Андреева Юлия
Ознакомление с гласными и согласными буквами
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление с гласными и согласными буквами. Этапы формирования навыков письма.
Подготовка детей к обучению грамоте проходит такие основные этапы:
1. Развитие зрительного и слухового внимания, мышления, памяти, устной речи, пальцевой моторики. Для развития зрительного внимания и пальцевой моторики хорошо подходят такие задания:
Темочки:
-- складывание из палочек или спичек по образцу и описанию несложные фигуры (стул, кровать, дерево, елочка, лесенка и т. д.);
--складывание из геометрических фигур разных предметов (домик, грузовик, кот, собака, мишка, снеговик и т. д.);
--складывание предметных картинок из разрезных частей, кубиков с сюжетными картинками, игр-пазлов, мозаик и т. д. ;
2. Развитие фонематических процессов восприятия, представлений, анализа и синтеза. Работа проводится последовательно-параллельно над всеми фонематическими процессами.
Конечно, эту работу надо начинать с развития слухового внимания, то есть с упражнений в различении неречевых звуков (стук молотка и звон ложки в стакане, шуршание сминаемой бумаги от шума пересыпаемой из стакана крупы, погремушку от бубна и т. д.) Постепенно переходя на развитие фонематического восприятия, то есть умения различать слов близких по звуковому составу; выделять заданный звук в потоке звуков; определять наличие или отсутствие заданного звука в составе слова и т. д. Конечно всему этому детей нужно учить, чем мы вместе с вами и занимаемся.
Параллельно развиваем навык фонематического анализа. Эта работа проходит в такой последовательности:
• упражняем детей в определении гласных звуков, стоящих в начале слова под ударением;
• упражняем в выделении согласных звуков, стоящих в конце слова;
• упражняем в выделении гласного звука, стоящего в середине слова;
• упражняем в выделении согласного звука в начале слова;
• упражняем в определении места заданного звука в составе слова;
• упражняем в определении количества гласных и согласных звуков в составе слова;
• упражняем в определении количества и последовательности звуков в слове.
Также параллельно развиваем навыки фонематического синтеза. Для этого используются:
• упражнения в составлении слогов из последовательно названных гласных звуков;
• упражнения в составлении слогов из изолированно названных гласного и согласного звуков;
• упражнения в составлении односложных слов из изолированно названных: согласного, гласного, согласного звуков;
• упражнения в составлении двусложных слов из изолированно названных согласного, гласного, согласного, гласного звуков.
Для развития фонематических представлений используются:
• упражнения в подборе слов определенной тематики на заданный звук;
• упражнения в подборе слов на любой заданный звук в начальной позиции;
• упражнения в подборе слов на заданный звук в конце слова.
Во-вторых, обучение необходимо проводить только в игровой форме, так как именно игра является основным видом деятельности дошкольников, именно игра наиболее доступна и понятна детям.
В-третьих, обучение должно проходить на положительном эмоциональном фоне. Ни в коем случае нельзя насильно заставлять ребенка заниматься, выражать свое неудовольствие. Будьте терпеливы! Старайтесь заинтересовать ребенка!
В-четвертых, при обучении знакомим только с теми буквами, какие звуки правильно произносит ребенок. Разные звуки осваиваются в разные сроки. Есть «трудные» для детей звуки. Ни в коем случае не знакомим со свистящими, шипящими и сонорными, если ребенок их ещё неправильно произносит.
Когда наши дети так хорошо ориентируются в звуковой стороне речи, можно начинать знакомить их с буквами.
Начнем с гласных букв, и прежде всего с буквы а. Предложите разобрать ребенку несколько слов: кран, лампа, марка. Все эти слова выложены перед ребенком на столе в виде разноцветных фишек. Попросите малыша найти в них одинаковые гласные звуки. Ребенок определяет, что это звук а. Тогда вы показываете приготовленную заранее букву а и, рассмотрев ее, просите ребенка заменить во всех словах звук а на букву а. Дальше ваш малыш при звуковом анализе слов ставит всегда букву а вместо соответствующей фишки.
Следующая буква, с которой мы предлагаем знакомить ребенка, — я. Почему такая странная последовательность? Ведь мы привыкли к тому, что ребенку показывают гласные буквы а, у, а затем сразу несколько согласных и он начинает читать: мама, папа, Шура, Мура. И читает эти слоги и слова ребенок довольно легко. Но вот ему показывают букву и или я — и так хорошо усвоенный навык чтения вдруг разваливается! Ребенок не может прочесть слогов с этими буквами, он как бы заново начинает учиться читать. Почему?
Потому что, читая слоги с буквами и, я, ю, е, ё, ребенок впервые начинает читать слоги с мягкими согласными, и оказывается, что их нужно читать совсем по-другому. Когда перед ребенком стоял слог, вы учили его: «Произноси м-м, потом переводи глазки на следующую букву а и говори дальше а-а. Получается мм-аа—ма». Но вот нужно прочесть слог с буквой и. Попробуйте произносить м, а затем перейти к и. У вас получится мьи, а не ми. Оказывается, для того чтобы знать, как прочесть согласную в слоге, надо видеть, какая за ней стоит гласная, и в зависимости от этого приготовиться к чтению согласной.
Это очень сложно, если ребенок должен сам до этого додуматься. Но ведь можно с самого начала учить его так, чтобы затем не возникло никаких осложнений. Научить его чтению тогда, когда он еще не читает, а продолжает заниматься уже хорошо знакомым ему делом — звуковым анализом слов. Вы предлагаете ребенку разобрать слово Надя. Это для него уже легкое занятие, и он быстро выкладывает: Нада. Да, на конце он ставит тоже букву а, потому что обозначает ею звук а — последний звук в слове Надя. И тут вы сообщаете малышу первое в его жизни правило русского языка: после мягкого согласного звук а обозначает буквой я : «Букву а после мягкого согласного ставить нельзя, слышишь ты звук а, а букву пишешь я» — и вы показываете букву я.
Конечно, ребенок не сразу это правило усвоит, он будет иногда ошибаться, забывая, где и когда какая из букв пишется. Не сердитесь и не огорчайтесь — это действительно не так-то легко запомнить. Терпеливо давайте ребенку выкладывать слова, в которых есть буква я после согласного, повторяйте с ним каждый раз это правило, спрашивайте: "А почему ты поставил букву я? Я слышу здесь звук а". Скоро подобные ошибки исчезнут, а важнейшее правило об обозначении мягкости согласных в русском языке будет навсегда усвоено ребенком.
Точно так же познакомьте ребенка и с остальными парами: о—ё, у—ю, ы—и, э—е. Правда, обратите внимание на то, что буква и обозначает звук и, но тоже всегда пишется после мягкого согласного.
Вот теперь можно начинать читать. Теперь наш малыш хорошо знает, что буквы я, е, ё, ю — это как бы сигналы того, что предшествующую им согласную нужно прочитать мягко. Правда, до сих пор он имел дело с цветными фишками, которые сами напоминали о качестве согласного звука — твердый он или мягкий. А когда мы заменим фишку буквой. Достаточно ли хорошо усвоил ребенок те знания, которые мы постарались ему дать?
Чтобы убедиться в том, что можно переходить к чтению, давайте снова поиграем. Достаньте белые фишки, а цветные уберите. Мы усложним игру, уберем те фишки, которые своим цветом подсказывают ребенку, с каким звуком он имеет дело. Пусть он в этой игре-загадке ориентируется только на буквы.
Предложите малышу сложить из белых фишек и гласных букв слово лук. Это, конечно, очень легко для него. А теперь, говорите вы, убери букву у, поставь вместо нее букву ю и угадай, какое получилось слово. Ребенок должен воссоздать слово, пока ему неизвестное. Ему известно все: первый звук, буква ю в середине слова и последний звук. Он должен фактически прочитать новое слово. Да, прочитать, хотя букв нет, стоят белые фишки. Но малыщ, поставив вместо буквы у букву ю, должен, помня усвоенные ранее правила, произнести первый звук в новом слове мягко — л' — и получить новое слово — люк.
Мы с вами разбираем подробно механизм этого процесса, механизм чтения — малыш же просто радостно отгадывает: люк. Ему и невдомек, что в этот самый момент он научился читать. Дайте ему несколько таких загадок: лук—люк—лак, бак—бок—бык, нос—нёс; их легко придумывать самим. Эти упражнения ценны тем, что, "отгадывая" предложенные загадки, ребенок учится ориентироваться на гласную букву, а в этом залог легкого перехода к чтению.
Как только вы убедитесь, что "загадки" отгадываются легко, покажите ребенку первую согласную букву м и предложите сложить слово мама, а потом прочитать его. Можно приготовить специальное пособие, которое очень облегчит обучение слоговому чтению.
Возьмите листок плотной бумаги, сделайте в нем две пары прорезей так, чтобы в них можно было бы протягивать полоски с написанными на них буквами. В первую пару прорезей вставьте полоску с согласными буквами — м, н, р, л. Во вторую — полоску, на которой написаны все гласные буквы в той последовательности, в какой вы знакомили с ними ребека, т. е. попарно: а—я, о—ё, у—ю, ы—и, э—е.
Установив в «окошечке» букву м, начинайте протягивать вторую полоску так, чтобы последовательно образовались слоги ма, мя, мо, мё и т. д. Делайте все это вместе с ребенком, предложите ему читать слоги. Поскольку согласная не меняется, а гласная каждый раз появляется новая, ребенок смотрит все время на гласную (а мы помним, что при чтении необходимо ориентироваться именно на нее). Иногда малыш настолько увлекается этим чередованием гласных, что начинает читать так:а—ма, я—ма, о—мо и т. д. Это очень хорошо, не поправляйте его! Но если ребенок начинает называть согласную : м, а—ма, этого постарайтесь избежать, отучайте малыша от такого последовательного называния букв, оно тормозит овладение чтением.
Вот мы и научили читать ребенка. Овладев чтением слогов в "окошечках", ребенок перейдет к чтению самых простых текстов — "Азбуки", а затем и первых книжек.
В какой последовательности давать ребенку согласные буквы? Это не имеет принципиального значения. Если вы начнете с ним читать "Азбуку", знакомьте с согласными в той последовательности, какая предлагается в этой книге. Не нужно долго задерживаться на чтении с "окошками", прочтите так слоги только с четырьмя указанными согласными, иначе у ребенка надолго сохранится "рубленое" слоговое чтение.
Как видите, в ранее перечисленных советах по обучению малыша грамоте само обучение чтению занимает совсем немного места. Это не случайно. Если вы правильно введете своего ребенка в новый для него мир — мир языковой действительности, незаметно откроете для него законы русского языка и сделаете все это в увлекательной форме, то он начнет читать легко и безболезненно. И он полюбит этот новый, интересный мир, полюбит родной язык.
Но не забывайте, что ваш ребенок — еще ребенок, не требуйте от него больше, чем он может сделать.
Переходя к знакомству с буквой, целесообразно вспомнить, что звук мы слышим и произносим; на письме звук обозначается буквой; букву мы пишем и читаем.
Этапы знакомства с буквой некоторые моменты :
1. Работа в тетрадях. С первого занятия детей необходимо приучать четко выполнять требования к ведению тетрадей: каждая работа начинается с бордюра; между строчками пропускается 2 клеточки, между работами — 4 клеточки; между буквами, слогами, словами — 2 клеточки.
Во время первого периода обучения образец бордюра дается в тетрадях, в дальнейшем под диктовку детьми могут выполняться первые несколько элементов (вместо образца). Возможно и самостоятельное придумывание бордюров.
Бордюры не только помогают в работе по коррекции мелкой моторики, но и способствуют развитию зрительного внимания, умению видеть чередующиеся элементы, развивают зрительное восприятие рядов.
