Получи документы

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Юлия Туркина
Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать

Аннотация. В статье рассмотрено развитие мелкой моторики детей

младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр. Раскрывается

педагогическое значение использования пальчиковых игр в работе с дошкольниками, приводится их классификация в схематичном виде. Представлены рекомендации по подбору пальчиковых игр для дальнейшей работы по развитию мелкой моторики.

Публикация «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Ключевые слова: моторика рук, мелкая моторика, пальчиковые игры,

младший дошкольный возраст.

Постановка проблемы. Проблема поиска новейших эффективнейших

средств для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста остается

актуальной уже очень долгое время. Речь ребенка, его координационные

способности, глазомер находятся в прямопропорциональной зависимости от

ловкости движений пальцев и кисти руки, умения оперировать с мелкими

предметами, гибкости, подвижности и пластичности детских ручек.

Начинают развитие мелкой моторики с раннего и младшего дошкольного

возраста с простых и незатейливых народных игр-потешек, закрепляя в

последствии в более старших возрастных периодах более сложными и

разнообразными пальчиковыми играми. Именно в этот период дети должны

овладеть основными движениями пальцев и кисти руки для того, чтобы у них

продолжалось нормальное развитие. Именно поэтому ведущими педагогами практиками используются и совершенствуются различные пальчиковые игры в развитии мелкой моторики. Освещение опыта использования различных пальчиковых игр в работе с детьми младшего дошкольного возраста может быть полезно современным воспитателям ДОУ, логопедам, дефектологам, а также родителям детей.

Анализ последних публикаций. Проблемой развития мелкой моторики

детей занимались и занимаются многие ученые прошлого и современности.

Среди исследователей прошлого можно отметить последователей наследия

Л. Выготского (А. Запорожца, Л. Венгера и их соратников, приверженцев идей

М. Монтессори (Ю. Фаусек, Е. Хилтунен и др.).

Среди современных исследователей, занимающихся проблемой сенсорного

развития детей дошкольного возраста в целом, и развитием мелкой моторики

в частности, можно отметить таких ученых как: Ю. Хохрякова, О. Бетехина.

Данные ученые-исследователи в своих научных трудах отмечают, что несмотря

на разработанность проблем сенсорного воспитания и развития, результаты

обследования детей младшего дошкольного возраста показывают, что в детских садах не в полной мере внедряются имеющиеся в теории научные материалы. Авторы актуализируют проблему внедрения более эффективных личностноориентированных форм работы с детьми, акцентирование внимания на игровой форме обучения. Особое внимание в трудах авторы уделяют пальчиковым играм. Цель данного исследования - раскрыть значение пальчиковых игр как средства развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

Изложение основного материала. Реализация ФГОС ДО в практику

дошкольных образовательных учреждений приносит первые результаты.

Смещение акцента с привычного образовательного процесса, направленного на формирование у дошкольников требуемых знаний в сторону развития общей культуры личности, привело педагогов естественным образом к пересмотру устоявшихся малоэффективных форм организации деятельности ребенка во время его пребывания в детском саду. Конечно, никто не отрицает, что наиболее естественным в дошкольном возрасте, иными словами ведущим, видом деятельности является игра. Однако игра игре рознь. Умелое совмещение педагогами игрового, воспитательного и обучающего компонентов в игре является залогом всестороннего гармоничного развития их воспитанников. Одним из таких вариантов развивающих игр выступают пальчиковые игры. Пальчиковые игры известны давно. В народной педагогике данные игры зачастую использовались в единстве с другими малыми жанрами фольклора

(потешками, прибаутками, дразнилками и пр.). Так, к примеру, всем известны и

любимы с детства такие пальчиковые игры, как «Идет коза рогатая», «Ладушкиладушки» и «Сорока-белобока кашку варила», однако это далеко не полный перечень тех игр, что можно и нужно использовать в работе с детьми.

В рамках нашего исследования под пальчиковыми играми мы понимаем

различные двигательные действия кистью и пальцами под какое-либо речевое

сопровождение (сказку, потешку, стишок и пр.). Они помогают инсценировать

текст, который не обязательно рифмированный, он может быть и в прозаическом виде, но с простым лаконичным сюжетом, чтобы суметь завлечь ребенка.

Соглашаемся и разделяем мнение с Л. И. Моурлот, Л. А. Ремезовой

утверждающими, что пальчиковые игры – это универсальное дидактическое

и развивающее средство, сущность которого состоит в том, что во время его

проведения нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая

деятельность активизируется [2].

Таким образом в процессе игры дети разминают пальцы и кисти рук,

проводят своеобразный пальчиковый тренинг. Пальчиковый тренинг включает

упражнения: статические (удержание приданной пальцам определенной позы,

динамические (развитие подвижности пальцев, переключения с одной позиции

на другую, расслабляющие (нормализующие мышечный тонус) и др. [1]. Смена упражнений помогает напрягать, тонизировать, расслаблять еще неокрепшие и

неумелые руки ребенка, постепенно формируя его моторику.

Современный исследователь в развитии сенсорики у детей дошкольного

возраста не только раскрывает сущность пальчиковых игр, но и их главное

отличие от пальчиковых упражнений, состоящее в сопроводительном речитативном материале. В контексте данного исследования, хотелось бы отметить, что выбор в пользу пальчиковых игр в качестве ведущего средства по развитию мелкой моторики младших дошкольников, пал именно потому что в силу специфики возраста, детям интереснее играть в сопровождении смешных стишков, инсценировать мини-спектакли, подражать ручной умелости взрослого под соответсвующее речевое сопровождение, а не просто выполнять какие-то упражнения пальцами. Если просто показывать упражнения для развития мелкой моторики дети быстро теряют к ним интерес и эффекта от такого обучения нет.

К такому же выводу склоняются многие специалисты, особенно

исследователи-практики, методисты, работающие непосредственно в данном

русле. Так И. Е. Светловой раскрывается значение пальчиковых игр как средства развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста, которое состоит в том что:

развивается ловкость пальцев, умение координировать и согласовывать

движения рук и пальцев;

формируется и развивается устная речь ребенка;

развиваются творческие навыки, воображение;

непринужденно прививаются основные культурно-гигиенические навыки;

концентрируется внимание на определенном виде деятельности, что

способствует развитию усидчивости;

корректируется эмоциональная сфера ребенка [4].

Эффективность использования пальчиковых игр в развитии мелкой

моторики подчеркивается и в исследовании Л. И. Тищенко, отмечающей, что

снизить напряжение в руках и содействовать расслаблению мышц всего тела

помогают именно простые движения, такие как пальчиковые сгибы, зажимы,

разжимы и пр. [5, с. 57]. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счету, в

других - ребенок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше

осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево.

Широкий спектр пальчиковых игр предоставляет большие возможности в

их выборе. Исследователями предлагаются различные способы классификации, приведем наиболее ёмкую и в тоже время компактную, на наш взгляд. Так И. В. Дворова, О. П. Рожков классифицируют пальчиковые игры следующим образом :

пальчиковые игры без речевого сопровождения;

пальчиковые игры с речевым сопровождением;

народные пальчиковые игры;

кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;

упражнения с пальчиками с использованием разнообразного материала:

бросовый, природный, хозяйственно-бытовой [1].

Главный принцип отбора пальчиковых игр для детей младшего

дошкольного возраста состоит в том, что составляющие их упражнения должны быть разнообразными, сочетающими в себе сжатие, расслабление, растяжение пальцев, а также по возможности акцентирующими внимание поочередно на каждом пальчике.

Выводы. Пальчиковые игры – наиболее эффективное средство развития

мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста при умелом их

использовании. Доступность понимаю детей изображаемых персонажей

пальчиковых игр (семья пальчиков, сорока, коза, паучок и пр.) делает процесс

игры увлекательным развлечением, дети охотно повторяют за взрослым

движения, у них улучшается настроение, снимается мышечный тонус,

активизируются творческие задатки, развивается память, улучшается речь. Все это в совокупности представляет собой мощнейшее и в тоже время доступное средство развития ребенка. Большое разнообразие видов упражнений в пальчиковых играх дает возможность использовать дифференцированный и личностно-ориентированный подходы в развитии мелкой моторики ребенка.

Список литературы:

1. Дворова И. В. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию

детей 2-4-го года жизни / И. В. Дворова, О. П. Рожков. – М. : МПСИ Модэк,

2007.

2. Моурлот Л. И. Развитие ручной и пальцевой моторики у детей дошкольного

возраста : учебно–методическое пособие / Л. И. Моурлот, Л. А. Ремезова. –

Самара: СГПУ, 2007. – 122 с.

3. Петров А. В. Игротека “Ловкие ручки” обучает и воспитывает: Методическое

пособие / А. В. Петров. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого,

2002. – 44 с.

4. Светлова И. Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук /

И. Е. Светлова. – М. : «Олма–Пресс», 2001. – 236 с.

5. Тищенко Л. И. Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста /

Л. И. Тищенко // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. –

2014. – № 12. – С. 56–59.

Публикации по теме:

Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возрастаИспользование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста Отчет по самообразованию «Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста».

Опыт работы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

Игра «Цветочная полянка» для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возрастаИгра «Цветочная полянка» для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста У малышей третьего года жизни мелкая моторика развивается также быстрыми темпами, только она уже связана с формированием познавательных.

Пособия для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возрастаПособия для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста является важным аспектом для дальнейшего развития ребенка. В детских садах и центрах.

Игры и пособия для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возрастаИгры и пособия для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста Дидактические игры на развитие мелкой моторики для детей 2 - 3 лет Понятие «мелкая моторика» обозначает точные двигательные способности.

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста» Подготовила: Денисова В. С. Пояснительная записка Работая.

Консультация для родителей «Игры для развития мелкой моторики рук у детей младшего возраста»Консультация для родителей «Игры для развития мелкой моторики рук у детей младшего возраста» Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Почему для детей так важно развитие мелкой моторики рук? В прошлом веке знаменитая Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких.

Презентация «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».Презентация «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». План выступления на презентации по теме: «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 10 апреля 2023 в 17:23
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Туркина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД