Олеся Ананьева
Памятка для родителей детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
1. Проявляйте инициативу, обращайтесь за помощью к специалистам
дошкольного учреждения, получите индивидуальные, семейные консультации,
участвуйте в тренингах для родителей и детей. Старайтесь прислушиваться и
следовать рекомендациям специалистов, занимающихся с вашим реб нком.
Помните, что все ваши страхи и «т мные» мысли реб нок чувствует на
интуитивном уровне. Ради успешного будущего вашего реб нка постарайтесь
найти в себе силы с надеждой и оптимизмом смотреть в будущее, живя в
настоящем.
Если нужно, обращайтесь за помощью к таким же родителям, помогайте друг
Публикация «Памятка для родителей детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
другу, делитесь переживаниями, поддерживайте друг друга. Преодолеть сложный
период может помочь педагог- психолог, педагоги или те родители, у которых
реб нок с похожими трудностями, и они успешно преодолели нел гкий период.
Общайтесь с другими родителями, делитесь опытом, вашими успехами в
обучении, воспитании, общении, перенимайте чужой опыт. Это поможет вам и
детям найти друзей, спутников жизни. Тренируйте эффективные способы
поведения.
2. Читайте как можно больше. Изучайте доступную информацию, чтобы быть «в
теме», знать особенности развития вашего ребенка и пути помощи, приемы, игры,
возможности. Постоянно возвращайтесь к уже прочитанному, стимулируйте себя,
ведь информация забывается, мы уста м, мы привыкаем к текущему положению
вещей, попросту – расслабляемся, переста м поддерживать связь со
специалистами, ежедневно играть и заниматься с реб нком. А ведь чтобы
поддержать реб нка и помочь его развитию, занятия ежедневные и регулярные -
условие необходимое.
3. Соблюдайте все рекомендации учителя – логопеда. Нарушения речевого
развития – препятствие для развития в целом, поэтому необходимо ежедневно
тренировать реб нка в выполнении артикуляционной гимнастики и других
заданий учителя-логопеда.
4. Общайтесь с реб нком. Самооценка реб нка во многом зависит от оценки
окружающих его людей. Важно, чтобы реб нок верил в свои силы, испытывал
состояние комфорта, защищ нности, позитивного мировосприятия и интереса.
Для этого очень большое значение имеет общение. Интересуйтесь событиями
жизни реб нка, его мнением. Например, задайте своему реб нку вопросы о том,
что он нового узнал сегодня в саду.
Есть вопрос – есть работа мысли. Есть мысль – активизируется память.
Помните, чтобы реб нок знал, как себя вести и что сказать в разных ситуациях,
его надо этому научить. Просто наблюдая за вами, «со временем», он этому не
научится. Учите, что надо сказать, когда сказать, как подойти, что ответить в том
или ином случае. Отрабатывайте разные ситуации общения сначала в игре
(приход в гости, поздравление с днем рождения, звонок по телефону маме на
работу, разговор с чужим человеком на улице и т. п., а потом и в реальной
ситуации. На первых порах всегда будьте рядом, подсказывайте, поддерживайте
реб нка. Учите просить о помощи, помогать другим. Создавайте условия для
общения ребенка со сверстниками, друзьями, т. к. никакие средства массовой
информации не заменят живого общения. Чем раньше реб нок начнет общаться с
другими детьми, тем больше шансов, что он сможет легче адаптироваться в
будущем. Старайтесь сохранять спокойствие, доброжелательность, дружелюбие в
общении с детьми, между собой и с другими людьми. Реб нку с первых месяцев
жизни важно ощущать стабильность и спокойствие своего окружения.
5. Что делать НЕ НАДО. Не смотрите на реб нка как на маленького,
беспомощного. Не рекомендуется постоянно его опекать. Не подчиняйте всю
жизнь в семье реб нку, не делайте за него вс, включая и то, что без особого труда
смог бы сделать он сам. Такая гиперопека детям очень вредна. Именно в простых
видах деятельностях, элементарных навыках самообслуживания и самоконтроля
развиваются такие важные качества, как уверенность в себе, чувство
ответственности, самостоятельность. Конечно, контроль необходим, но его
необходимо организовывать не "над", а "рядом". Реб нок в 4-5 лет может и
должен самостоятельно одеваться и раздеваться, складывать свою одежду в шкаф,
убирать игрушки, помогать накрывать на стол и убирать со стола, может вытереть
пыль и протереть полы. Реб нок – ваш главный помощник. Приучайте его
выполнять домашние обязанности и поручения, ухаживать за собой, следить за
чистотой, развивайте умения и навыки по самообслуживанию и т. д., поскольку
это стимулирует развитие и приспособительную активность, делает реб нка
самостоятельным и менее зависимым. Предоставляйте реб нку разумную
самостоятельность в действиях и принятии доступных ему решений.
Хвалите детей, когда у них получается что-то сделать или чего-то достичь. Не
жалейте реб нка из-за того, что он не такой, как все. Дарите реб нку свою любовь
и внимание, и помните, что есть и другие члены семьи, которым вы тоже нужны.
Помогайте реб нку в сложных ситуациях. Научитесь обоснованно, спокойно и
терпеливо отказывать в случае необходимости, это позволит реб нку
ориентироваться в социальных условиях среды, проще говоря – понять, что
хорошо, а что плохо, какое поведение правильное, а какое неправильное, когда и
почему. Излагайте свои мысли четко, конкретно, последовательно, коротко – для
детей с ЗПР это важное условие.
Интересуйтесь мнением реб нка, внимательно выслушайте его, прежде чем
критиковать. Дайте ему возможность высказаться и тактично поправьте, если он в
чем-то ошибается. Будьте готовы принять точку зрения реб нка и согласиться с
ним. Это не нанесет ущерба вашему авторитету, зато укрепит в реб нке чувство
самоуважения.
6. Помните о домашних занятиях. При задержке психического развития у реб нка
ослаблена память, не сформировано произвольное внимание, замедлено развитие
мыслительных процессов, поэтому материал, изученный в детском саду,
необходимо повторять и закреплять дома, тренировать и отрабатывать
использование знаний и умений в разных условиях. Для этого специалисты дают
вам домашние задания на повторение изученной темы.
Первоначально задания выполняются реб нком с активной помощью родителя,
постепенно приучая ребенка к самостоятельности. Необходимо приучать реб нка
к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как
нужно выполнять задание. Помощь должна носить своевременный и разумный
характер.
Важно определить, кто именно из взрослых будет заниматься с реб нком по
заданию учителя-дефектолога. Время занятий (15 – 20 мин.) должно быть
закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует реб нка без
лишних слов, помогает усвоению учебного материала. Занятия должны носить
занимательный характер обязательно! Мы не учимся, мы – играем.
При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь,
что вам все понятно. В затруднительных случаях консультируйтесь у педагога.
Подберите необходимый наглядный дидактический материал, пособия, которые
рекомендует учитель – дефектолог. И главное - занятия должны быть
регулярными. Вспоминать узнанное, закреплять знания вполне возможно во
время прогулок, поездок, по дороге в детский сад. Но некоторые виды занятий
требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия
отвлекающих факторов. Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать
утомления и пресыщения. Игры и занятия должны быть разнообразными,
чередуйте занятия по развитию речи с заданиями по развитию внимания, памяти,
мышления. Чтобы реб нку было легче удерживать внимание, не забывайте про
«переменки» - через 8-10 минут после начала занятий поиграйте в подвижную
игру, сделайте несколько физических упражнений.
Выделите дома специальное отдельное место для игр, занятий и отдыха.
Позвольте реб нку самостоятельно следить за порядком и чистотой этих мест.
Будьте терпеливы с реб нком, доброжелательны, но достаточно требовательны.
Отмечайте малейшие успехи, учите реб нка преодолевать трудности.
Обязательно посещайте консультации педагога и открытые занятия педагогов.
7. Развивайте у детей специальные умения и навыки. Помогайте найти скрытые
таланты и возможности реб нка. Стимулируйте его приспособительную
активность; помогайте в поиске скрытых возможностей. Научите детей техникам
концентрации внимания, переключения внимания, расслабления, регуляции
эмоционального состояния, отдыха.
8. Помните о своих интересах и желаниях. Живите полноценной жизнью,
получайте удовольствие от любимых занятий, хобби, участвуйте в интересных
событиях, читайте интересную литературу (специальную и художественную).
Если вы будете удовлетворены жизнью, вы несравнимо больше сможете дать и
вашим детям.
9. Отслеживайте, как идет развитие реб нка. Вспомните школьные годы и
заведите дневник наблюдений. Записывайте, что нового в поведении,
эмоциональном развитии, чему ребенок научился, что узнал. Такой дневник – ваш
стимул и поддержка, перечитывая записи, вы увидите, как идет развитие, сможете
понять, что необходимо делать, чему научить, что повторить, а что
скорректировать. Подобные записи ведут все специалисты. Станьте специалистом
по своему реб нку. Это придаст вам уверенности и спокойствия, организует вашу
жизнь.
10. Заботьтесь о здоровье и прививайте этот навык детям. Занимайтесь спортом
(плавайте, катайтесь на велосипеде, лыжах и т. д., гуляйте, ведите активный образ
жизни, следите за питанием. Научите детей заботиться о других – это
стимулирует развитие. Заботьтесь о себе. Следите за своей внешностью,
поведением, эмоциональным самочувствием. Ваше самочувствие, здоровье и
настроение – основа качества жизни вашей семьи. Ваша бодрость и вера в лучшее
лучше всего поможет ребенку справляться с трудностями, даст ему внутреннюю
опору на всю жизнь.
Поддерживайте дружеские отношения с близкими, родственниками, друзьями и
знакомыми.
Доброжелательно, спокойно, терпеливо и уверенно реагируйте на интерес
посторонних к вашему реб нку в присутствии незнакомых людей и вашего
реб нка. Это позволит детям сформировать такой же стиль поведения и
отношений.
Помните, что реб нок повзрослеет и ему прид тся жить самостоятельно. Готовьте
его к будущей жизни, говорите о ней.
11. Своевременно консультируйтесь и проводите лечение ребенка у врачей, к
которым направляют специалисты. Задержка психического развития не болезнь, а
индивидуальный вариант психического развития. Но, как утверждают
специалисты, в основе развития психики таких детей лежит та или иная
несостоятельность структурно-функциональных мозговых систем, приобретенная
в результате негрубого повреждения мозга. Поэтому сопровождение врачом–
неврологом необходимо: он может выявить признаки органической
поврежденности мозга и медикаментозно воздействовать на него, может при
помощи лекарств скоординировать излишнюю заторможенность или
возбудимость реб нка, нормализовать сон, активизировать работу клеток
головного мозга