Наталия Авдеева
Памятка для родителей «Одарённый ребёнок»
▼ Скачать + Заказать документы
Современный родитель помешан на единственном чудо-чаде, он готов молиться на свое сокровище, буквально боготворить его. Любая детская неожиданность абсолютизируется им как творческое самовыражение личности. Но одаренность ли это на самом деле? И какой смысл психологи и педагоги вкладывают в данное слово? А главное — что делать с таким ребенком дома? К сожалению, в основе нашего понимания проблемы чаще всего лежит житейский опыт, а его не всегда достаточно.
Публикация «Памятка для родителей „Одарённый ребёнок“» размещена в разделах
Одаренный ребенок обычно выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для них) в том или ином виде деятельности, творчества. Нередко высокие результаты он проявляет сразу в нескольких направлениях, увлекаясь порой несоединимыми вещами: коллекционированием монет, изучением древних цивилизаций, грамматикой японского языка, лоскутной мозаикой, конструированием вечного двигателя и т. д. И самое интересное, что все происходит одновременно и независимо от пола.
На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — всегда результат сложного взаимодействия наследственности (имеются в виду природные задатки, генетика, социальной среды (окружающая обстановка как дома, так и на улице, а также собственной деятельности ребенка (игровая, учебная, трудовая). Конечно же ни в коем случае нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Одним из наиболее дискуссионных вопросов, волнующих родителей и педагогов, является вопрос о частоте проявления одаренности среди детей. Поле ответов на него располагается между двумя крайними точками зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Это способно вызывать недоумение, но на самом деле антиномия разрешима, если учитывать, что одаренность — системное, развивающееся в течение жизни качество психики (высшей нервной деятельности, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных по сравнению с другими людьми) результатов деятельности. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности.