Марина Железняк
Ознакомление дошкольников с трудом взрослых в рамках ранней профориентации в сотрудничестве с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Важность ознакомления дошкольников с профессиями взрослых, с их
трудом не вызывает сомнений. Решение проблемы профориентации имеет
общественный характер, так как именно от неё зависит состояние общества,
развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов
и направление их в наиболее подходящие сферы деятельности.
Профессиональная ориентация – это система мероприятий,
Темочки:
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
направленных на выявление личностных особенностей, интересов и
способностей каждого человека для оказания ему помощи в разумном
выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным
возможностям. Детский сад является первой важной ступенью знакомства
дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую
осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у
них определенный элементарный опыт, способствует ранней
профессиональной ориентации.
Проблема приобщения дошкольников к труду нашла достойное место в
работах выдающихся педагогов прошлого. К. Д. Ушинский рассматривал
труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой
осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить. А. С.
Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое
воспитание, так как труд всегда был основой жизни. В современной
педагогической науке проблему ознакомления дошкольников с трудом
взрослых изучали многие ученые: В. И. Логинова, А. Ш. Шахманова, М. В.
Крулехт, Л. А. Мишарина, С. Ф. Сударчикова и др.
Педагоги Н. Е. Веракса и Т. С. Комарова, рекомендуют знакомить детей
с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности. Т. И.
Бабаева и А. Г. Гигоберидзе предлагают не только знакомить с профессией,
но и с личностными качествами представителей этих профессий.
10
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года (29 мая 2015 г. № 996-р) уточняет содержание предполагаемых
видов воспитания, в частности, трудового воспитания и профессионального
самоопределения, которые реализуются посредством воспитания у детей
уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; формирования у
детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться,
добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам
трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей; развития навыков совместной работы, умения работать
самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая
смысл и последствия своих действий; содействия профессиональному
самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности
для осмысленного выбора профессии.
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями
обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов
образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен
на достижение цели формирования положительного отношения к труду.
Федеральным государственным образовательным стандартом ДО
определены Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного
образования, часть которых направлена на раннюю профориентацию
дошкольников :
ребенок овладевает основными культурными способами
деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах
деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской
деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий,
участников по совместной деятельности;
ребенок обладает установкой положительного отношения к миру,
к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством
собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и
взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться,
11
учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться
успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры
в себя, старается разрешать конфликты.
Ознакомление дошкольников с профессиями осуществляется с учётом
принципа интеграции пяти образовательных областей в соответствии с
ФГОС ДО, возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями
заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для
непосредственного наблюдения за ней. Возникает необходимость разработки
и использования в педагогическом процессе новых образовательных
технологий, позволяющих доступно и просто знакомить детей с трудовыми
действиями взрослых.
Профориентация дошкольников — это, прежде всего, информирование о
мире профессий, организованное через игровую деятельность. И как бы не
изменился современный дошкольник, он, по-прежнему, ориентирован на
самоценные виды деятельности. Он любит играть, сочинять, фантазировать,
радоваться и рассуждать. Для развития и социализации детей особое
значение имеет ознакомление с миром взрослых. Представление о
профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и
принять его. Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном
будущем. И здесь важная роль принадлежит вдумчивому, творческому
педагогу, который грамотно применяет в работе с дошкольниками
современные технологии.
Сборник материалов научно-практической конференции преследует
цель – обсудить тенденции развития дошкольного образования в области
ранней профориентации детей, содействовать обмену опытом и
распространению лучших современных образовательных практик по
вопросам ранней профессиональной ориентации и ознакомления
дошкольников с трудом взрослых.