В тетрадях, в зависимости от периода обучения, выполняются следующие виды работ: «печатание» букв, слогов, слов, предложений; составление звукобуквенных схем слов, схем предложений.
2. Работа по таблицам. Чтение по таблицам прямых и обратных слогов проходит после знакомства с буквой и «печатания» ее в тетрадях.
На занятиях используются 2 таблицы: первая — на чтение прямых и обратных слогов, вторая — на чтение слогов с твердыми и мягкими звуками. Сначала дети читают хором, затем — поочередно.
В заключительной части занятия проводится игра, направленная на развитие зрительного внимания, памяти, автоматизацию звуков, коррекцию фонетико-фонематического и лексико-грамматического строя речи. Используя выставленные ранее картинки, можно проводить такие игры, как «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Чудесный фотограф» и др.
Наглядный материал для знакомства со звуком подбирается так, чтобы его можно было использовать в ходе занятия и для составления звуковых и слоговых схем, предложений.
Задания для выполнения детьми дома:
1. Подбор слова с твердым и мягким изученным звуком, определение его места в слове.
2. Игра «Скажи наоборот» — на закрепление твердости — мягкости (игра объясняется).
3. В тонких тетрадях:
o нарисовать бордюр (дается образец);
o нарисовать картинки на изученный звук в начале,
o середине, конце слова; под картинками составить
o схемы слов, обозначить место изучаемого звука;
o «напечатать» по строчке большой и маленькой изученной буквы.
Выполнение заданий дома позволяет лучше закреплять полученные знания. Практика показала, что дети выполняют их осознанно, зачастую сами объясняют родителям, что и как надо делать. Такие задания можно предлагать два раза в неделю.
Предлагаемая система работы позволяет использовать многообразие дидактических игр и приемов, включая в работу различные анализаторы.
Учет психологических особенностей детей дошкольного возраста, общедидактических принципов, использование разнообразных игр и приемов в сочетании с многократностью и вариативностью позволяет успешно обучить детей слоговому чтению.
Письмо – это особая форма речи, при которой её элементы фиксируются на бумаге путём начертания графических символов, соответствующих элементам устной речи. Русское письмо – звукобуквенное. Основной единицей обучения является формирование графического навыка письма.
Графический навык – это определённые привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные знаки и их соединения.
Письмо включает механизмы артикуляции и слухового анализа, зрительную память и зрительный контроль, зрительно-моторные координации и моторный контроль, перцептивную регуляцию и комплекс лингвистических умений.
На начальном этапе обучения письму дети должны:
§ Усвоить понятие о буквах – графических знаках;
§ Научиться правильно, чётко и достаточно быстро писать все графические элементы, соблюдая правильные движения руки, правильную позу, траекторию движений и т. д.
§ Правильно дифференцировать звуки;
§ Безошибочно узнавать и соотносить звуки с буквами, так как параллельно с графическим происходит формирование орфографического навыка.
Готовность к обучению письму включает сформированность:
§ Устной речи, фонетико-фонематического восприятия;
§ Зрительного, зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти;
§ Моторных функций и сложнокоординированных графических движений;
§ Интегративных функций – зрительно-моторных и слухо-моторных координаций.
В формировании графического навыка выделяются три основных этапа:
I. Аналитический – вычленение и овладение отдельными элементами действия, уяснение содержания работы.
II. Синтетический – соединение отдельных элементов в целостное действие.
III. Автоматизация – образование графического навыка как действия, которое характеризуется высокой степенью усвоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля.
Характерной чертой графического навыка на этапе автоматизации являются быстрота, плавность, лёгкость и связность.
Необходимо научит видеть строку, её середину, анализировать и уметь определять расстояние, мысленно выделять для каждой буквы её «клеточку» и располагать в ней букву. Величина строки должна быть удобной для выполнения круговых и поворотных движений. При объяснении способа выполнения буквы необходимо особо выделить точку начала движения.
Правила, которые необходимо соблюдать при работе детьми на этом этапе обучения:
§ При выполнении графических заданий важны не быстрота и количество сделанного, а правильность и тщательность следования инструкции.
