Кристина Мещерякова
Памятка для воспитателей и родителей «Виды речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
ВИДЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Основные причины патологии детской речи:
• различная внутриутробная патология;
• токсикоз при беременности,
• вирусные и эндокринные заболевания, травмы,
• несовместимость крови по резус-фактору и др;
• родовая травма и асфиксия во время родов;
• заболевания в первые годы жизни ребенка.
Нарушения речи
Дети с нарушениями речи – это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте.
Публикация «Памятка для воспитателей и родителей „Виды речевых нарушений у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Нарушения речи многообразны, они могут проявляется в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовом детском саду, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения. Из тяжелых нарушений речи чаще всего встречаются (по клинико-педагогической классификации): алалия, афазия, ринолалия, заикание и различного типа дизартрии. Обучение и воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи осуществляется по специальной системе в специальных детских садах для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Алалией принято называть полное или частичное отсутствие речи у детей при хорошем физическом слухе, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.
Заикание – это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата. Нарушение темпо-ритмической стороны речи. При заикании ребенка мы наблюдаем в его речи вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Заикание чаще всего возникает у детей в возрасте от двух до пяти лет.
Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи.
Основные проявления дизартрии:
• расстройство артикуляции звуков;
• нарушение голосообразования;
• изменение темпа и ритма речи;
• изменение интонации.
Выше перечисленные проявления дизартрии проявляются в разной степени и в различных комбинациях в зависимости от локализации поражения в центральной или периферической нервной системе, от тяжести нарушения, от времени возникновения дефекта. Работа по коррекции речи при дизартрии длительная и требует тесного сотрудничества логопеда, невролога и родителей.
Можно выделить некоторые виды дефектов речи по психолого-педагогической классификации:
• Общее недоразвитие речи (ОНР);
• Фонетические и фонематические нарушения (ФФНР);
• Фонетическое недоразвитие речи (ФНР);
• Заикание и др.
Так, возникнув в детстве, речевое нарушение без квалифицированной помощи логопеда, закрепляется и с большим трудом преодолевается в последующие годы и может сохраниться на всю жизнь.
ЗРР – задержка речевого развития – отставание речевого развития ребенка от возрастной нормы в возрасте до 4 лет.
• Задержка в развитии речи (ЗРР) отражается на формировании всей психики ребенка.
• Она затрудняет общение ребенка с окружающими, препятствует правильному формированию познавательных процессов, влияет на эмоционально-волевую сферу.
• Задержка в развитии речи у детей требует обязательной логопедической коррекции.
• Если у ребенка к 2,5 годам не появилась речь необходимо обратиться за консультацией к логопеду, невропатологу. Занятия важно начинать как можно раньше и не ждать возрастного рубежа 4-х лет.
ОНР – общее недоразвитие речи – это такое нарушение речи, которое при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики.
У всех детей с общим недоразвитием речи (ОНР) всегда отмечаются:
• нарушение звукопроизношения,
• недоразвитие фонематического слуха (фонематический слух отличается от обычного, физического, возможностью воспринимать, дифференцировать и выделять фонемы родного языка,
• выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи.
Совокупность перечисленных нарушений служит серьезным препятствием в овладении программой детского сада, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы.
Фонетическое нарушение речи (ФНР) – нарушения артикуляционной моторики или недостаточная сформированность артикуляционной моторики. Ребенок не может правильно выполнять движения органами артикуляции, особенно языком, в результате чего звук искажается. (Моторное нарушение речи).
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы языка (звукопроизношения) у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.
Причины возникновения нарушений звукопроизношения:
• неправильное воспитание речи в семье (сюсюканье);
• подражание плохо говорящим сверстникам;
• двуязычие в семье, педагогическая запущенность;
• недоразвитие фонематического слуха, снижение слуха;
• недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата (неумение владеть и чувствовать свой язык и его положение в полости рта);
• отклонения в умственном развитии ребенка.
Выделяются несколько видов нарушения звукопроизношения:
1. Сигматизм – нарушение произношения свистящих (с, с’, з, з’, ц) и шипящих (ш, ж, ч, щ) звуков.
2. Ротацизм – нарушение произношения звуков р, р’.
3. Ламбдацизм – нарушение произношения звуков л, л’.
4. Дефекты произношения небных звуков:
• каппацизм – звуков к и к’;
• гаммацизм – звуков г и г’,
• «хитизм – звуков х и х’;
• йотацизм – звука й.
5. Дефекты озвончения – недостатки произношения звонких согласных звуков, которые заменяются на парные глухие звуки: б-п, д-т, в-ф, з-с, ж-ш, г-к, и т. д.
6. Дефекты смягчения – нарушение произношения мягких звуков, которые заменяются на парные твердые звуки: д’-д, п’-п, к’-к и т. д.