Компанеец Олеся Николаевна
Пальчиковые игры, как один из приемов здоровьесберегающих технологий в развитии речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются «мощным средством повышения работоспособности головного мозга». Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи.
Ум ребенка находится
на кончиках его пальцев.
В. А. Сухомлинский
С каждым годом, в логопедические группы, зачисляется все больше детей с речевыми отклонениями. У которых наблюдаются нарушения мелкой моторики пальцев рук, которые проявляются:
Публикация «Пальчиковые игры, как один из приемов здоровьесберегающих технологий в развитии речи детей» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье, валеология. Игры, дидактические пособия
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
1. в нарушении точности движений;
2. в снижении скорости выполнения и переключения с одной позы на другую;
3. в замедленном включении в движение;
4. в недостаточной координации;
5. пальцевые пробы выполняются неполноценно;
6. наблюдаются значительные затруднения.
«Рука - это инструмент всех инструментов», сказал еще Аристотель. «Рука — это своего рода внешний мозг», писал Кант. Жан-Жак Руссо в своем романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях маленького ребенка: «. он хочет все потрогать, все взять в руки. Не ме-шайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твердость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. О свойствах окружающих его вещей ребенок узнает, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук.»
Пальчиковая гимнастика — это комплекс упражнений и игр для развития и совершенствования моторики пальцев рук. Дети, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, силу и ловкость рук.
Тренировать пальцы рук можно уже с 6-месячного возраста. Простейший метод — массаж: поглаживание пальцев рук в направлении от кончиков пальцев к запястью. При такой тренировке речевые области будут формироваться в обоих полушариях мозга. В правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Если мостик крепкий, значит быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. С 10-месячного возраста можно давать малышу перебирать сначала более крупные и яркие предметы, затем более мелкие. Еще с детства мы помним народные потешки наших предков «Сорока-белобока», «Мальчик-пальчик», «Ладушки-ладушки», которые и в наше время пользуются большой популярностью. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое.
Для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека, самым благоприятным периодом, является возраст ребенка — от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Многие родители и педагоги заменяют психологическое развитие ребенка информационным, изучая математику, языки и т. д. Преждевременное обучение ребенка недопустимо, так как в результате может быть сформирована минимальная мозговая дисфункция (один участок мозга развивается быстрее за счет другого). Это приводит в дальнейшем к неуспешности в обучении, плохой памяти, рассеянному вниманию, проблемам в эмоциональной сфере.
Использование пальчиковых игр и упражнений во время непосредственно-образовательной деятельности, помогают детям:
• сделать рывок в развитии речи – улучшить произношение и обогатить лексику;
• подготовить руку к письму, что особенно важно для ребят, которые скоро пойдут в школу;
• предотвратить появление так называемого писчего спазма – частой беды начинающих школьников;
• развивать внимание, терпение, внутренний тормоз – умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо;
• стимулировать фантазию, проявлять творческие способности;
• играя, освоить начала геометрии, как на плоскости, так и в пространстве;
• научиться управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе “телесных координат”, что предотвратит возникновение неврозов;
• ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения;
• если ребёнок – маленький левша, то помочь ему успешно адаптироваться в мире правшей.
Необходимо помнить три важных правила:
первое: пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно;
второе: после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например, потрясти кистями рук);
третье: поскольку пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она должна использоваться во всех режимных моментах в ДОУ. Гимнастика для пальцев рук делится на пассивную и активную. Пассивная гимнастика рекомендуется, как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Затем следует перейти к упражнениям активной пальцевой гимнастики. Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребёнка. Пальчиковые игры способствуют развитию речи, творческой деятельности. Они как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Во время своей непосредственно-образовательной деятельности мы проводим пальчиковые гимнастики, используя предметы: грецкие орехи, прищепки, шарики Су-Джок с колечками, карандаши, ручки, крупу, марблсы и другие.
Прокатывая предметы в руках можно закрепить пройденный материал, со словами:
«Тили-тали, тили-тали
Мы орешек свой катали,
Мы орешек свой катали»
Гласные звуки (согласные звуки, фрукты, овощи и т. д.) называли.
С прищепками:
«Кусается сильно, котенок глупыш,
Он думает это не палец, а мышь,
Но я, же играю с тобой малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе – кыш»
С крупой:
Мы крупу перебирали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнём,
Перебирать опять начнём.
С бусинками:
Покатаю я в руках
Бусинки – горошки.
Станьте ловкими скорей
Пальчики, ладошки!
О пальчиковых играх и упражнениях, можно говорить как о велико-лепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. "Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе "пальчиковых игр" ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму.
Уважаемые коллеги и родители, предлагаем вам, как можно развить ручную умелость дошкольников, кроме пальчиковых игр :
-Запускать пальцами мелкие волчки.
-Разминать пальцами пластилин, глину.
-Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.
-Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.
-Махать в воздухе только пальцами.
-Кистями рук делать «фонарики»
-Хлопать в ладоши: тихо и громко, в разном темпе.
-Собирать все пальчики в щепотку (пальцы собрались вместе - разбежались).
-Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.
-Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль).
-Завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре.
-Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.
-Закручивать шурупы, гайки.
-Игры с конструктором.
-Складывание матрешек.
-Игра с вкладышами.
-Рисование в воздухе.
-Игры с песком, водой.
-Мять руками поролоновые шарики, губку.
-Шить, вязать на спицах.
-Рисовать, раскрашивать, штриховать.
-Резать ножницами.
-Рисовать различными материалами (ручкой, карандашами, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, углем и т. д.)
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, — с раннего возраста начинайте развивать его руки : пальцы и кисти. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впе-чатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры развивают речь, формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком.
С пальчиками играем, речь развиваем!
Желаем удачи!