Ольга Смирнова
Мастер-класс для родителей «Пальцы помогают говорить»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование у родителей практических навыков развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Формирование у родителей практических навыков развития мелкой моторики
Обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста
Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми
Оборудование:
Поднос с манкой,
Круглая щетка для волос
Решетка для раковины
Кастрюля с горохом
Бельевые прищепки, круг из желтого картона
Мешочек с игрушками-животными
Публикация «Мастер-класс для родителей „Пальцы помогают говорить“» размещена в разделах
Елочки из бархатной бумаги и вата
Картинки деревьев, пластилин
Раскраски, карандаши, цветная бумага, ножницы, клей.
Ход мероприятия:
Уважаемые родители!
Сегодня мы поговорим о том, как пальцы помогают развивать речь.
Со становлением речи тесно связано развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает собеседнику жестами и, наоборот, себе, непроизвольно высовывая язык?
Движением пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика была роль руки. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно такой же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, все последующие совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.
Физиологи специальными экспериментами подтвердили роль пальцев ребенка как речедвигательного органа и объяснили причину этого явления. Дело в том, что кора головного мозга состоит из нескольких частей, каждая из которых за что-то отвечает. Есть в коре головного мозга такая часть, которая определяет двигательные характеристики. Третья доля этой части коры головного мозга занимает двигательные способноси кистей рук и расположена совсем рядом с речевой зоной мозга. Именно поэтому можно говорить о том, что если у ребенка плохо развиты пальчики, то от этого у него будет страдать речь и наоборот. В связи с этим ряд ученых называют кисти рук «органами речи», как и артикуляционный аппарат. Поэтому, чтобы у ребенка была хорошо развита речь, следует тренировать не только органы речи, но и мелкую моторику.
Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку,
Карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с паззлами, счетными палочками, мозайкой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образам, возможности освоения мира детьми оказывается обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития сложнокоординированных движений рук у детей, имеющих речевые нарушения, недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько научиться, ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики, речи. Развиваются также память, внимание, слух, зрение.
Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте: именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу.
Начать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. С первых недель жизни лучшей тренировкой мелкой моторики для малыша будет массаж кистей, который можно выполнять с песенками, прибаутками, при этом взрослый стимулирует его речевую активность. Используют такие приемы: поглаживание, легкое растирание, вибрация. В младшем дошкольном возрасте необходимо обращать внимание на овладение ребенком простыми, но в то же время жизненно важными умениями – держать чашку, ложку, карандаши, умываться. Если в 4 года он не умеет доносить в пригоршне воду до лица, значит, у него отстает, в развитии мелкая мускулатура. Помимо массажа также можно использовать пальчиковые игры или пальчиковую гимнастику. Крайне важно, чтобы гимнастика проходила в игровой атмосфере радостного общения, ведь если малыш будет воспринимать гимнастику как рутинные обязательные занятия. он очень быстро потеряет интерес к ней и пробудить его вновь будет сложно. Оптимально использование в ходе игры стихов, потешек, прибауток – любого фольклорного материала. (например, всем известную «Сороку»).
Все пальчиковые игры надо начать с небольшой разминки сгибания и разгибания пальчиков, сопровождая упражнение присказкой.
Пальчик – мальчик, где ты был?
- С этим братцем в лес ходил
- С этим братцем щи варил,
- С этим братцем кашу ел,
- С этим братцем песни пел.
Перед игрой с ребенком необходимо обсудить ее ход, показать ключевые комбинации пальцев и кистей рук, основные движения.
Сначала движение пальцев выполняется в медленном темпе, чтобы ребенок мог их запомнить и повторить, а затем скорость и количество повторений постепенно увеличивается. Выполняя пальчиковые игры необходимо вместе с ребенком, показывать свою заинтересованность процессом. Это создает эмоциональный настрой, радостное общение со взрослыми, когда они, как маленькие, вместе с малышом азартно участвуют в игре.
Не забывайте, что как правило, ребенок воспринимает ваши действия зеркально, поэтому, произнося команду «влево», вам придется повернуть руку вправо, и наоборот.
Первое время, не ставьте перед ребенком одновременно несколько задач, к примеру, показывать движение и произносить текст стихотворения, так как объем внимания у детей ограничен, и сложная задача может сазу отбить интерес к игре.
В процессе игры стимулируйте проговаривание детьми стихов, помните, что наиболее внимание ребенка привлекает рифмованная речь, еще лучше, ели игра сопровождается пением. Тексты стихов можно пропевать на любые подходящие мелодии.
Если поначалу ребенок выполняет что-то неправильно, не делайте резких замечаний, поощряйте успехи.
Обычно одна игра, упражнение с пальчиками длятся не более 2 - 5 минут.
Освоив с ребенком 2-3 упражнения, постепенно усложняйте их различными вариациями, изменяйте правила.
Если ребенок отказывается, выполнять задание не принуждайте его. Попробуйте разобраться в причинах отказа или выберите другую пальчиковую игру.
Хорошо, если ребенок попробует придумать новые игры, образы и движения.
Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру.
Пальчиковая гимнастика «Капуста», «Пальчиковая азбука»
И сейчас мы тоже попробуем с вами немного поиграть. И выучим пальчиковую гимнастику «Капуста», эта гимнастика подойдет для детей любого возраста. А вот с детьми старшего дошкольного возраста можно выучит пальчиковую «азбуку» и говорить пальцами. Давайте попробуем отгадать, что я сказала? «зима», «снег», «спасибо».
Игра «Рисуем на песке»
Возьмите яркий поднос. Тонким слоем рассыпьте по подносу мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе – получается яркая линия. Затем попробуйте нарисовать какие - нибудь предметы (забор, дождик, волны, облака, буквы и т. д) (проводится с родителями)
Игра «Пуговицы»
Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать тоже самостоятельно. (неваляшка, бабочка, снеговик, дом, бусы т. д.)
Игра – массаж «иголки»
Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:
У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней. Чем ельник,
Вас уколет можжевельник.
Игра «Мы ходили в зоопарк»
Возьмите решетку для раковины. Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеточкам, стараясь делать шаги на каждый слог. Ходить можно то одной рукой, то другой, а можно и двумя одновременно, говоря :
В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили
И смотрели всех подряд:
Медвежат, волчат, бобрят. (игра проигрывается с родителями)
Игра «Месим тесто»
Насыпаем в кастрюлю килограмм гороха или фасоли, ребенок запускает туда руки и изображает, как месит тесто, приговаривая:
Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут, будут из печи
Булочки и калачи. (игра проигрывается с родителями)
Игра «Золушка»
Перебрать горох и фасоль по разным кружкам.
Насыпать горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод, а пот берет следующую горошину, потом еще одну и еще – так набирает целую горсть.
Игры с прищепками
Бельевая прищепка, также хорошо используется в пальчиковых играх. Игра «собери солнышко» - ребенок прищепляет прищепки к кругу, из желтого картона, делая лучики солнца. Так же эту пальчиковую игру можно использовать и в дидактических играх по развитию лексико- грамматического строя. («назови ласково», «назови овощи» и т. д.) (игра проигрывается с родителями)
Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько прищепок, на каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:
Прищеплю прищепу ловко
Я на мамину веревку.
Игра «12 месяцев»
Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку.
Игра «Угадай что в мешке?»
- ребенок наощупь отгадывает предмет, спрятанный в мешке. (игра проигрывается с родителями)
Развивая творческие способности у детей, мы тоже развиваем мелкую моторику. Скоро новый год и все готовят подарки. Вот и с детьми можно приготовить подарки любимой бабушке «елочка в снегу», «Любимое время года» (игра проигрывается с родителями).
Вот такие игры вы легко можете организовать дома. Не забывайте хвалить своего ребенка.
Чтобы кисти рук ребенка приобрели хорошую подвижность, гибкость, помимо пальчиковых игр, полезно:
- запускать пальцами волчки
Катать по очереди каждым пальцем камешки, бусины, шарики
Разминать пальцами пластилин, глину
Лепить из пластилина, глины
Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе
Нанизывать на нитку бусины
Пришивать крупные пуговицы
Наматывать тонкую цветную нитку на катушку
Завязывать узлы на толстом шнурке
Мять руками поролоновые шарики, губки
Вырезать ножницами фигуры из бумаги.
Разукрашивать, обводить по контуру, заштриховывать картинки
В помощь родителям создано и опубликовано огромное количество литературы по развитию мелкой моторики, тетрадей прописей для разного возраста, раскраски на любой вкус.
Именно от взрослого зависит, насколько ребенку понравится гимнастика и пальчиковые игры. Постепенно, но игры перерастают в жизненно необходимые навыки, укрепляют пальчики рук малыша, делают их послушными, умными и вместе с тем доставляют, огромную пользу его речевому развитию, но самое главное - способствуют дальнейшему развитию дружественных отношений с ребенком.
Литература:
Бардышева Т. Ю. Здравствуй, палчик. Пальчиковые игры. – М. :»Карапуз», 2007
Боьшакова С. Е Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера. 2006
Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и реч. -СПб: Дельта, 2001
Г. Г Галкина, Т. И. Дубинина Палцы помогают говорить. Корекционные зантияпо развитю мелкой моторики у детей. - М. : Издателство «ГНОМ и Д», 2011
Крупченко О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007
«Логопед». Научно-методический журнал. ТЦ Сфера. 2013, № 7
Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопеда и родителей. – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996
О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. Пальчиковая гимнастика. – М. : АСТ: Астрель, 2006школная педагогика»
Петербургский научно-практический журнал «Дошкольная педагогика». – Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС». № 9 ноябрь2012
Рыжанкова Е. Н. Занимательные игры и упражнения с пальчиковой азбукой. – М, : ТЦ Сфера, 2010