Соловьева Ольга Викторовна
Ознакомление с лекарственным комнатным растением «Герань» для детей средней группы
Цель: Познакомить детей с лекарственными растениями, которые растут на подоконнике. Закреплять знания детей о пользе и применении лекарственных растений.
Задачи: Познакомить детей с лекарственным растением герань, его внешним видом, полезными свойствами. Закреплять знания детей о лекарственных растениях : календуле, ромашке, подорожнике. Воспитывать бережное отношение к растениям, окружающей среде.
Публикация «Ознакомление с лекарственным комнатным растением „Герань“ для детей средней группы» размещена в разделах
Методы и приё мы: Вопросы, рассматривание, описание, наблюдение, игра, составление рассказов, поощрение, показ с объяснением.
Обогащение словаря: Лекарственные растения (календула, ромашка, подорожник, аптека, ожоги, ушибы, ссадины, фитонциды.
Предварительная работа: Рассматривание лекарственных растений, чтение стихов о растениях, дидактическая игра «узнай по описанию».
Материал: Иллюстрации лекарственных растений, электронная презентация, атрибуты к дидактической игре.
Ход непосредственной образовательной деятельности.
Орг. момент.
- Проходите, ребята. Сегодня к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Молодцы.
-Ребята, мне пришло письмо. Как вы думаете, кто приносит письма?
(ответы детей)
-Правильно, письма приносит почтальон. А какие бывают письма?
(ответы детей)
-А мое письмо электронное. Давайте узнаем, что в нем написано, а поможет нам в этом компьютер.
Непосредственная образовательная деятельность.
-Проходите к столу, прослушаем письмо, которое я сегодня получила.
Презентация 1. «Лесовичок»
-Ребята, вы знаете такое растение?
(ответы детей)
-Мы сегодня обязательно поможем Лесовичку и узнаем про такое растение, но сначала давайте вспомним, какие, же лекарственные растения мы с вами уже знаем.
-А делать мы это будем с помощью игры. Возьмите себе по одной геометрической фигуре и пройдите к такому столу, где лежит точно такая же фигура. У нас с вами получилось три команды. Сейчас я подойду к каждой команде и загадаю загадку, а отгадку вы узнаете, когда соберете картинку, которая лежит на столе. Пока я загадываю загадки вашим товарищам, остальные дети внимательно слушают.
-Семена, как коготки, желто-красные цветки.
От горла помогают, кто же их не знает? (календула)
-Собирайте картинку и посмотрим, правильно ли вы отгадали загадку. А теперь расскажите об этом растении.
(ответы детей)
-Молодцы. Теперь загадка для вас.
-В поле сестрички стоят, желтые глазки на солнце глядят.
У каждой сестрички – белые реснички. (ромашки)
-Собирайте свою картинку и проверим, правильно ли вы отгадали загадку. А сейчас расскажите об этом растении.
(ответы детей)
-Молодцы! Следующая загадка для вашей команды. Слушайте ее внимательно.
-Тонкий стебель у дорожки, на конце его сережки.
Лечит ранки и ожоги этот лекарь у дороги. (подорожник)
- Собираем картинку. А теперь расскажите о подорожнике.
(ответы детей)
-Молодцы, как много вы знаете о лекарственных растениях, а сейчас мы отдохнем, и поможет нам в этом еще одно лекарственное растение – одуванчик. Проходите на ковер.
-Белый одуванчик на солнышке блестит,
Легкою пушинкой по воздуху летит.
(Дети стоят в узком кругу, спиной к центру, взявшись за руки и подняв их вверх – одуванчик; ветерок подул – пушинки разлетелись по группе, затем снова собираются вместе) – 2 раза
- Ребята, а вы помните, о чем нас просил Лесовичок?
(ответы детей)
- Правильно, он просил рассказать ему о лекарственном растении, которое растет у человека дома и помогает ему от разных болезней. Сейчас я попрошу вас пройти на стульчики и внимательно меня послушать и посмотреть на экран компьютера. (Презентация 2 «Герань»)
-Вы знаете, как называется это растение? (слайд 1)
(ответы детей)
-Это – герань. По-другому еще ее называют – пеларгония. Это комнатное лекарственное растение. Она бывает двух видов. Как вы думаете, чем они отличаются?
(ответы детей)
-Молодцы! У одной герани листья круглые и есть цветы, а у другой – листья резные и цветов нет.
-(Слайд 2). Так как это растение комнатное, то растет оно в цветочном горшке.
-(Слайд 3). Лекарственными свойствами в этом растении обладают листья, они выделяют в воздух, которым мы дышим, специальные вещества – фитонциды. Давайте повторим новое слово все вместе: фитонциды. Эти вещества – фитонциды – убивают болезнетворные бактерии, которые содержатся в воздухе и защищают нас от разных болезней.
-(Слайд 4). А еще эти же вещества поднимают людям настроение. Давайте повторим еще раз, как они называются.
(ответы детей)
-(Слайд 5). Если сорвать листик герани и растереть его в пальцах и этим соком намазать кожу, то мухи и комары не будут вас кусать.
-Вот какое интересное и полезное растение герань.
-Ребята, у нас есть это растение. Посмотрите на него.
-Как оно называется? (ответы детей)
-Какая часть этого растения лекарственная? (ответы детей)
-Покажите стебель, листья, корень. Почему мы его не видим? А есть ли цветы? Как называются полезные вещества, которые выделяются этим растением? (ответы детей)
-Ребята в чем растет наша герань? (ответы детей)
-Правильно, в горшке. А Лесовичок просил прислать растение для альбома, как вы думаете, сможет он его вставить в альбом? (ответы детей)
- Как же быть? (ответы детей)
-А я вам предлагаю сделать для Лесовичка аппликацию. Только делать ее надо очень аккуратно и красиво. Лучшие работы он поместит в альбом.
-Пройдите к мольберту, встаньте полукругом и внимательно меня послушайте. На листе бумаги уже наклеен один предмет. Как вы думаете, что это такое? (ответы детей)
-Это цветочный горшок. Далее я буду приклеивать стебель цветка. Откуда он будет расти? (ответы детей)
-Какую часть растения приклеим следующую? Почему? (ответы детей)
-Правильно, следующими приклеим листья. А теперь будем приклеивать цветы.
-Пройдите к столам, присядьте. Рассмотрите, что там у вас лежит.
-У вас на столах лежат такие же листы с уже приклеенным цветочным горшком, а в тарелочках лежат части герани. Выложите свои цветы на листах бумаги. Что приклеим сначала? Что потом? (ответы детей)
-Посмотрите на работы друг друга. Все ли у вас одинаково? Что разное? (ответы детей) Как вы думаете, почему у вас разные цветы? (ответы детей)
-А теперь приклейте свои растения и работы мы сложим в конверт.
-Почему мы складываем ваши работы в конверт? Кому мы его отправим?
Зачем? Как называется растение, про которое мы с вами узнали? Какая часть в нем лекарственная? Как называются полезные вещества, которые выделяют листья герани? Где мы сможем применить это растение? (ответы детей)
-Какие вы молодцы! За ваши старания я вручаю вам медальки с изображением комнатного лекарственного цветка.
-Давайте скажем до свидания нашим гостям и пойдем к своим друзьям, чтобы рассказать о том, что узнали.