Татьяна Корепанова
Памятка «Культура речи воспитателя»
▼ Скачать + Заказать документы
Культура речи воспитателя
Добрый день, уважаемые коллеги. Недавно посещала курсы повышения квалификации. Курс назывлся «Построение в ДОУ эффективной работы по речевому развитию детей раннего и дошкольного возраста». В качестве контрольной работы нас попросили сделать памятку для воспитателей по содержанию курса. Вот что у меня получилось.
Памятка «Культура речи воспитателя»
Публикация «Памятка „Культура речи воспитателя“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Для того чтобы научить ребёнка правильно говорить, нужно взрослому, который находится рядом с ребёнком и является речевым образцом, самому правильно говорить. Речь воспитателя, постоянно находящегося в поле зрения ребёнка, является важным источником, из которого дети черпают образец родного языка, культуры речи. Давайте проверим, правильно ли мы говорим с детьми.
Правило 1. Правильно произносить все звуки родного языка.
Необходимо чётко произносить и артикулировать звуки, ясно проговаривать окончания слов и каждое слово во фразе, в то же время не допуская побуквенного произношения некоторых слов. Например: произносится [яишница] вместо письменного «яичница», [руссково] вместо «русского».
Правило 2. В речи надо избегать постоянного употребления присловий «как бы, «типа, «это», «ну», «так сказать»…
Эти слова не несут конкретного смысла в речи, являясь своеобразным «мусором», ненужным для передачи смысла. В некоторых случаях даже затрудняют понимание фразы. Например: «Жил-был этот, как его…», «Его звали ну это…»
Правило 3. Взрослым в своей речи желательно очень чётко и точно называть все предметы, которые окружают ребёнка и которыми он пользуется.
Например, не говорить «штаны», а конкретизировать «брюки, «шорты, «джинсы, «лосины» и т. п. Это нужно для того, чтобы ребёнок научился сравнивать бытовые предметы друг с другом и видеть существенные и несущественные признаки предмета, отвечая на вопросы «чем отличаются?», «чем похожи?», «что у них общее?», «что у них отличное?». Обсуждение этих вопросов не требует специальной подготовки и происходит «по пути» - при сборе на прогулку, подготовке к обеду и т. д. Ребёнок, который умеет сравнивать окружающие его предметы, в дальнейшем будет легко сравнивать ломаную линию с прямой, букву А с буквой Л и т. п.
Правило 4. В своей речи желательно не злоупотреблять уменьшительно-ласкательными словами и не «сюсюкать».
Ласковые слова нужны, но ваша речь не должна состоять преимущественно из них!
Правило 5. Употреблять глаголы в обращении к ребёнку/детям нужно в правильной грамматической форме.
Недопустимо говорить ребёнку: «Встал и пошёл умываться!» К детям нужно обращаться с просьбой в настоящем времени: «Встань и иди умываться». Или вместо «Встали, плечи расправили, делаем зарядку» нужно сказать: «Встаньте, плечи расправьте, делайте зарядку».
Правило 6. Грамматическая и орфоэпическая правильность речи.
Необходимо строго придерживаться грамматических норм употребления слов (пара чулок, носков, сапог, валенок, …; килограмм яблок, груш, апельсинов, помидоров,, а также правильно ставить ударения в словах (краси’вее, звони’ть, балова’ть…).
Правило 7. Не употребляйте «мёртвые» фразы.
Пытаясь добиться от ребёнка полного ответа на вопросы, не требуйте, чтобы он дословно повторял вопрос. Например: на вопрос «Какое сейчас время года?» достаточно ответить «Сейчас наступило лето» вместо «Сейчас наступило время года лето».
Правило 8. Задавайте ребёнку правильные вопросы.
Не стоит задавать ребёнку вопросы, в которых заранее заложено отрицание с частицей НЕ, например: «Ты не знаешь, почему птицы улетают осенью на юг?». Лучше спросить: «Почему птицы улетают осенью на юг?»
Правило 9. Вопросы к ребёнку стройте в логической последовательности с постепенным усложнением.
Сначала простые вопросы (что знает, видит, слышит, затем вопросы требующие размышления и анализа, в конце вопросы творческие, требующие выхода и проблемной ситуации.
• Какие ты знаешь виды транспорта
• Зачем нужен транспорт людям? Почему так много разных видов – воздушный, наземный, водный?
• Что было бы, если бы транспорт перестал существовать? Какие виды транспорта люди придумают в будущем?
Желаю Вам успехов в воспитании и обучении Ваших малышей!