§ Перед каждым заданием объясните ребё нку его цель: что будем делать, для чего и как. Объясняя, используйте только знакомые слова. Объяснив, покажите;
§ Убедитесь, что ребёнок понял инструкции;
§ Соблюдайте последовательность занятий, не торопитесь, не перешагивайте через ступеньки;
§ Не переходите к последующим заданиям, если не освоены предыдущие;
§ Не забывайте, что дети 6 лет лучше усваивают учебный материал в игре, но не используйте тактику соревнований;
§ Продолжительность выполнения графических заданий не должна быть больше 3-5 мин;
§ При выполнении любых графических заданий учите ребёнка расслабляться после каждого движения и только затем делать следующее движение;
§ Если у ребёнка возникают трудности, если ребёнок напряжённо держит ручку, очень нервничает, выполнять сложные графические движения ещё рано. Не настаивайте, не подчёркивайте неловкость, неумение ребёнка.
Перед тем как ребёнок начнёт писать, он должен уметь:
§ Соблюдать правильную позу при рисовании и письме;
§ Правильно держать карандаш;
§ Правильно координировать движения пальцев, кисти, предплечья, плеча при рисовании и письме.
Правильная поза, правильное положение ручки и правильная координация движений позволяют сформировать правильную технику письма, правильный графический почерк.
Гигиенические правила, которые должен ребё нок выполнять при письме:
§ Парта, стол и стул должны соответствовать его росту;
§ Стул можно поставить так, чтобы передняя правая ножка находилась на одной линии с краем стола, левая же – на расстоянии 7-10 см от линии края стола;
§ Туловище следует держать прямо. Не сгибая не вперёд. Ни в стороны, не опуская плечи;
§ Грудь не должна касаться стола;
§ Ноги согнуты под прямым углом в бёдрах и коленях, стопа стоит на полу;
§ Голова должна быть слегка наклонена вперёд, чтобы глаза находились на расстоянии 20-30см от тетради. Попросите ребёнка сесть прямо, пусть он положит руки на стол и вытянет пальцы. У кончиков пальцев должна лежать тетрадь при письме и книга при чтении;
§ Локти пишущего ребёнка немного выступают за край стола и находятся на расстоянии около 10 см от туловища;
§ Крышка стола во время письма должна быть наклонной.
Первый шаг добуквенного периода обучения – учимся правильно сидеть.
Второй шаг – учимся правильно держать тетрадь и ручку.
Третий шаг – учимся рисовать прямые линии: вертикальные, горизонтальные, наклонные.
Четвёртый шаг – учимся рисовать параллельные линии: прямые и наклонные.
Пятый шаг – учимся рисовать полуовалы: верхние и нижние, правые и левые.
Шестой шаг – учимся рисовать круги и овалы.
Седьмой шаг – учимся рисовать зигзаги.
Восьмой шаг учимся писать элементы печатных букв.
Девятый шаг – учимся писать печатные буквы.
Десятый шаг – учимся писать элементы письменных строчных букв и письменных заглавных букв.
Обучение элементам письменных букв начинается с анализа букв, выделения общих элементов, нахождения сходства и различия в соотношении элементов.
Выделим основные требования к письму в подготовительный период – то, чему нужно научиться ребё нку:
1. Правильно сидеть;
2. Правильно держать ручку;
3. Выучить буквы;
4. Чётко дифференцировать строку, уметь писать буквы в строке;
5. Выделять 2/3 над верхней строкой и 2/3 под нижней строкой для написания букв, элементы которых выходят за пределы строки;
6. Уметь выполнять основные элементы букв :
§ вертикальные линии, параллельные и наклонные прямые;
§ овалы;
§ линии с закруглением внизу, вверху;
§ хорошо различать и писать вертикальные элементы;
§ выполнять связные ритмические движения;
§ копировать сочетания извилистых линий, например, скопировать простейшие иероглифы;
§ копировать простейшую фразу из нескольких слов, написанную письменными буквами;
§ различать буквы, написанные курсивным письмом.