Тросько Ирина Анатольевна
Откуда берутся трудные дети?
▼ Скачать + Заказать документы
Слова «подросток» бояться многие родители, так как оно зачастую связано не только с определением переходный возраст, но и со всеми примыкающими к нему агрессией, недопониманием, замкнутостью, а иногда и воровством, драками, попытками суицида. Почему в одном случае подростковый период проходит с наименьшим спектром проблем, а в другом - родители тратят огромную кучу денег на психологов, называя своё дитя «ТРУДНЫМ»? Трудный ребенок : следствие переходного возраста или прямая вина родителей?
Публикация «Откуда берутся трудные дети?» размещена в разделах
Трудный подросток – это прежде всего несчастливый ребенок. Если человек живёт в гармонии с самим собой, он никогда не будет инициатором драки, не станет провоцировать окружающих на конфликт, ему и в голову не придет мысль о том, чтобы причинить вред своим близким.
Учеными доказано, что самый большой вред психике человека наносится в первые пять лет его жизни. Какие же факторы, откликающиеся в подростковом возрасте, влияют на становление психики малыша?
Во-первых, общая атмосфера в семье. Распространенная ситуация: мужчина и женщина сошлись на фоне сексуального влечения, не планируя серьезных отношений в дальнейшем, в их планы вмешивается СЛУЧАЙНОЕ обстоятельство – ребенок. Тогда молодая пара единственным выходом из сложившейся ситуации видит брак, совместное проживание и воспитание «долгожданного» ребёнка. Как правило, они смиряются со своей миссией, привыкают друг к другу, но противостояние темпераментов создаёт их доме совсем не благоприятную атмосферу. Очень часто маленький ребёнок становится невольным свидетелем домашних скандалов и конфликтов, плачет по ночам и искренне не понимает из-за чего все это происходит. Что в итоге получают такие семьи? Как правило, ребенок пытается вырваться из негативной обстановки и найти утешение на стороне. В этот момент он очень уязвим и легко может связаться с плохо влияющей на него компанией. Но родители узнают об этом, когда будет уже слишком поздно, потому что подросток ни за что не будет делиться новостями со своими родителями.
Во-вторых, ограничение свободы ребенка с самого рождения. Тройной слой пеленок, туго сковывающих желанные и такие необходимые движения малыша, грудное вскармливание по четкому расписанию, когда малыш уже испытывает чувство голода, но до очередного приёма пищи остался еще целый час, и эта невыносимая соска, которой молодая мама, как пультом, выключает громкость малыша. И, казалось бы, она все делает правильно, все делает как НАДО. А вот это «надо» и влияет на психику ребенка, у которого уже в младенчестве закладываются основы скованной, не уверенной в себе, закомплексованной личности.
Неправильное половое воспитание является третьей причиной трудностей в подростковом возрасте. Услышав от сына в шестилетнем возрасте слова «секс» или «пенис», молодые родители с неимоверным удивлением, переходящим в негодование, не только ругают за употребление подобных слов, но и ставят табу на любые темы, связанные с половой жизнью. Ребёнок навсегда запоминает, что секс порочен и греховен. Это является причиной резкого всплеска интереса к устройству своего тела в подростковом возрасте, а также громких похихикиваний на уроках биологии или во время слов «Я беременна» в любой кинокартине.
Одним из не менее важных факторов, влияющих на психику ребёнка, является система поощрений и наказаний. Награждая ребенка за успешно выполненное задание, мы стимулируем в нем соревновательные мотивы деятельности. Другими словами, даём ребёнку команду сделать лучше, чем кто-либо другой. Поощрения также являются мощным средством воспитания в ребёнке зависти. Что касается наказаний, они наносят двойной вред ребёнку, так как представляют собой проявление открытой ненависти. Малыш, который только что получил от разозлившегося отца больной шлепок по голове, еще долго будет хранить злобу на своего обидчика, несмотря на, казалось бы, теплые улыбки с его стороны после примирения с отцом. Это чувство ненависти, как снежный ком, набирает все больший объём и, в конечном итоге, вырастает обозленный эгоист, стремящийся с большей силой причинить боль другим, чтобы они испытали то же, что чувствовал когда-то он. И этот цикл замыкается, так как дети, которых в детстве били родители, непременно поднимут руку на своих детей.
Самая распространенная ошибка безграмотных родителей - установление непреодолимой дистанции между ними и их ребенком. Как часто мы слышим фразы: «У тебя молоко еще на губах не обсохло», «Ты еще не дорос до этого», «Не встревай в разговор взрослых», «Мы уже повидали жизнь, лучше знаем». И как часто именно они являются причиной замкнутости ребенка. Когда у него появляются собственные мысли, которыми он стремиться поделиться в процессе беседы, взрослые сразу пытаются поставить его на место, тогда как им следовало бы дать ему возможность высказаться. Это отличная возможность укрепить веру ребёнка в самого себя. А расхождения во взглядах разных поколениях естественное явление. В подростковом возрасте человек как никогда нуждается в верном друге, в человеке, которому он сможет рассказать о своих интимных проблемах. Это хрупкий возраст, но в то же время и замечательный, потому что ребенок с двойной силой начинает ценить все хорошее, что делается в его адрес, хотя открыто он это показывать не станет. Франсуаза Дальто в своей работе дает очень полезный совет: «Старайтесь поднять их в собственных глазах, продолжайте делать это, даже если кажется, что вы, как говорится, ломитесь в закрытую дверь».
«Нет трудных детей, есть трудные родители» - вот ответ на поставленный в начале вопрос. Трудные подростки — это на сто процентов семейная история. Если ребенок начинает вести себя как-то странно, конечно же можно свалить все на переходный возраст, но гораздо полезнее обратить внимание на его отношения с родителями. Как правило, отклонения в поведении есть реакция на дефицит внимания или напротив на моменты проявления агрессии со стороны близких. Молодым родителям необходимо помнить, что трудности подросткового возраста они сеют уже в период младенчества. Дать ребенку быть самим собой, дать ему состояться так, как он этого хочет, а не так, как хотят того родители, не подталкивать его постоянно, не читать нотаций, не перегибать с наказаниями и поощрениями – вот ключик к воспитанию здорового подростка, которого родитель не сможет назвать ТРУДНЫМ.
Литература:
1. 1. Воспитание свободой / Александр Нилл. — М. : 2015
2. 2. Жить с агрессивными детьми/ Кристиан Бютнер; пер. с нем. Д. В. Димитриева. М. : Педагогика. 1991
3. 3. На стороне подростка / Франсуаза Дольто ; [перевод с фр. А. К. Борисовой; предисл. М. М. Безруких]. — Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010. — 423, [1] с. — (Серия «Авторитетные детские психологи»).
4. 4. Лариса Суркова. Ребенок от 8 до 13 лет: самый трудный возраст» : АСТ; Москва; 2015