Марина Ражева
Мастер-класс для воспитателей «Откуда берётся звук»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для воспитателей
«Откуда берётся звук?»
Подготовила:
Музыкальный руководитель
1 квалификационной категории
Ражева Марина Анатольевна
г. Тейково 2018 год
Цель: ознакомление с принципами образования звуков, воспитание интереса к звучащему миру, развитие внимания, а также эмоциональной отзывчивости на музыку.
Оборудование:
Фонограммы:
Ход мастер-класса.
М. р. Жизнь была бы страшно скучной,
Если б жизнь была беззвучной.
Как прекрасно слышать звук :
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Откуда берётся звук“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Шум дождя и сердца стук.
Мы кричим, смеёмся, дышим,
Мы слова и мысли слышим,
Слышим даже тишину.
Как гуляет кот по крыше,
Как шуршат за стенкой мыши,
Волки воют на луну.
Мир без звуков был бы грустный,
Серый, скучный и «невкусный»!
А. Усачёв. «Звуки»
Звук живёт в любом предмете, сколько их – посмотри!
Звук – шутник, играя с нами, любит прятаться внутри.
Про человека, который внимательно к чему-то прислушивается, говорят, что у него «ушки на макушке». Мы сейчас проверим, можно ли это выражение применить к вам. Я прошу вас закрыть глаза и отгадать, что звучит: (стеклянный стакан, крышки от кастрюли, деревянные кубики, погремушки, шуршание бумагой, переливание воды).
М. р. Открывайте глаза. Но на этом загадки не заканчиваются. Звук может прятаться повсюду. Отгадайте, где живут звуки, которые я вам назову:
Дождь, ветер, метель, гроза (Природа)
Часы, телефон, пылесос, чайник (Дом)
Самолёт, салют, карусель, церковь (Улица)
М. р. Замечательно! Теперь другое задание – продолжите ряд звукоподражаний : а) мяу, ку-ка-ре-ку, …
б) тук, щёлк, хлоп, …
М. р. Подберите звукоподражания применительно к
часам (тик-так,
шагам (топ-топ,
воде (кап, кап, кап – нисходящим звуком)
молотку (тук, тук, тук)
шуршанию листочков (ш-ш-ш-ш)
кукушке, собаке, индюку.
М. р. Живя в предметах окружающего нас мира, таясь в природе, звуки говорят, открывают нам свои тайны. Но это ещё не музыкальные звуки. Настоящие музыкальные звуки «живут» в музыкальных инструментах. Музыкальными звуками можно выразить и характер, и даже образ. Назовите инструменты, которые могут передать голоса птички, медведя, кошки.
Догадайся: флейта, контрабас, скрипка.
М. р. Скажите, если у вас плохое настроение, и вдруг вы услышите звуки весёлой, задорной, игривой, солнечной музыки, настроение изменится? (Ответы)
И от грусти, и от скуки, могут вылечить нас всех,
Озорных мелодий звуки, песни, шутки, пляски, смех.
М. р. В нашем зале много инструментов, вы их слышите? (Нет). Что нужно сделать, чтобы появился звук? (Играть на них). Выбирайте музыкальные инструменты.
Музыкально-дидактическая игра «Оркестр» (ложки, маракасы, трещотки, колокольчики и др.)
Музыкальное сопровождение РНП «Ах вы, сени».
М. р. Звук может спрятаться не только в образе, но и в нашем настроении. Когда оно хорошее, мы представляем весёлую, радостную мелодию, а если плохое – слышим грустную, печальную музыку.
Я хочу предложить вам прослушать музыкальное произведение австрийского композитора В. А Моцарта, назвать его и определить характер этой музыки.
Давая характеристику музыкальному сочинению участники называют одно слово, и передают друг другу цветок.
«Турецкое рондо» (шутливый, радостный, лёгкий, озорной, непоседливый, игривый, беззаботный, задорный)
И ещё одно известное музыкальное произведение И. С. Баха – «Шутка»
(характер – озорной, лёгкий, стремительный, шутливый)
М. р. Каждый человек при рождении получает уникальный дар – голос, и при благоприятных условиях развития он становится музыкальным инструментом, единственным и неповторимым. А чтобы инструмент зазвучал, надо начать говорить, а ещё лучше… петь!
Предлагаю творческое задание: определите образ человека по поющему голосу (звучит «Песенка Герцога» из оперы «Риголетто» Д. Верди «Сердце красавицы склонно к измене»).
Определяем: - пол поющего
- возраст
- характер
- действия
- желания
- внешние данные
- на каком языке поет – понятном или нет
(Герой поёт на самом музыкальном языке – итальянском. Он беспечный, беззаботный, думает только о себе, а не о других)
М. р. Ну, а теперь пора и нам запеть.
Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку,
Что такое эта музыка, расскажите мне скорей…
Такие стихи сочинила девочка – школьница, а композитор Георгий Струве написал к этим стихам музыку, и получилась песня.
Исполняется песня «Музыка», сл. Иры Исаковой, муз. Г. Струве.
(раздать слова песни всем участникам мастер-класса, поём все вместе)
М. р. Всё, что создано природой и человеком, имеет свой звук, свою музыку, надо только научиться её видеть, слышать, чувствовать, и тогда ты сам откроешь музыку в себе самом и почувствуешь, что музыка обладает таинственной силой.
Дарите музыку друг другу.
Пусть каждый день и каждый час,
Она звучит в сердцах у нас.
Всем спасибо за внимание, я пою вам: «До свидания!»