Ольга Жарова
Пальчиковый, варежковый театры в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализованная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, ребенок играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение.
Публикация «Пальчиковый, варежковый театры в детском саду» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пальчиковый театр
- Перчаточный театр. Куклы из перчаток и варежек
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Речевое развитие ребенка – одна из приоритетных задач всего дошкольного детства. В дошкольном детстве процесс развития речи предполагает не только освоение содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка.
Во время театрализованной деятельности дети ведут себя смело, активно, не закомплексовано. Такое творческое состояние можно ненавязчиво использовать как мощное средство для развития речи и коммуникативных навыков. Сказочные персонажи взаимодействуют, общаются, спорят, не соглашаются или уступают, грустят или веселятся, и через перевоплощение в образ героя сказки ребенок получает и запоминает все эти приемы взаимодействия с окружением, присваивая себе все характерные черты полюбившегося персонажа.
С первых лет жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится с волшебным миром сказок. С помощью сказок у детей появляется представление об окружающем мире, о животных и птицах, о связи человека с природой, о добре и зле (главную роль выполняет мама, а в саду продолжает эту работу воспитатель).
А пальчиковый театр – это еще уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя.
Пальчиковый театр — это набор фигурок-персонажей, которые надеваются на отдельный пальчик. Это могут быть просто отдельные куколки, животные, какие-то предметы для инсценировки сказки или всем известные персонажи наших любимых русских народных сказок. Ребенок может одеть любого персонажа себе на пальчик, и поиграть.
Пальчиковый театр — это прежде всего вязанные фигурки, которые надеваются на пальцы рук; теннисные шарики, на которых рисуются лица персонажей; пальчиковые куклы, сделанные из различных видов тканей. Персонажи создаются из бумаги, маленьких коробочек, в которых делаются отверстия для пальцев. Это миниатюрные фигурки из конусов и цилиндров, надевающиеся на пальцы. На нашей выставке представлены разные виды театра. В нашей группе пользуется большой любовью детей вязанный пальчиковый театр. Нами создан театр по сказкам «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Теремок». Мы систематически пополняем детский театр новыми персонажами.
Хорошо, когда действие с куколками сопровождается речью, вокализацией, эмоциональными реакциями ребенка. Для плохо говорящих детей можно подбирать игры с куколками на звукоподражание, четкое произнесение гласных звуков, например, Маша потерялась, кричит, как кричит Маша: «Ау, ау, ау», дедушка вытянул репку и удивился: «У-у-у», как удивился дед «У-у-у», «У-у-у». Вот собачка Жучка, хвостик закорючка, как лает собачка «Ав, ав, ав» и т. д. Важно стимулировать желание ребенка включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Потом уже сами в свободное время от деятельности дети играют, без помощи воспитателя.
В процессе таких игр у детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Благодаря пальчиковой игре раскрепощается внутренний мир ребенка, пропадает комплекс "я не умею". Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.
Работа с варежковым театром раскрепощает детей, здесь, каждый ребенок может проявить свои чувства, эмоции, желания и взгляды не только в обычном разговоре, но и публично, учась не стесняться присутствия посторонних слушателей.
Образ – варежка очень пригодится в работе любого педагога: воспитателя, логопеда, инструктора по физической культуре, руководителя изостудии, музыкального руководителя.
Особое место занимает работа с родителями, которые с удовольствием участвуют в выступлениях со своими детьми на праздниках и развлечениях, что способствует самореализации ребенка и родителя, так как взрослые и дети, выступают здесь как равноправные партнеры
Очень хороши варежки - образы в адаптационный период, когда идет прием малышей в детский сад. Варежка отвлекает и радует детей, в нее хочется играть и подражать взрослому.
Варежковый театр используется при обучении детей выразительному чтению стихов монологов и диалогов, для отгадывания загадок и самостоятельному их сочинению.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- совершенствование артистических навыков детей;
- раскрепощение ребенка;
- работа над речью (дикция, интонация, выразительность);
- закреплять правильное произношение всех звуков родного языка;
- совершенствовать память, внимание, мышление, воображение, восприятие детей;
- развивать способность анализировать положительные и отрицательные поступки героев;
- формировать опыт социальных навыков через театрализованную деятельность;
- воспитывать культуру общения и речевой этикет.
Такой атрибут, как образ-варежка, очень помогает в индивидуальной работе с детьми, особенно в развитии речи и коммуникативных навыков. Когда ребенок надевает на руку варежку, он радуется, улыбается. Он уже расположен, общаться с педагогом, у которого на руке такая же варежка. Очень кстати оказывается варежковый театр, если музыкального руководителя нет.
Для достижения эффективной работы по развитию коммуникативных навыков у детей через театрализованную игру необходимо, чтобы родители стали единомышленниками и друзьями. Они могут оказывать помощь в изготовлении костюмов, разучивании ролей к спектаклям, в создании атрибутов и развивающей среды в группе.
Систематически включая театрализованные игры в образовательный процесс, дети стали говорить лучше, общаться со взрослыми, обращаться за помощью, активнее вступать в речевое взаимодействие со сверстниками, научились более связно и логично выражать свои мысли.
Театрализованная деятельность является важным средством в развитии коммуникативной компетентности. Следовательно, работа по внедрению в образовательный процесс средств театрализованной деятельности, с целью развития коммуникативных навыков у детей была эффективна и дала положительный результат.
Анализируя свою работу, дальнейшую перспективу в целях формирования творческой деятельности детей средствами театрализации становится возможным при выполнении следующих условий:
Насыщение интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием.
Постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности.
Наличие интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми.
Совместное участие в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).