Софья Алексеевна Фомина
Памятка для родителей и педагогов «Профилактика подросткового суицида»
Памятка для родителей и педагогов "Профилактика подросткового суицида"
Факторы, повышающие риск подросткового суицида
Особенности личности самого подростка и его поведения
• нестабильность настроения
• агрессивное и асоциальное поведение
• склонность к демонстративному поведению
• чрезмерная импульсивность раздражительность
• недостаточная способность преодоления проблем и трудностей (в школе, среди сверстников и т. д.)
• не способность адекватной оценки действительности
• тенденция «жить в мире иллюзий и фантазий»
Публикация «Памятка для родителей и педагогов „Профилактика подросткового суицида“» размещена в разделах
• идеи переоценки собственной личности, сменяющиеся переживанием никчемности
• легко возникающее чувство разочарования
• тревога и подавленность
• чувство неполноценности и неуверенности, которое может скрываться за проявлениями надменности, доминирования, отвержения или провоцирующего поведения в отношении школьных друзей или взрослых, включая родителей
• сложные, неоднозначные отношения с родителями, другими взрослыми и сверстниками.
Психотравмирующие события, произошедшие в жизни ребенка
• ситуации, переживаемые как обидные, оскорбительные, несправедливые.
• неприятности в семье; смерть любимого или другого значимого человека; разрыв отношений с любимым человеком; разлука с друзьями, любимой девушкой/парнем, одноклассниками и др.
• межличностные конфликты или потери; запугивание, издевательства со стороны сверстников; длительное пребывание в роли «козла отпущения» или жертвы; давление, оказываемое группой сверстников, прежде всего связанное с подражанием саморазрушительному поведению других
• наличие суицидальной попытки у подростка или у кого-либо из значимого для него окружения
• проблемы с дисциплиной и законом
• разочарование успехами в школе, серьезные трудности в учебе; высокие требования в школе к итоговым результатам обучения (экзамены)
• тяжелое финансовое положение семьи
Что делать? Как помочь?
Во-первых, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости», лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными, бодрыми, добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить только подростка сегодняшнего с подростком вчерашним и настроить на позитивный образ подростка завтрашнего.
Во-вторых, заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь (записаться в тренажерный зал, съездить в выходные на увлекательную экскурсию, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр, выставки, сделать в доме генеральную уборку, можно завести домашнее животное.)
В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Депрессия – психофизиологическое состояние. Необходимо поддерживать физическое состояние подростка в этот период.
В-четвертых, не бойтесь обращаться за консультацией к специалисту – психологу, психотерапевту.
Невербальные сигналы тревоги, на которые следует обратить внимание!
• Резкая смена поведения. Значительное повышение раздражительности, несдержанности, агрессивности, неуважение к границам, бессонница или проблемы со сном.
• Внезапное затишье, период спокойствия после периода сильного возбуждения. Это кажущееся спокойствие часто бывает связано с уже принятым решением о прекращении жизни.
• Потеря интереса к школьным занятиям, которые раньше нравились, отказ от включения в какие-либо виды деятельности и группы.
• Пассивное поведение в классе, апатия, грусть. Отчуждение, что можно заметить на переменах, замкнутость.
• Снижение успеваемости, снижение мотивации, необоснованные пропуски занятий, неадекватное поведение на уроке, которое не свойственно этому ребенку.
• Раздаривание любимых и ценных личных вещей. Доделывание «висящих» дел, решение вопросов, которые тянутся годами.
• Неожиданные прощания (например: «я всегда тебя любил».
Большинство людей, покушающихся на свою жизнь, - психически здоровые люди, личности, творчески одаренные, просто оказавшиеся в сложной ситуации. Спасти ребенка от одиночества можно только любовью!
Чего НЕ делать?
• Не осуждать ребенка ни вербально, ни не вербально.
• Не упрекать ребенка в способе мыслей или поведения.
• Не критиковать, не спорить, не насмехаться над ним, не провоцировать, не бросать вызов. Относиться к угрозам серьезно.
• Не преуменьшать, не обесценивать проблемную ситуацию, которую он проживает.
• Не впадать в панику, не показывать страх. Если мы не знаем, как действовать, мы точно можем по крайней мере спокойно выслушать и как можно скорее найти специализированную помощь и поддержку.
• Стараться не использовать аргументы вроде «ты сделаешь очень больно своему брату, родителям», если мы не знаем точно, каковы сейчас отношения с этим людьми, поскольку бывает так, что именно этого подросток хочет добиться. Нужно подчеркивать в позитивном ключе важность его для нас и других людей, особенно если мы владеем информацией о том, кто именно ему дорог.
Помните! Не всегда проблему можно решить самостоятельно, в некоторых случаях вы можете обратиться за помощью к специалист
ам. [/b]
8-800-2000-122 ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