Ирина Бабаян
Памятка для родителей «Искусство наказывать и прощать»
▼ Скачать + Заказать документы
Памятка для родителей
«Искусство наказывать и прощать».
1. Наказывать или прощать?
Нередко мы, взрослые, сами провоцируем ребенка на плохое поведение требованиями, с которыми он не может справиться. Важно понять: мы должны научиться быть последовательными и спокойными, твердыми, но доброжелательными, осознать, что ребенку нужна не только наша любовь, но и уважение. Любой ребенок, даже самый непослушный, вправе рассчитывать на ваше понимание, помощь и поддержку.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Наказание и поощрение детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
Неслучайно в Международной Конвенции ООН о правах ребенка определено, что родители обязаны :
- заниматься воспитанием своих детей;
-заботиться об их здоровье, физическом, духовном и нравственном развитии;
-обеспечивать, защищать права и интересы своих детей, не причинять вред их развитию и здоровью;
- воспитывать детей, исключая пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение».
Недопустимы, даже в критических ситуациях, грубость, унижение, злость, выражения типа «теперь не могу», «ты меня извел, надоел», «у меня нет больше сил». Повторяемые постоянно эти выражения перестают быть значимыми для ребенка, он их просто не замечает.
Не разговаривайте с ребенком раздраженно, всем своим видом показывая, что он отвлекает вас от более важных дел, чем общение с ним. Извинитесь, если не можете уделить ему сейчас время, и обязательно поговорите с ним позже. Во время разговора помните: важны тон, мимика, жесты – без демонстрации недовольства, раздражения, нетерпения. На них ребенок реагирует сильнее, чем на слова. Разговаривая, задавайте вопросы, требующие простого ответа. Поощряйте ребенка в ходе разговора, покажите, что вам интересно и важно то, о чем он говорит.
Не оставляйте без внимания любую детскую просьбу. Если ее нельзя выполнить по какой-то причине, не отмалчивайтесь, не ограничивайтесь коротким «нет», а объясните причину отказа.
Никогда не наказывайте, если проступок совершен впервые, случайно или из-за ошибки взрослых.
Не отождествляйте поступок и ребенка. Тактика «Ты плохо себя ведешь – ты плохой» порочна, она закрывает выход из ситуации, снижает самооценку, порождает страх.
Обязательно объясните, в чем заключается проступок и почему так вести себя нельзя. Однако если сам взрослый чуть что срывается на крик, более того готов шлепнуть, вряд ли ребенок поймет, что кричать и драться нехорошо.
Не стоит злословить по поводу проступка, напоминать о нем, стыдить ребенка перед другими взрослыми и сверстниками. Это унижает, рождает обиду и боль. Ребенок может не осознавая, ответить тем же.
Не ставьте в пример непослушному ребенку хороших братьев и сестер, сверстников по группе, укоряя его тем, что есть нормальные дети.
2. Что эффективнее – похвала или наказание?
Практика показывает: взрослые очень скупы на одобрение, похвалу. На вопрос, часто ли тебя хвалят, дети обычно отвечают долгим молчанием. Обращать внимание только на проблемы очень легко. А вот увидеть наметившееся улучшение непросто. Но без поддержки взрослого ребенок его тоже не заметит.
Одобрение и похвала стимулируют ребенка, повышают мотивацию на успех. Замечания, угрозы, наказания иногда бывают эффективны, но срок действия этих мер кратковремен. У большинства детей они вызывают обиду, тревогу, усиливают боязнь неудачи. А тревога и боязнь провоцируют новые проступки, хотя страх наказания нередко создает иллюзию позитивного изменения ситуации. Уступчивость и послушание зачастую достигаются за счет накапливаемого ожесточения, отрицательных эмоций, нарушения взаимоотношений.
Страх – достаточный мотив для достижения какого – то результата, но чувство обиды обычно дает обратный эффект.
3. Памятка «Искусство наказывать и прощать».
1. Чаще хвалите ребенка, чем осуждайте.
2. Подбадривайте, а не подмечайте неудачи.
3. Вселяйте надежду, а не подчеркивайте, что изменить ситуации невозможно.
4. Чтобы ребенок поверил в свой успех, в это, прежде всего, должны поверить взрослые. Наказывать легче, воспитывать труднее.
5. Ограничьте круг запретов, и не создавайте сами опасных ситуаций.
6. Будьте последовательны. Если вы что-то разрешили ребенку вчера, разрешите и сегодня.
7. Запреты всех взрослых в семье должны быть одинаковыми.
8. Воинственность ребенка можно погасить своим спокойствием.
9. Не ущемляйте достоинство и самолюбие ребенка.
10. Попытайтесь понять ребенка и оценить с его позиции плохой проступок.
11. Если есть сомнение, наказывать или нет, — не наказывайте!
12. Помните, что детское непослушание всегда имеет психологические мотивы:
— Нарочитое непослушание означает, что ребенок хочет быть в центре внимания;
— Проказы свидетельствуют о том, что ребенок жаждет эмоциональных впечатлений;
— Упрямство – свидетельство желания быть независимым;
— Агрессия – ребенок ищет способ самозащиты;
— Суета, беготня – ребенок дает выход энергии.
4. СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ :
— Всегда демонстрируйте ребенку спокойствие, пример добрых отношений.
— Не вводите в жизнь ребенка ничего внушающего страх: ни рассказов, ни намеков на страх наказания. Всем доверие, снисхождение.
— Оберегайте ребенка от грубых слов, поощряйте в словах ласковых и нежных.
— Любите ребенка любым: красивым, некрасивым, удачливым и не очень, здоровым и больным.
— Не унижайте ребенка, не делайте за ребенка: помогите ему сделать самому.