космач елена
Парциальная программа «Ритмическая мозаика» А. И. Буренина
▼ Скачать + Заказать документы
Парциальная программа
«Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной.
Цель программы - развитие ребенка, формирование средствами музыки
и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств
личности.
Опыт использования этой технологии показал, что ее привлекательность
– в доступности материала для детей разного возраста (и с различными
способностями, а также в гибкости и универсальности самой системы работы,
способствующей укреплению физического и психического здоровья,
Публикация «Парциальная программа „Ритмическая мозаика“ А, И, Буренина» размещена в разделах
гармоничному развитию тела и духа, возможности использовать различные
вариативные игровые формы организации педагогического процесса. Эти
особенности программы «Ритмическая мозаика» свидетельствуют о ее
универсальности, возможности интеграции с другими программнометодическими комплектами, разработанными в соответствии с ФГОС ДО.
Предлагаемый музыкально-ритмический репертуар может быть использован в
самых разнообразных формах творческого взаимодействия с детьми.
К программе прилагаются методические рекомендации, раскрывающие
путь развития детей - от подражания к самостоятельности и к творчеству, а
также разработанный автором практический материал - 100 разнообразных
музыкально-ритмических композиций, апробированных в опыте работы
педагогов Ленинградской области, С. Петербурга, Москвы и других регионов
России. Основу для ритмических композиций составляют простые, но вместе с
тем разнообразные движения (основные, общеразвивающие, имитационные,
танцевальные и др., позволяющие выразить различные по характеру
эмоциональные состояния, сюжеты, образы и настроения музыкальных
произведений.
Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребенок
овладевает не только разнообразными двигательными навыками и умениями,
но также и опытом творческого осмысления музыки, ее эмоциональнотелесного выражения. Именно этот опыт и умения помогают ребенку в
дальнейшем успешно осваивать и другие виды художественно-творческих и
спортивных видов деятельности. Поэтому эта программа рассматривается как
основа для развития детей в наиболее сложный, хрупкий период- в возрасте 3-
7 лет, как подготовительный этап, который помогает «настроить инструмент
(тело, научить его слышать музыку и выражать свое «видение» музыкального
произведения в пластической импровизации.
Еще одной современной программой является «Танцевальная ритмика
для детей» Т. Суворовой. Данная программа включает репертуар для занятий
музыкально - ритмическими движениями с детьми дошкольного возраста.
Парные и круговые пляски, игры, упражнения собраны автором из разных
источников: творческих разработок музыкальных руководителей детских
садов, а также сборников, изданных ранее. Предлагаемый репертуар
отличается доступностью для исполнения детьми и яркостью игрового образа.
Музыкально-ритмические движения являются синтетическим
видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на
движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные
способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе.
Однако, занимаясь одним и тем же видом деятельности, можно преследовать
различные цели, например, акцентировать внимание на развитии чувства ритма
у детей, либо двигательных навыков, артистичности и т. д., в зависимости от
того, в каком учреждении, в каких условиях и зачем ведется данная работа.
Важно, чтобы педагог осознавал приоритетные цели и задачи в своей
деятельности, понимал, в чем выражается основной эффект развития.
Основная направленность предлагаемой технологии «Ритмическая
мозаика» - психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего
собственного тела как выразительного («музыкального») инструмента.
Ориентация не только на развитие детей, но и на совершенствование
профессионализма самого педагога в области ритмопластических движений,
выявление индивидуального стиля деятельности и в связи с этим коррекция
содержания работы «на себя», «на себя во взаимодействии с детьми» -
вот первая отличительная особенность данной программы. Вторая особенность - это использование в качестве музыкального
сопровождения, как правило, целостных произведений - в грамзаписи и при
непосредственном, «живом» исполнении (а не отрывков по 8, 16 тактов, как это
принято в традиционных музыкально-ритмических упражнениях). Целостный
музыкальный образ передается разнообразными пластическими средствами,
требующими как свободного владения телом, так и тонкого музыкального
слуха, богатого воображения и фантазии, более глубокого постижения
содержания музыки. Идя от простого к сложному, от детских песен к
симфоническим произведениям композиторов-классиков (М. Мусоргского,
П. Чайковского, Э. Грига, К. Сен-Санса и др., ребенок постепенно приобщается
к миру прекрасного, пропуская как бы «через себя» музыку, сложный мир
чувств и образов, обыгрывая своим телом музыкальную ткань произведения,
его настроение и содержание и постигая при этом на телесном, зрительном и
эмоциональном уровнях специфический язык средств музыкальной
выразительности.
Третья особенность данной программы - это акцентирование внимания
педагогов не столько на внешней стороне обучения детей музыкальноритмическим движениям (то есть формировании двигательных умений,
сколько на анализе тех внутренних процессов, которые являются
регулирующей основой движения под музыку. Это, прежде всего, сенсорные,
мыслительные, эмоциональные процессы, а также их подвижность. Движение
является как бы видимым айсбергом глубинных психических процессов, и по
двигательной реакции под музыку можно с достаточной степенью
достоверности провести диагностику как музыкального, так и психомоторного
развития ребенка.
Другими словами, данная программа является музыкально-ритмическим
психотренингом для детей и педагогов, развивающим внимание, волю, память,
подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленным также на
развитие музыкальности и эмоциональности, творческого воображения,
фантазии, способности к импровизации в движении под музыку, что требует
свободного и осознанного владения телом.
Цель технологии: развитие ребенка, формирование средствами музыки и
ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств
личности. Технология нацелена на общее, психическое, духовное и физическое
развитие детей от трех до семи лет.
Задачи:
1. Развитие музыкальности:
развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание;
развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха
(мелодического, гармонического, тембрового, чувства ритма; развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к
искусству звуков;
развитие музыкальной памяти.
2. Развитие двигательных качеств и умений:
развитие ловкости, точности, координации движений;
развитие гибкости и пластичности;
воспитание выносливости, развитие силы;
формирование правильной осанки, красивой походки;
развитие умения ориентироваться в пространстве;
обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
3. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в
движении под музыку:
развитие творческого воображения и фантазии;
развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной
деятельности, в слове.
4. Развитие и тренировка психических процессов:
развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и
пантомимике;
тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов;
развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.
5. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
воспитание умения сопереживать другим людям и животным;
воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового
общения с детьми и взрослыми.