и родители должны доверять действиям друг друга и направить совместные действия на воспитание у ребенка потребности в здоровом образе жизни;
- принцип согласованности действий. Соблюдение единства достигается, если цели и задачи воспитания и формирования основ здорового образа жизни хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания. Таким образом, правила здорового образа жизни должны быть согласованы педагогами и родителями между собой, в противной ситуации ребенку невозможно усвоить правила здорового образа жизни;
- принцип самовоспитания и самообучения. Основой успеха является личный положительный пример авторитетного для ребенка взрослого. Родители в присутствии ребенка должны контролировать каждый свой шаг, нести в себе те идеалы, которые они хотели бы ему привить. Нельзя в присутствии ребенка проповедовать одни идеалы, а в реальной жизни их нарушать. Поэтому педагоги и родители должны признать свои вредные привычки и постараться от них избавиться;
- принцип равенства – ни один из участников процесса не должен занимать главенствующую позицию и быть надзирателем. Любые решения должны рождаться в процессе равноправного диалога. Благодаря этому принципу педагоги и родители могут себя чувствовать партнерами в воспитании у дошкольников здорового образа жизни.
Так как часть времени активного бодрствования дети проводят в семье, на родителей ложится особая ответственность за организацию физкультурно-оздоровительной работы с ними. Согласно данным нашего анкетирования, здоровый образ жизни соблюдают только 35% родителей. Режим детского сада поддерживается только в 47% семей, утреннюю гимнастику делают 20% родителей, активный отдых на воздухе «прижился» в 35 семьях из 200).
В Законе «Об образовании в РФ» определяется, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений родителей воспитанников и образовательного учреждения.
Цель работы с семьями воспитанников состоит в повышении культуры родителей по проблеме формирования основ здорового образа жизни. Для реализации данной цели работа с семьями воспитанников проводится по трем направлениям:
1. Повышение у родителей их осведомленности о необходимости формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни. Основными формами работы выступают родительские собрания, консультации, семейный клуб «Здоровье». Для просвещения родителей используются также формы : информационные стенды, отрывные календари, библиотечки для родителей и детей, различные памятки и буклеты.
Вместе с родителями мы «ищем» время для проведения занятий физическими упражнениями в домашних условиях. Оказывается, такое время есть у каждой семьи, и оно составляет от 10 до 20 минут в день. Место для домашнего спорткомплекса можно найти в любой квартире.
Памятки для родителей содержат рекомендации по выполнению разнообразных упражнений с мячом (бросание, катание и др., при этом дети получают нагрузку на все группы мышц (спина, брюшной пресс, ноги, руки, кисти) – активизируется весь организм. Даже простое подкидывание мяча вверх заставляет ребенка выпрямиться, что благотворно влияет на осанку.
Игры с мячом – специальная комплексная гимнастика: развивается умение схватывать, удерживать и перемещать мяч в процессе ходьбы, бега или в прыжке. Такие игры и упражнения развивают ориентировку в пространстве, глазомер, ловкость, быстроту реакции, регулирует силу и точность броска; нормализуют эмоционально – волевую сферу, что особенно важно как для малоподвижных, так и для гиперактивных детей. Кроме того, они развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ, усиливают работу важнейших органов – легких, сердца. Таким образом, игры с мячом тренируют тонкие дифференцированные движения пальцев рук ребенка, воздействуя на его центральную нервную систему, ускоряя развитие его интеллектуальных способностей и физических качеств.
Прыжки через скакалку (координация своих движений с действием других предметов, это упражнение способствует лучшему усвоению арифметического счета. А количество седов из положения «лежа на спине», укажет на развитие мышц спины и живота, которые помогают ребенку сохранить правильную осанку во время сидения, стояния и ходьбы, при длительном статическом школьном режиме. Также особое внимание родителей мы привлекаем к организации вечерней прогулки, ночного сна, а в выходные дни к полноценному отдыху на воздухе, регламентации
2. Включение родителей в воспитательно-образовательный процесс по формированию у дошкольников представлений о здоровом образе жизни. Мы считаем, что целесообразно использовать такие формы, как, семейные проекты «Познаем вместе», встречи с интересными людьми, семейная игротека.
Наиболее эффективным вариантом повышения педагогической осведомленности родителей, по нашему мнению, является использование совместной двигательной деятельности детей с родителями. Участие в совместной игре родителей позволяет детям «схватить» целостный образец выполнения определенных действий и схему взаимодействия со сверстниками и взрослыми партнерами.
3. Обобщение опыта семей по формированию у дошкольников здорового образа жизни через рекламно-информационную работу (семейные газеты, создание семейной игротеки.
Таким образом, семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями рассматривается нами как помощь родителям в воспитании ребенка, а не как обучение родителей тому, что знают педагоги. Именно такое взаимодействие является важнейшим условием эффективной работы с детьми по формированию здорового образа жизни.