Юлия Туркина
Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. В статье рассмотрено развитие мелкой моторики детей
младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр. Раскрывается
педагогическое значение использования пальчиковых игр в работе с дошкольниками, приводится их классификация в схематичном виде. Представлены рекомендации по подбору пальчиковых игр для дальнейшей работы по развитию мелкой моторики.
Публикация «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Ключевые слова: моторика рук, мелкая моторика, пальчиковые игры,
младший дошкольный возраст.
Постановка проблемы. Проблема поиска новейших эффективнейших
средств для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста остается
актуальной уже очень долгое время. Речь ребенка, его координационные
способности, глазомер находятся в прямопропорциональной зависимости от
ловкости движений пальцев и кисти руки, умения оперировать с мелкими
предметами, гибкости, подвижности и пластичности детских ручек.
Начинают развитие мелкой моторики с раннего и младшего дошкольного
возраста с простых и незатейливых народных игр-потешек, закрепляя в
последствии в более старших возрастных периодах более сложными и
разнообразными пальчиковыми играми. Именно в этот период дети должны
овладеть основными движениями пальцев и кисти руки для того, чтобы у них
продолжалось нормальное развитие. Именно поэтому ведущими педагогами практиками используются и совершенствуются различные пальчиковые игры в развитии мелкой моторики. Освещение опыта использования различных пальчиковых игр в работе с детьми младшего дошкольного возраста может быть полезно современным воспитателям ДОУ, логопедам, дефектологам, а также родителям детей.
Анализ последних публикаций. Проблемой развития мелкой моторики
детей занимались и занимаются многие ученые прошлого и современности.
Среди исследователей прошлого можно отметить последователей наследия
Л. Выготского (А. Запорожца, Л. Венгера и их соратников, приверженцев идей
М. Монтессори (Ю. Фаусек, Е. Хилтунен и др.).
Среди современных исследователей, занимающихся проблемой сенсорного
развития детей дошкольного возраста в целом, и развитием мелкой моторики
в частности, можно отметить таких ученых как: Ю. Хохрякова, О. Бетехина.
Данные ученые-исследователи в своих научных трудах отмечают, что несмотря
на разработанность проблем сенсорного воспитания и развития, результаты
обследования детей младшего дошкольного возраста показывают, что в детских садах не в полной мере внедряются имеющиеся в теории научные материалы. Авторы актуализируют проблему внедрения более эффективных личностноориентированных форм работы с детьми, акцентирование внимания на игровой форме обучения. Особое внимание в трудах авторы уделяют пальчиковым играм. Цель данного исследования - раскрыть значение пальчиковых игр как средства развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
Изложение основного материала. Реализация ФГОС ДО в практику
дошкольных образовательных учреждений приносит первые результаты.
Смещение акцента с привычного образовательного процесса, направленного на формирование у дошкольников требуемых знаний в сторону развития общей культуры личности, привело педагогов естественным образом к пересмотру устоявшихся малоэффективных форм организации деятельности ребенка во время его пребывания в детском саду. Конечно, никто не отрицает, что наиболее естественным в дошкольном возрасте, иными словами ведущим, видом деятельности является игра. Однако игра игре рознь. Умелое совмещение педагогами игрового, воспитательного и обучающего компонентов в игре является залогом всестороннего гармоничного развития их воспитанников. Одним из таких вариантов развивающих игр выступают пальчиковые игры. Пальчиковые игры известны давно. В народной педагогике данные игры зачастую использовались в единстве с другими малыми жанрами фольклора
(потешками, прибаутками, дразнилками и пр.). Так, к примеру, всем известны и
любимы с детства такие пальчиковые игры, как «Идет коза рогатая», «Ладушкиладушки» и «Сорока-белобока кашку варила», однако это далеко не полный перечень тех игр, что можно и нужно использовать в работе с детьми.
В рамках нашего исследования под пальчиковыми играми мы понимаем
различные двигательные действия кистью и пальцами под какое-либо речевое
сопровождение (сказку, потешку, стишок и пр.). Они помогают инсценировать
текст, который не обязательно рифмированный, он может быть и в прозаическом виде, но с простым лаконичным сюжетом, чтобы суметь завлечь ребенка.
Соглашаемся и разделяем мнение с Л. И. Моурлот, Л. А. Ремезовой
утверждающими, что пальчиковые игры – это универсальное дидактическое
и развивающее средство, сущность которого состоит в том, что во время его
проведения нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая
деятельность активизируется [2].
Таким образом в процессе игры дети разминают пальцы и кисти рук,
проводят своеобразный пальчиковый тренинг. Пальчиковый тренинг включает
упражнения: статические (удержание приданной пальцам определенной позы,
динамические (развитие подвижности пальцев, переключения с одной позиции
на другую, расслабляющие (нормализующие мышечный тонус) и др. [1]. Смена упражнений помогает напрягать, тонизировать, расслаблять еще неокрепшие и
неумелые руки ребенка, постепенно формируя его моторику.
Современный исследователь в развитии сенсорики у детей дошкольного
возраста не только раскрывает сущность пальчиковых игр, но и их главное
отличие от пальчиковых упражнений, состоящее в сопроводительном речитативном материале. В контексте данного исследования, хотелось бы отметить, что выбор в пользу пальчиковых игр в качестве ведущего средства по развитию мелкой моторики младших дошкольников, пал именно потому что в силу специфики возраста, детям интереснее играть в сопровождении смешных стишков, инсценировать мини-спектакли, подражать ручной умелости взрослого под соответсвующее речевое сопровождение, а не просто выполнять какие-то упражнения пальцами. Если просто показывать упражнения для развития мелкой моторики дети быстро теряют к ним интерес и эффекта от такого обучения нет.
К такому же выводу склоняются многие специалисты, особенно
исследователи-практики, методисты, работающие непосредственно в данном
русле. Так И. Е. Светловой раскрывается значение пальчиковых игр как средства развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста, которое состоит в том что:
развивается ловкость пальцев, умение координировать и согласовывать
движения рук и пальцев;
формируется и развивается устная речь ребенка;
развиваются творческие навыки, воображение;
непринужденно прививаются основные культурно-гигиенические навыки;
концентрируется внимание на определенном виде деятельности, что
способствует развитию усидчивости;
корректируется эмоциональная сфера ребенка [4].
Эффективность использования пальчиковых игр в развитии мелкой
моторики подчеркивается и в исследовании Л. И. Тищенко, отмечающей, что
снизить напряжение в руках и содействовать расслаблению мышц всего тела
помогают именно простые движения, такие как пальчиковые сгибы, зажимы,
разжимы и пр. [5, с. 57]. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счету, в
других - ребенок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше
осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево.
Широкий спектр пальчиковых игр предоставляет большие возможности в
их выборе. Исследователями предлагаются различные способы классификации, приведем наиболее ёмкую и в тоже время компактную, на наш взгляд. Так И. В. Дворова, О. П. Рожков классифицируют пальчиковые игры следующим образом :
пальчиковые игры без речевого сопровождения;
пальчиковые игры с речевым сопровождением;
народные пальчиковые игры;
кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;
упражнения с пальчиками с использованием разнообразного материала:
бросовый, природный, хозяйственно-бытовой [1].
Главный принцип отбора пальчиковых игр для детей младшего
дошкольного возраста состоит в том, что составляющие их упражнения должны быть разнообразными, сочетающими в себе сжатие, расслабление, растяжение пальцев, а также по возможности акцентирующими внимание поочередно на каждом пальчике.
Выводы. Пальчиковые игры – наиболее эффективное средство развития
мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста при умелом их
использовании. Доступность понимаю детей изображаемых персонажей
пальчиковых игр (семья пальчиков, сорока, коза, паучок и пр.) делает процесс
игры увлекательным развлечением, дети охотно повторяют за взрослым
движения, у них улучшается настроение, снимается мышечный тонус,
активизируются творческие задатки, развивается память, улучшается речь. Все это в совокупности представляет собой мощнейшее и в тоже время доступное средство развития ребенка. Большое разнообразие видов упражнений в пальчиковых играх дает возможность использовать дифференцированный и личностно-ориентированный подходы в развитии мелкой моторики ребенка.
Список литературы:
1. Дворова И. В. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию
детей 2-4-го года жизни / И. В. Дворова, О. П. Рожков. – М. : МПСИ Модэк,
2007.
2. Моурлот Л. И. Развитие ручной и пальцевой моторики у детей дошкольного
возраста : учебно–методическое пособие / Л. И. Моурлот, Л. А. Ремезова. –
Самара: СГПУ, 2007. – 122 с.
3. Петров А. В. Игротека “Ловкие ручки” обучает и воспитывает: Методическое
пособие / А. В. Петров. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого,
2002. – 44 с.
4. Светлова И. Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук /
И. Е. Светлова. – М. : «Олма–Пресс», 2001. – 236 с.
5. Тищенко Л. И. Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста /
Л. И. Тищенко // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. –
2014. – № 12. – С. 56–59.