Наталья Веселова
Памятка для родителей, воспитывающих гиперактивных детей
▼ Скачать + Заказать документы
Памятка для родителей, воспитывающих гиперактивных детей.
С гиперактивным ребенком необходимо общаться мягко и спокойно.
При совместной работе не должно быть приказов, восторженных интонаций, эмоционально приподнятого тона, чтоб не было присоединения к эмоциональному состоянию родителей.
Публикация «Памятка для родителей, воспитывающих гиперактивных детей» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- Консультации для родителей
- Темочки
Часто гиперактивные дети обладают неординарными способностями и их пытаются загрузить школами и кружками. Но завышенные требования ведут к переутомлению, капризам, отказу от учебы.
Необходимы четкие границы дозволенного и обязательна «обратная связь» от взрослого.
Для повышения самооценки необходимо хвалить за успехи. Но искренне, иначе они перестанут доверять, так как очень чувствительны.
Инструкции, указания должны быть немногословны, не более десяти слов.
Давать по одному заданию, обязательно контролировать выполнение задания, но не директивно, а спокойным тоном.
Запретов («не гулять одному») должно быть очень немного, они должны быть заранее оговорены с ребенком и сформулированы в четкой, непреклонной форме.
Ребенок должен знать о санкциях (наказаниях за проступок). Санкции должны следовать только после нарушения оговоренных запретов.
Старайтесь избегать слов «нет» и «нельзя», так как это вызывает у гиперактивного ребенка протестную реакцию (непослушание, словесную агрессию на вас).
Необходимо дать возможность выбора при негативном поведении. Например, если носится по дому, предложить побегать по улице, послушать сказку; если кричит – петь песню, кидает игрушки – игры с водой.
Предупреждать заранее о переключении видов деятельности (примерно за десять минут).
Поощрять за выполнение правил, но ни в коем случае не деньгами. Можно – добрым словом, публичным вынесением благодарности, сладким, игрушками.
Чтобы не допустить перевозбуждения – ограничить пребывание детей в местах большого скопления людей, стараться не приглашать в дом много гостей.
Соблюдать дома четкий режим дня.
Оградить ребенка от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизора (особенно эмоционально-возбуждающих фильмов и передач).
Что касается спортивных нагрузок, то нужно избегать групповых видов спорта, где ребенок становится неуправляемым (футбол, волейбол и т. п.). Лучше для них стендовая стрельба, фехтование, настольный теннис, управление картом, плавание, бег, неагрессивные восточные единоборства (айкидо, шейпинг, фитнесс. Важен выбор тренера, не авторитарного, подвергающего наказаниям, а помогающего и понимающего поведение ребенка, здесь необходимо разъяснение со стороны родителя.
Хорошо для ребенка обучение в музыкальной школе по классу фортепиано или виолончели.
Не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к физическому наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершенного проступка.
Чаще хвалите ребенка, дети очень нечувствительны к замечаниям, не воспринимают выговоры и наказания, но чувствительны к поощрениям.
Воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией.
Помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап.
Язык принятия и неприятия.
Язык принятия Язык непринятия
- оценка поступка, а не личности - отказ от объяснений
- похвала - негативная оценка личности
- комплимент - сравнение не в лучшую сторону
- временный язык - постоянный язык
- ласковые слова - указание на несоответствие родительским ожиданиям
- поддержка - игнорирование
- выражение заинтересованности - команда
- сравнение с самим собой - приказы
- одобрение - подчеркивание неудачи
- согласие - оскорбление
- позитивные телесные контакты - угроза
- улыбка - наказание
- контакт глаз - «жесткая мимика»
- доброжелательные интонации - угрожающие позы
- эмоциональное присоединение - негативные интонации
- поощрение
- выражение своих чувств
- отражение чувств ребенка
Элементы режима дошкольника.
7.30 – 8.30 Утренняя гимнастика, водные процедуры.
8.30 – 9.00 Подготовка к завтраку, завтрак.
9.00 – 9.30 Игры, посильный труд в быту.
9.30 – 11.30 Подготовка к прогулке, прогулка.
11.30 – 12.00 Возвращение с прогулки, игры занятия с родителями.
12.00 – 12.30 Подготовка к обеду, обед.
12.30 – 15.00 Подготовка ко сну, сон или спокойные игры, чтение, просмотр телепередачь.
15.00 – 18.00 Подъем после сна, подготовка к полднику, полдник, игры.
18.00 – 19.00 Возвращение с прогулки, игры, занятия с родителями.
19.30 – 20.30 Подготовка к ужину, ужин.
20.30 – 21.00 Спокойные игры, подготовка ко сну.
21.00 – 7.30 Сон.
Приемы активного слушания.
1. Пересказ – изложение своими словами того, что сказал собеседник, с выделением наиболее важного. («Ты говоришь…» «Как я понимаю…» «Другими словами…» «Ты считаешь…»)
2. Уточнение – конкретизация и выяснение чего–либо, но не выспрашивание. («Ты сказал, что это происходит давно. Как давно это происходит?» «Объясни, что это значит?» «Может, расскажешь про это подробнее?»)
3. Отражение чувств – проговаривание чувств, которые испытывает другой человек. («Мне кажется, ты обижен.», «Вероятно, ты чувствуешь себя расстроенным.» «Ты испугался.») Но не вопросительно!
4. Проговаривание подтекста – проговаривание того, о чем хотел бы сказать собеседник, дальнейшее развитие мыслей собеседника.
5. Резюмирование – подведение итогов. («Итак, мы договорились с тобой, что…» «Твоими основными идеями являются…»)
6. Не давать советов.
7. Не давать оценок.
4 основные причины серьезных нарушений поведения детей.
1. Борьба за внимание
Превалирующие эмоции у родителя при контакте с ребенком - Раздражение
2. Борьба за самоутверждение против родительской власти и опеки
Превалирующие эмоции у родителя при контакте с ребенком - Гнев
3. Желание отомстить
Превалирующие эмоции у родителя при контакте с ребенком - Обида
4. Потеря веры в собственный успех, глубинное переживание неблагополучия
Превалирующие эмоции у родителя при контакте с ребенком - Безнадежность, отчаяние
12 автоматических ответов родителей.
1. Приказ, команда
Убери!
Замолчи!
Быстро в кровать!
Ребенок чувствует: неуважение, бесправие, брошенность в беде.
2. Предупреждения, предостережения, угрозы.
Если ты не прекратишь, я уйду.
Смотри, как бы не стало хуже.
Еще раз повторится – выпорю.
Ребенок: загоняют в тупик, при частом повторении – привыкает.
Опасно! Быстротой перехода к сильным физическим наказаниям.
3. Мораль, нравоучения, проповеди.
Каждый человек должен трудиться.
Ты должен уважать взрослых.
Ребенок чувствует: давление внешнего авторитета, вину, скуку.
Нравственное поведение воспитывается атмосферой в доме!
4. Советы, готовые решения.
А ты возьми и скажи …
По-моему, нужно пойти и извиниться.
Я бы на твоем месте дал сдачи.
Ребенок чувствует: раздражение, нежелание рассказывать о проблемах.
Необходимо давать ребенку возможность самостоятельно принимать решения – это его путь к самостоятельности.
5. Доказательства, логические доводы, «лекции».
Сколько раз тебе говорила …
Без конца отвлекаешься, вот и делаешь ошибки.
Пора бы знать, что перед едой моют руки.
Возникает смысловой барьер, или «психологическая глухота».
6. Критика, выговоры, обвинения.
На что это похоже!
Опять все сделал не так!
Все из-за тебя!
Вечно ты!
Реакция ребенка: активная защита, ответное нападение, отрицание озлобление, уныние, подавленность, разочарование в себе.
7. Похвала.
Молодец, ну ты просто гений!
Ты у нас самая умная …
Ты такой храбрый, тебе все нипочем!
Ребенок понимает, где похвала, там и выговор. Ребенок ждет, ищет похвалы – оценки.
Похвалу нужно отличать от поощрения и одобрения. Лучше выразить ваше чувство.
8. Обзывание, высмеивание.
Плакса.
Не будь лапшой.
Какой же ты лентяй.
Ребенок обижается, защищается.
9. Догадки, интерпретации.
Я знаю, это все из-за того, что ты …
Небось, опять …
Я все равно вижу, что ты меня обманываешь …
У ребенка – защитная реакция, желание уйти от контакта.
10. Выспрашивание, расследование.
Нет, ты все-таки скажи.
Что же все-таки случилось?
Я все равно узнаю.
Ну почему ты молчишь?
Ребенок чувствует: холодное любопытство.
Меняйте вопрос на утверждение - ребенок чувствует понимание и участие.
11. Сочувствие на словах, уговоры, увещевания.
Успокойся.
Не обращай внимания.
Перемелется - мука будет.
Ребенок чувствует: пренебрежение к его заботам, отрицание, преуменьшение его переживаний.
12. Отшучивание, уход от разговора.
Отстань!
Не до тебя.
Вечно ты со своими жалобами.
Правила о правилах.
1. Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка
2. Правил не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.
3. Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.
4. Тон, в котором сообщается требование, должен быть дружественно-разъяснительным, а не повелительным.
5. Правила должны быть согласованы взрослыми между собой.