Анна Плясунова
Пальчиковые нейроигры как способ развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Движение тела – движение мысли».
Многие современные дети с самого раннего возраста отличаются недостаточностью двигательных координаций. Обращает на себя внимание их неловкость, неуклюжесть; постоянные спотыкания и «травмы» на ровном месте. Такие дети не замечают и задевают углы и предметы, долго не могут овладеть элементарными навыками (держать игрушку, ложку, карандаш, манипулировать со шнурками и пуговицами). Долго остаются недоступными рисование, использование ножниц. Часто родители и педагоги замечают, что при любом занятии ребенок напрягается всем телом и совершает много ненужных движений.
Публикация «Пальчиковые нейроигры как способ развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Нейропсихологические игры и занятия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
В настоящее время появляется много современных методик в системе образования. Одним из актуальных направлений внедрения инновационных технологий в образовательный процесс является использование нейропсихологических технологий. Нейроигры – относятся к здоровьесберегающей и игровой технологии, которая позволяет расширить возможные границы головного мозга. Нейропсихологические игры и упражнения может проводить с детьми не только педагог-психолог, воспитатель, а так же родители соблюдая несколько требований: точное выполнение движений и приёмов детьми вместе со взрослым, систематичность выполнения, постепенное усложнение.
Задачи использования нейроигр в работе с детьми:
- развитие межполушарной специализации;
- синхронизация работы полушарий;
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие памяти, внимания, воображения, мышления;
- развитие речи;
- формирование произвольности;
- снятие эмоциональной напряженности.
Хотелось бы поделиться некоторыми нейроиграми, направленными на развитие мелкой моторики у младших дошкольников.
«Сороконожки»
Инструкция: и. п. – сидя на полу, ребенок готовит руки — ставит кисти с растопыренными пальцами на область груди и со словами, произносимыми хором и ведущими, и детьми «две сороконожки бежали по дорожке», пробегает — перебирает пальцами до кончиков ног: «вместе прибежали и» называет свое имя «(Ванечку, Сашеньку) обняли» и изо всех сил обнимает себя. С совсем маленькими детьми или с детьми с выраженным отставанием в развитии это упражнение сначала может выполнять ведущий.
«Червячок в яблочке»
Цель: развитие межполушарного взаимодействия. Инструкция: Дети показывают два кулачка (яблочки, на правом кулачке выставляют большой палец вверх (это червячок, затем по хлопку меняют, теперь на левом кулачке большой палец выставляют вверх, а на правом убирают. Нельзя. Чтобы два червячка встретились. Можно сопровождать стихотвореньем: Червяк дорогу сверху вниз в огромном яблоке прогрыз.
«Кошка».
Инструкция: Подушечки пальцев левой руки прижаты к верхней части ладони. Пальцы правой руки выпрямлены, расставлены в стороны и напряжены. Следует по очереди изменять положения рук – выпускать и прятать «коготки» при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков. Мягко кошка посмотри, выпускает коготки.
«Ладушки-оладушки»
Инструкция: правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: Мы играли в ладушки – жарили оладушки, Так пожарим, повернем и опять играть начнем.
«Лягушка»
Инструкция: смена двух положений руки кулак-ладонь, со словами: Лягушка хочет в пруд, лягушке страшно тут!
"Ручки-ножки"
Хлоп-хлоп, где наши ручки? Топ-топ, где наши ножки?
Хлоп-хлоп, вот наши ручки!
Топ-топ, вот наши ножки!
Дети встают в круг, выполняют движения, в конце упражнения уронить ручки вниз и похлопать по коленочкам.
Если пальчики грустят.
Если пальчики грустят – Доброты они хотят. (пальцы плотно прижимаем к ладони) Если пальчики заплачут – Их обидел кто-то значит. (трясем кистями) Наши пальцы пожалеем – Добротой своей согреем. («моем» руки, дышим на них) К себе ладошки мы прижмем, (поочередно, 1 вверху, 1 внизу.) Гладить ласково начнем. (гладим ладонь другой ладонью) Пусть обнимутся ладошки, Поиграют пусть немножко. (скрестить пальцы, ладони прижать) пальцы двух рук быстро легко стучат Каждый пальчик нужно взять И покрепче обнимать. (каждый палец зажимаем в кулачке)
Магазин одежды
Открываем магазин, (соединить ладони, круговые движения в противоположные стороны) Протираем пыль с витрин. (ладонь 1 руки массажирует тыльную сторону другой и наоборот) В магазин заходят люди, (подушечки 4 пальцев одной руки двигаются по тыльной стороне другой) Продавать одежду будем. (костяшки сжатых в кулак пальцев двигать вверх- вниз по ладони другой руки)
- дети называют различную одежду Магазин теперь закроем, (фаланги сжатых в кулак пальцев вращать по центру другой ладони) Каждый пальчик мы помоем. (массаж каждого пальца между фалангами указательного и среднего пальцев другой руки) Потрудились мы на «пять» — (потираем ладони) Пальцы могут отдыхать. (поглаживаем каждый палец)
Осень
Осень, осень, (трем ладошки друг о друга) Приходи! (зажимаем кулаки по очереди) Осень, осень, (трем ладошки друг о друга) Погляди! (ладони на щеки) Листья желтые кружатся, (плавное движение ладонями) Тихо на землю ложатся. (ладони гладят по коленям) Солнце нас уже не греет, (сжимаем и разжимаем кулаки по очереди) Ветер дует все сильнее, (синхронно наклоняем руки в разные стороны) К югу полетели птицы, («птица» из двух скрещенных рук)
Дождик к нам в окно стучится. (барабанить пальцами тo по одной, то по другой ладони) Шапки, куртки надеваем (имитируем) И ботинки обуваем (топаем ногами) Знаем месяцы: (ладони стучат по коленям) Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. (кулак, ребро, ладонь)
После таких игр ребенок быстрее реагирует, улучшается внимание и память, оттачивается координация мелкой и крупной моторики.