Анастасия Брескина
Отношение студентов первых курсов к переходу на многоуровневую систему образования
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из центральных и наиболее значимых преобразований в российской высшей школе является переход на многоуровневую систему образования, аналогичную европейской. Реформы в рамках Болонского процесса направлены на создание оптимальных условий для наилучшей подготовки самих студентов. Поскольку студент должен быть не только объектом, но и субъектом учебного процесса, очевидно, что без активного участия студентов никакие реформы не могут быть достаточно эффективными. Студенты должны ясно понимать задачи и цель Болонского процесса. Однако на сегодняшний день выявлено противоречие между необходимостью модернизации системы высшего образования и отсутствием представлений относительно оценок модернизации процессов со стороны основных участников образовательного процесса, а именно студентов начальных курсов. К сожалению, данное противоречие негативно влияет на отношение студентов к внедрению многоуровневой системы подготовки кадров, а именно к переходу подготовки бакалавров.
Темочки:
В связи с выделенным противоречием, целью нашего исследования было выявление отношения студентов первых курсов к переходу на многоуровневую систему образования. Гипотеза исследования: в связи с отсутствием представлений о многоуровневой системе подготовки квалифицированных кадров, студенты первых курсов отрицательно относятся к переходу на данную систему и к подготовки бакалавров.
Задачи исследования заключались в том, чтобы провести теоретический анализ особенностей многоуровневой системы обучения и определить основные параметры модернизации системы образования в России; на основании анкетного опроса, определить уровень знаний у студентов о таком типе обучения как баклавриат, выявить отношение к переходу на новую двухступенчатую систему обучения через призму сравнения мнений обучающихся по программе специалитета и бакалавриата.
Базой исследования явился Северо-Кавказский филиал Московского гуманитарно-экономического института в г. Минеральные Воды. В исследовании принятии участие более 70 студентов первых курсов.
Анализ полученных данных показал, что 100% студентов первых курсов уверены в своей осведомленности о направлении подготовки бакалавров, называют верно сроки обучения (4 года, знают присваиваемую по окончанию обучения степень – «Бакалавр». Однако, 60% студентов не имеют представления о Болонской системе образования, о ее структурных составляющих, столько же процентов не знают о ее существовании вовсе. 80% первокурсников не видят целесообразности внедрения бакалавриата, не знают о практико-ориентированной направленности обучения в рамках многоуровневой системы образования. 90% опрашиваемых студентов не владеют информацией об историческим аспекте многоуровневой системы образования, в частности о бакалавриате.
Сравнивая особенности обучения на специалитете и бакалавриате, 40% студентов знают об изменении (уменьшении) количества дисциплин, а, следовательно, как считают многие, уменьшении получения знаний. 70% студентов считают, что уровень подготовки на специальности выше, чем на бакалавриате, 80% первокурсников такой тип обучения как бакалавриат не устраивает, студенты считают, что с дипломом специалиста легче устроиться на работу, чем с дипломом бакалавра. 95% опрошенных студентов при возможности выбора, поступили бы на специалитет или перешли бы на прежнюю форму обучения.
Таким образом, проведенное исследование позволило выявить взаимосвязь формирования негативного отношения у участников образовательного процесса, а именно студентов начальных курсов, к переходу на многоуровневую систему образования и отсутствием представлений относительно особенностей по типу обучения бакалавриат.
На наш взгляд, для снижения негативного отношения у студентов необходимо провести просветительскую работу, направленную на освещение особенностей многоуровневой системы образования и подготовки бакалавров, раскрытие актуальности внедрения данной системы, рассмотрения исторического аспекта возникновения и развития бакалавриата в России, определение основных отличий специалитета от бакалавриата и выделение положительных сторон бакалавриата.