Дарья Гречихина
Пальчиковые игры для развития речи детей
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
В. А. Сухомлинский
Пальчиковые игры – нетрадиционная форма развития речи. Они помогают использовать ресурсы головного мозга, развивая память, внимание, творческое мышление.
Публикация «Пальчиковые игры для развития речи детей» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Пальчиковые игры для развития речи – это простое и доступное средство развития вербального интеллекта. Известный академик В. М. Бехтерев, занимавшийся в прошлом веке изучением центральной нервной системы человека, доказал, что движения руки активизируют зоны головного мозга, ответственные за речь. Психоневрологам известно, что, наблюдая за движениями кистей и пальчиков ребенка, можно достаточно точно определить уровень речевого развития малыша. Чем они точнее, чем сильнее развита мелкая моторика ребенка, тем ближе к норме его речь. И, наоборот, неуклюжие движения со слабой координацией указывают на то, что в детской речи наверняка имеется задержка развития.
Как правильно проводить пальчиковую гимнастику.
Основное правило – все упражнения выполняются в медленном темпе, повторяются по 3-5 раз. Желательно их делать отдельно для правой, отдельно для левой руки. Если пальчиковая гимнастика для развития речи сопровождается словами, их произносит только взрослый. Текст нужно читать эмоционально и выразительно.
Пальчиковая гимнастика для развития речи в 1,5-3 года может сопровождаться показом картинок. Сначала можно показать яркое красочное изображение, показать, а затем выполнить упражнение. С течением времени малыш усвоит материал и сам вспомнит, что нужно делать. Завершает гимнастику легкий массаж и поглаживание пальчиков и ручек.
Примеры пальчиковых игр :
«ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ»
Раз, два, три, (Загибают пальчики, начиная с большого.)
четыре, пять,
Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки.)
Листья березы, (Загибают пальчики, начиная с большого.)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем. («Шагают» по столу средним и указательным пальчиками.)
«КОМПОТ»
Будем мы варить компот, (Левую ладошку держат «ковшиком», указательным
Фруктов нужно много. Вот: пальцем правой руки «мешают».)
Будем яблоки крошить, (Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот. (Опять «варят» и «мешают».)
Угостим честной народ.
Посчитаем в первый раз, (Попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу.)
Сколько обуви у нас.
Туфли, тапочки, сапожки (На каждое название обуви загибают по одному пальчику,
Для Наташки и Сережки, начиная с большого.)
Да еще ботинки
Для нашей Валентинки,
А вот эти валенки
Для малышки Галеньки.
«МНОГО МЕБЕЛИ В КВАРТИРЕ»
Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики, начиная с большого, на обеих
руках.)
Много мебели в квартире. (Сжимают и разжимают кулачки.)
В шкаф повесим мы рубашку, (Загибают пальчики, начиная с большого).
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом,
Чай с вареньем дружно пили. (Попеременно хлопают стучат кулачками).
Много мебели в квартире.
«ПОМОЩНИКИ»
Раз, два, три, четыре, (Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить.)
Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой по кругу.)
Чайник, чашку, ковшик, ложку (Загибают пальчики по одному, начиная с
большого.)
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой.)