Получи документы

Памятка «Культура речи воспитателя»

Татьяна Корепанова
Памятка «Культура речи воспитателя»
▼ Скачать + Заказать документы

Культура речи воспитателя

Добрый день, уважаемые коллеги. Недавно посещала курсы повышения квалификации. Курс назывлся «Построение в ДОУ эффективной работы по речевому развитию детей раннего и дошкольного возраста». В качестве контрольной работы нас попросили сделать памятку для воспитателей по содержанию курса. Вот что у меня получилось.

Памятка «Культура речи воспитателя»

Публикация «Памятка „Культура речи воспитателя“» размещена в разделах

Для того чтобы научить ребёнка правильно говорить, нужно взрослому, который находится рядом с ребёнком и является речевым образцом, самому правильно говорить. Речь воспитателя, постоянно находящегося в поле зрения ребёнка, является важным источником, из которого дети черпают образец родного языка, культуры речи. Давайте проверим, правильно ли мы говорим с детьми.

Правило 1. Правильно произносить все звуки родного языка.

Необходимо чётко произносить и артикулировать звуки, ясно проговаривать окончания слов и каждое слово во фразе, в то же время не допуская побуквенного произношения некоторых слов. Например: произносится [яишница] вместо письменного «яичница», [руссково] вместо «русского».

Правило 2. В речи надо избегать постоянного употребления присловий «как бы, «типа, «это», «ну», «так сказать»…

Эти слова не несут конкретного смысла в речи, являясь своеобразным «мусором», ненужным для передачи смысла. В некоторых случаях даже затрудняют понимание фразы. Например: «Жил-был этот, как его…», «Его звали ну это…»

Правило 3. Взрослым в своей речи желательно очень чётко и точно называть все предметы, которые окружают ребёнка и которыми он пользуется.

Например, не говорить «штаны», а конкретизировать «брюки, «шорты, «джинсы, «лосины» и т. п. Это нужно для того, чтобы ребёнок научился сравнивать бытовые предметы друг с другом и видеть существенные и несущественные признаки предмета, отвечая на вопросы «чем отличаются?», «чем похожи?», «что у них общее?», «что у них отличное?». Обсуждение этих вопросов не требует специальной подготовки и происходит «по пути» - при сборе на прогулку, подготовке к обеду и т. д. Ребёнок, который умеет сравнивать окружающие его предметы, в дальнейшем будет легко сравнивать ломаную линию с прямой, букву А с буквой Л и т. п.

Правило 4. В своей речи желательно не злоупотреблять уменьшительно-ласкательными словами и не «сюсюкать».

Ласковые слова нужны, но ваша речь не должна состоять преимущественно из них!

Правило 5. Употреблять глаголы в обращении к ребёнку/детям нужно в правильной грамматической форме.

Недопустимо говорить ребёнку: «Встал и пошёл умываться!» К детям нужно обращаться с просьбой в настоящем времени: «Встань и иди умываться». Или вместо «Встали, плечи расправили, делаем зарядку» нужно сказать: «Встаньте, плечи расправьте, делайте зарядку».

Правило 6. Грамматическая и орфоэпическая правильность речи.

Необходимо строго придерживаться грамматических норм употребления слов (пара чулок, носков, сапог, валенок, …; килограмм яблок, груш, апельсинов, помидоров,, а также правильно ставить ударения в словах (краси’вее, звони’ть, балова’ть…).

Правило 7. Не употребляйте «мёртвые» фразы.

Пытаясь добиться от ребёнка полного ответа на вопросы, не требуйте, чтобы он дословно повторял вопрос. Например: на вопрос «Какое сейчас время года?» достаточно ответить «Сейчас наступило лето» вместо «Сейчас наступило время года лето».

Правило 8. Задавайте ребёнку правильные вопросы.

Не стоит задавать ребёнку вопросы, в которых заранее заложено отрицание с частицей НЕ, например: «Ты не знаешь, почему птицы улетают осенью на юг?». Лучше спросить: «Почему птицы улетают осенью на юг?»

Правило 9. Вопросы к ребёнку стройте в логической последовательности с постепенным усложнением.

Сначала простые вопросы (что знает, видит, слышит, затем вопросы требующие размышления и анализа, в конце вопросы творческие, требующие выхода и проблемной ситуации.

• Какие ты знаешь виды транспорта

• Зачем нужен транспорт людям? Почему так много разных видов – воздушный, наземный, водный?

• Что было бы, если бы транспорт перестал существовать? Какие виды транспорта люди придумают в будущем?

Желаю Вам успехов в воспитании и обучении Ваших малышей!

Публикации по теме:

Игра для развития звуковой культура речи «Любопытное солнышко»Игра для развития звуковой культура речи «Любопытное солнышко» Сегодня я представляю третий вариант многофункциональной игры «Любопытное солнышко». Направление: развитие речи и звуковая культура.

Конспект открытого занятия «Путешествие на луг» (Звуковая культура речи). Вторая младшая группа .

Конспект занятия по развитию речи «Ярмарка. Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]» в младшей группеКонспект занятия по развитию речи «Ярмарка. Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]» в младшей группе Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи: звуки п, пь. Дидактическая игра «Ярмарка» в младшей группе. Цель: создание условий.

Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]»Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]» Тема: Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко» Цель занятия: Упражнение детей в четком произношении.

Конспект занятия «Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]. Дидактическая игра «Ярмарка» (вторая младшая группа) Конспект занятия «Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]. Дидактическая игра «Ярмарка» (вторая младшая группа). Цель: Развитие фонетического.

Памятка для родителей «Культура общения вашего ребенка» Воспитание культуры общения в условиях современной жизни определяется востребованностью общества и каждой личности в отдельности. В процессе.

Памятка для родителей «Развитие речи — главное в этом возрасте» В возрасте 2 – 3 лет, ребенок растет, через общение он познает мир. В детском саду детям помогают воспитатели, но дома Вы и только вы: мама.

Памятка по оформлению портфолио профессиональных достижений воспитателя Настоящая памятка составлена на основе «Методических рекомендаций по организации процедуры и формам проведения всестороннего анализа деятельности.

Пособие «Звуковая культура речи»Пособие «Звуковая культура речи» Пособие для развития звуковой культуры речи. По трафарету вырезаю буквы на букве рисую картинки на этот звук. Буквы вырезаю из картона.

Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [ш]»Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [ш]» b]Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук (Ш)»[/b] Цель: Формирование звуковой культуры речи у.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Памятка «Культура речи воспитателя»
Опубликовано: 11 февраля 2021 в 08:46
+123Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Памятка «Культура речи воспитателя»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Корепанова (УИ 823665) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 43.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД