Светлана Аничкина
Пальчиковая гимнастика по сюжетам сказок
▼ Скачать + Заказать документы
Пальчиковая гимнастика по сюжетам сказок
В последние годы мы с тревогой отмечаем снижение уровня развития речи у детей потому, что родители мало говорят со своим ребенком. Живое общение вытесняют гаджеты. Кроме того, жизнь облегчена удобными в пользовании вещами: застежки-молнии на одежде, липучки вместо шнурков на обуви. Между тем, уже давно установлена взаимосвязь между мелкой моторикой рук и активизацией речевых центров головного мозга. Работая над координацией тела, ребенок учится говорить, речь становится плавной, выразительной, нормализуется темп.
Публикация «Пальчиковая гимнастика по сюжетам сказок» размещена в разделах
Такому направлению в развитии детей помогут пальчиковые игры. Этот элемент народной педагогики помог в воспитании многих поколений. «Ладушки», «Сорока», «Этот пальчик» - первые игры, с которыми знакомится ребенок. Они передаются из поколения в поколение не случайно – в них заложена вековая мудрость народа. Именно эти игры дают возможность устанавливать эмоциональный контакт между взрослым и ребенком. Пальчиковые сказки-игры – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием “пальчиковой” гимнастики стимулирует развитие речи, воображения, пространственного мышления, внимания,, воспитывает эмоциональную выразительность и быстроту реакции. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
«Любимые сказки»
(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку — хлопают в ладоши.)
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок — румяный бок.
Есть Снегурочка — краса,
Три медведя, Волк — Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.
Так как движения в ходе игр могут повторяться, для упрощения объяснения и запоминания этим движениям даны следующие названия:
«Коза» -соединить подушечки большого, среднего и безымянного пальцев; указательный палец и мизинец выпрямить и пошевелить ими;
«Волны» -шевелить прямыми пальцами без напряжения ;
«Маятник» -прямой указательный палец наклонять влево и вправо, остальные пальцы согнуты в кулак;
«Кнопочки» -кисти рук держать параллельно друг другу, с надавливанием ритмично соединять подушечки одноименных пальцев («стучать» подушечками);
«Хлопки» - ритмично хлопать в ладоши;
«Цепочка» - соединить подушечки большого и указательного пальцев левой руки, просунуть указательный палец правой руки в образовавшееся колечко и соединить его с большим пальцем правой руки;
«Коготки» -прямые пальцы разведены, напряжены -ритмично сгибать первые и вторые фаланги пальцев;
«Молоточки» -ритмично с чередованием постукивать кулачком одной руки по ладони другой;
«Бутон» -соединить кончики пальцев одной руки и стучать ими по ладони другой;
«Здравствуй» -ритмично с перехватом сжимать пальцами ладонь противоположной руки;
«Колечки» - подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них;
«Кулачки» - с силой плотно прижимать согнутые пальцы к ладоням.
«Лучики» - при разжимании кулачков напрягать выпрямленные пальцы;
«Веер» - прямые напряженные пальцы сдвигать вместе и раздвигать.
«Замок» - соединить ладони обеих рук, пальцы скрестить и согнуть, прижимать их к тыльной стороне кистей;
«Гребешок» - положение ладоней как в предыдущем упражнении, но скрещенные пальцы прямые и напряжены;
«Бородка» -соединить вместе тыльные стороны ладоней, пальцы обеих рук скрестить и выпрямить;
«Клювики» - большой и указательные пальцы ритмично соприкасаются подушечками, остальные пальцы выпрямлены и прижаты друг к другу.
Про курочку Рябу
Курочка Ряба, бабе и деду
Яйцо золотое снесла к обеду. («Колечки»)
Били яичко и баба, и дед
Но не смогли разбить на обед. («Молоточки»)
Мышка-норушка мимо бежала («Волны»)
Яичко смахнула, оно и упало. («Лучики»)
Плакали горько баба и дед («Колечки»)
Яйцо их разбилось, пропал их обед («Лучики»)
С тех пор уже Ряба бабе и деду («Колечки»)
Несет лишь простые яйца к обеду. («Кулачки»)
Теремок
В чистом поле теремок, был ни низок ни высок. («Веер»)
Звери разные в нем жили, жили дружно, не тужили. («Здравствуй»)
Там и муха, и лягушка, зайчик с лисонькой –подружкой,
Ёж колючий, серый волк – в дружбе знали они толк. («Колечки»)
Но набрел на теремок мишка косолапый («Замок», поворачивать его вправо-влево,
Раздавил он теремок, своей огромной лапой («Лучики»)
Звери очень испугались, поскорее разбежались («Волны)
А потом собрались снова, чтоб построить терем новый. («Здравствуй»)
В нем живут теперь все вместе, и поют такие песни («Колечки»)
- Стоит в поле теремок, он ни низок, ни высок. («Веер»).
