Инна Афанасьева
Пальчиковые игры
▼ Скачать + Заказать документы
Важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Эти игры очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Игры, как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, людей, животных, их деятельность, явления природы. Во время игры дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. У детей вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать своё внимание на одном виде деятельности.
Публикация «Пальчиковые игры» размещена в разделах
«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Очень многие игры требуют участия обеих рук, это даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.
Дети в возрасте 1-2 лет хорошо воспринимают «пальчиковые игры», выполняемые одной рукой.
Дети в возрасте 3-х лет осваивают игры, которые проводятся двумя руками.
В возрасте 4-х лет могут играть в игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Детям старшего возраста можно предложить дополнить игры разнообразным реквизитом – мелкими предметами, шариками, кубиками, домиками и т. д.
ПАЛЬЧИК – МАЛЬЧИК
- Пальчик-мальчик, где ты был?
- С этим братцем в лес ходил,
- С этим братцем щи варил,
- С этим братцем кашу ел,
- С этим братцем песни пел.
На первую строку показать большие пальцы обеих рук. Затем поочерёдно соединять их с остальными пальцами.
ЧЕРЕПАХА
Вот моя черепаха, она живёт в панцире.
Она очень любит свой дом.
Когда она хочет есть, то высовывает голову.
Когда хочет спать, то прячет её обратно.
Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. Затем показать большие пальцы и спрятать их обратно.
ПРЯТКИ
В прятки пальчики играли,
И головки убирали,
Вот так, вот так,
И головки убирали.
Ритмично сгибать и разгибать пальцы рук. Усложнение: поочерёдное сгибание пальчика на обеих руках.
КАПУСТКА
Мы капустку рубим-рубим,
Мы капустку солим-солим,
Мы капустку трём-трём,
Мы капустку жмём-жмём.
Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать.
ЛОДОЧКА
Две ладошки прижму,
И по морю поплыву.
Две ладошки, друзья,-
Это лодочка моя.
Паруса подниму,
Синим морем поплыву.
А по бурным волнам,
Плывут рыбки тут и там.
На первые две строчки две ладошки соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками. На слова «паруса подниму»- поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок.
РЫБКИ
Рыбки весело резвятся,
В чистой тёпленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом.
ЗАМОК
На дверях висит замок. Пальцы в замочек, слегка покачивать
Кто его открыть бы смог? «замочком» вперёд-назад
Мы замочком повертели. Повертеть «замочком»
Мы замочком покрутили. Потереть ладошки друг о друга
Мы замочком постучали. Ладошками постучать друг о друга
Постучали, и открыли! Показать ладошки
ЗАЙКА
Скачет заинька косой,
Под высокой сосной.
Под другой сосной,
Скачет заинька другой.
Указательный и средний пальцы правой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить. На вторую строчку – ладонь левой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставить, на третью строчку – ладонь правой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставлены. На последнюю строчку – указательный и средний пальцы левой руки вытянуть. Остальные выпрямить и соединить.
МАЛАНЬЯ
У Маланьи, у старушки. (Хлопки в ладошки, то правая, то левая рука сверху).
Жили в маленькой избушке. (Сложить руки углом, показать избушку).
Семь сыновей. (Показать семь пальцев).
Все без бровей. (Очертить брови пальцами).
Вот с такими ушами. (Растопыренные ладони поднести к ушам).
Вот с такими носами. (Показать длинный нос двумя растопыренными пальцами).
Вот с такими усами. (Очертить пальцами длинные «гусарские» усы).
Вот с такой головой. (Очертить большой круг вокруг головы).
Вот с такой бородой! (Показать руками большую окладистую бороду).
Они не пили, не ели. (Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой «ложку»).
На Маланью все глядели. (Держа руки у глаз похлопать пальцами, как ресницами).
И все делали вот так (Дети показывают загаданные действия).
МОЯ СЕМЬЯ
Этот пальчик- дедушка,
Этот пальчик- бабушка,
Этот пальчик- папочка,
Этот пальчик- мамочка,
Этот пальчик- я,
Вот и вся моя семья!
Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.
УЛЕЙ
Вот маленький улей, где пчёлы спрятались,
Никто их не увидит.
Вот они показались из улья.
Одна, две, три, четыре, пять!
Ззззззз
Пальцы сжать в кулаках, затем отгибать их по одному. На последнюю строчку резко поднять руки вверх с растопыренными пальчиками – пчёлы улетели.