Елена Щенникова
Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста
Регулярная тренировка мышц кисти и пальцев рук благотворно влияет на речевое развитие реб нка, а также на развитие внимания, мышления и памяти. Пальчиковые упражнения развивают подвижность и гибкость кисти руки, что, в свою очередь, способствует успешному овладению навыком письма в дальнейшем.
Публикация «Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Пальчиковые игры – это простые и веселые упражнения, которые несут в себе большую пользу. Это и помощь в налаживании прочного эмоционального контакта родителя с ребенком, и развитие мелкой моторики. Помимо этого, пальчиковые игры несут в себе обучающий характер (изучение счета, знакомство с частями тела и т. д.).
Пальчиковую гимнастику следует подбирать с учетом возраста ребенка
• Для детей до двух лет все еще свойственна пассивность движений: ребенок только пробует повторять за вами, поэтому вы сами массируете пальчики на обеих руках (поглаживание, похлопывание, сжимаем игрушки-пищалки)
• С 2 до 3 лет дети постепенно начинают сами повторять показанные движения, сначала можно играть на коленях у взрослого, затем выполнять эту же потешку уже отдельно. Подбираем упражнения в которых присутствуют активные движения кистей рук (забиваем гвоздии др., выполнение простых фигур с помощью пальцев одной руки («Зайка» и др., игры с двумя руками
«Замок»
(Ладони прижаты друг к другу).
На двери висит замок. (Пальцы переплетаем и соединяем в замок).
Кто его открыть бы смог?
— Потянули! (Пальцы в замке, тянем пальцы, не расцепляя их).
— Покрутили! (Двигаем сцепленными пальцами от себя, к себе).
— Постучали! (Пальцы остаются в замке, стучим основаниями ладоней друг о друга).
И – открыли! (Расцепляем пальцы).
• С 3 до 4 лет подбираем игры, в которых каждая рука совершает своё движение. Например, сгибаем пальцы на одной руке, затем на другой.
Апельсин
Мы делили апельсин
(левая рука в кулачке, правая её обхватывает)
Много нас – а он – один
Эта долька – для ежа
(правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)
Эта долька – для чижа
Эта долька – для котят
Эта долька - для утят
Эта долька - для бобра
А для волка – кожура!
(встряхиваем обе кисти)
• Детям 4-5 лет можно предлагать игры с выполнением различных движений правой и левой рукой, сжимание и разжимание пальцев на обеих руках вместе и по очереди.
Котёнок
Шёл один я по дорожке, (показываем один пальчик)
Шли со мной мои две ножки, (показывает два пальчика)
Вдруг на встречу три мышонка, (показываем три пальчика)
Ой, мы видели котенка (хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)
У него четыре лапки, (показываем четыре пальчика)
На лапках - острые царапки, (царапаем ноготками поверхность того что под рукой)
Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)
Нужно быстро убегать! (двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности)
• С 5-7 лет предлагаем «расказывать» руками стишки или потешки, с изменениями фигур (по тексту, с использованием вспомогательных предметов.
Солнышко
Утром солнышко встаёт выше, выше, (руки высоко вверх).
Ночью солнышко зайдет ниже, ниже. (руки вниз).
Хорошо-хорошо солнышку живётся,
(делаем ручками фонарики)
И нам вместе с солнышком весело живётся
(хлопаем в ладоши)
Для повышения интереса, можно использовать разнообразные материалы:
Счетные палочки (выкладывание геометрических фигур, узоров)
Семена растений (выкладывание контуров фигур, узоров, сортировка)
Пуговицы (выкладывание узоров, дорожек, нанизывание на нитку или проволоку, сортировка)
Прищепки (прицеплять, отцеплять и т. д.)
Трафареты
Крышки (сортировка по цвету, по размеру, закрутить, открутить)
Массажный шарик Су-джок
Фольга (развернуть, завернуть, отгадай что там)
И многое другое, на что хватит вашей фантазии.
Такие занятия желательно проводить каждый день по 3-5 минут.