Репка
В огороде дедка, репку посадил
И водой из лейки, репку он полил («Колечки»)
Расти, расти репка, и сладка, и крепка.
Расти, расти репка, и сладка, и крепка(«Хлопки»)
Выросла репка всем на удивление («Колечки»)
Большая –пребольшая, всем хватит угощения («Лучики»)
Выросла репка и, и сладка, и крепка.
Выросла репка, и сладка, и крепка. («Хлопки»)
Рукавичкаа
На охоту вышел дед зимнею порою («Колечки»)
Рукавичку потерял под большой сосною. («Лучики»)
Дома стал её смотреть («Колечки», не нашел на месте («Веер»)
И отправился искать («Колечки», в лес с собачкой вместе («Кулачки»).
А в лесу в той рукавичке («Колечки», звери стали дружно жить:
Мышь с лягушкой и лисичкой, заяц, волк, кабан, медведь. («Кнопочки»)
В лес собака прибежала («Колечки», всех зверей перепугала, («Лучики»)
Рукавичку подняла («Колечки», деду в руки отдала («Здравствуй»).
Зимовье зверей
Звери однажды избу срубили («Молоточки»)
Печь в ней сложили и счастливо были («Здравствуй»)
Узнали про это волк и медведь («Колечки»)
Им захотелось хозяев всех съесть («Кулачки»)
Тихонько к зимовью они подошли
Дверь приоткрыли и в сени вошли. («Колечки»)
Голосом страшным заблеял баран («Лучики»)
Петух кукарекал («Клювики», бык в бок забодал («Коза»)
Кот с печки зафыркал («Волны», ну а свинья
Хрюкала с визгом: -Здесь хата моя. («Лучики»)
Волк с перепугу выскочил прочь.
Медведь за ним следом бежали всю ночь. («Волны»)
С тех пор уж к зимовью они не ходили («Маятник»)
А звери в избушке счастливо жили. («Здравствуй»)
Кот, петух и лиса
Жили котик с петушком у лесной опушки.
НО однажды лисонька подкралась к избушке. («Колечки»)
Утащила петушка за высоки горы,
Утащила петушка в свою лисью нору. («Кулачки», «Лучики»)
Смелый котик в лес пошел и нору Лисы нашел. («Колечки», «Здравствуй»)
Умный котик спас дружка Петю-Петю-Петушка. («Гребешок»)
Живут котик с Петушком у лесной опушки («Колечки»
И теперь уже Лиса не ходит к их избушке. («Маятник»)
Дождь прошел
Дождь прошел, и солнце светит, согревая все кругом («Колечки»,
НА полянку вышли звери, что сидели под грибом. («Лучики»)
Сушат крылья, сушат шерстку, сушат перья и носы(«Колечки»)
Рады все, что зайчик спасся от прожорливой лисы. («Лучики»)
Солнце светит, солнце греет («Веер») гриб стоит как великан («Лучики»,
На поляне веселиться будут звери, трам-там-там… («Хлопки»).
Заюшкина избушка
В лубяной избушке, жил заяц на опушке («Колечки»).
А в ледяной избушке – лисица на горушке. («Лучики»)
Растаяла весной избушка на горушке («Волны» ,
Лисица побежала к зайцу на опушку («Колечки»)
Выгнала зайчишку из лубяной избушки («Лучики»,
Да сама жить стала в избушке на опушке. («Кулачки»)
И ни волк и ни медведь не смогли помочь. («Колечки»)
Петушок отважный прогнал лисицу прочь. («Гребешок»)
Так остался петушок у заюшки в избушке («Здравствуй») ,
В лубяной избушке, в избушке на опушке. («Колечки»).
Пальчиковая гимнастика в сказке не требует никаких дополнительных материальных затрат, лишь немного свободного времени и внимания, а также желание развить умного и гармоничного ребенка