ЯРМАК ОЛЕСЯ СЕРГЕЕВНА
Ознакомление детей дошкольного возраста со звуковым составом слова (младший и средний дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Младший дошкольный возраст.
Ознакомление детей со звуковой стороной слова начинается еще в младших группах, когда в процессе воспитания звуковой культуры речи в упражнениях и речевых играх они учатся внятно и четко произносить звуки, вслушиваться в звучание слов, различать на слух сходные и различающиеся слова, произносить их с разной силой голоса и в разном темпе.
Публикация «Ознакомление детей дошкольного возраста со звуковым составом слова (младший и средний дошкольный возраст)» размещена в разделах
Детей учат вслушиваться в стихотворения, в рифмующиеся слова, замечать в них часто повторяющиеся звуки, Постепенно они осваивают значение слова звук.
Все это позволяет обратить внимание детей на звуковую форму слова.
Ознакомление со звуковой и смысловой стороной слова помогает формированию представлений о слове как единицы языка и является основной для последующего обучения обучения анализу его звуковой структуры.
Средний дошкольный возраст.
Подводить детей к звуковому анализу начинают в средний группе.
Этот этап рассматривается как (подготовительный) в последующим обучении звуковому анализу, а затем и чтению.
Для решения подготовки детей к звуковому анализу необходимо научить их воспринимать слово не как единый звуковой комплекс, а как некое структурное образование, состоящие из отдельных звуков, т. е. научить слышать в слове отдельные звуки.
Способом выделения звука в слове является особое произношение слова-с интонационным, особо подчеркнутым выделением в нем одного звука.
Овладению способом интонационного выделения звука помогают приемы сравнения звуков речи с " песенками ветра-," шшш, насоса -ссс их произношения, обнаружения звука "песенки" в произносимых взрослым с интонационным выделением звука.
Постепенно вместо слово песенка начинает употребляться слово звук.
Умение произносить слова с интонированием звука закрепляется в игровых заданиях "Скажи как я", скажи я. чтобы все услышали в слове масло звук "С" "Назови слова".
Следующий этап работы-формирование умения называть изолированный звук и выделять в слове первый звук.
Для демонстрации следования звуков рекомендуются специальные пособия, моделирующих последовательное появление и (исчезновение). звуков при произнесении слова.
Одно из пособий -табло -линейка большого размера (4на 10 см)
с рядом окошек-квадратов и с передвигающейся планкой того же цветного тона, на конце которой нарисован синий квадрат -"звук".
При протяженном произношении педагогом первого звука в слове планка передвигается так, чтобы в первом окошке появился нарисованный на конце синий квадрат (звук) .
Квадрат находится там до тех пор, пока звучит первый звук.
При начале произношения второго звука синий квадрат исчезает в первом окошке и появляется во втором и т. д.
Когда звучание слова прекращается, квадрат (звук) исчезает совсем.
Таким образом, дети одновременно слышат протяженное произнесение и следят за последовательным появлением и исчезновением (звуков) в окошках линейки.