Марина Катакова
Конспект занятия «Открываем страничку в Мир иконописи» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: дать детям понятия о том, что такое икона. Расширять и углублять знания детей об иконах, их отличительных особенностях и ценности для христиан. Учить определять образ, изображенный на ней.
Продолжить знакомить с технологией изготовления икон, значением цвета, как символа в древнерусской живописи. Развивать познавательный интерес к процессу создания икон художниками – иконописцами. Воспитывать уважение к изображениям на иконах. Вызвать чувство духовного отклика от рассматривания икон и восприятия
произведений.
Публикация «Конспект занятия „Открываем страничку в Мир иконописи“ в подготовительной группе» размещена в разделах
Предварительная работа: экскурсия в храм, беседа со священником, рассматривание иллюстраций икон, рассказ воспитателя.
Материалы и оборудование: иконы Андрея Рублева «Спас», икона Божьей Матери, икона Серафима Саровского, икона Святого целителя Пантелеймона; колокольного звона, листа бумаги с наклеенной посередине иконой на каждого ребенка, клей, кисточки, салфетки, готовые формы для аппликации.
Ход занятия:
Дети сидят на стульях полукругом. На стенде – иллюстрации икон, на столах – приготовлены материалы для аппликации.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним нашу недавнюю экскурсию в храм. - Как вы думаете, что такое храм? (Слайд с изображением храма).
(1 Слайд) Дети: храм — это дом.
- Скажите, чем отличается храм от других зданий?
Дети: у храма есть купола и кресты
- Дети, как вы думаете для чего под куполами храма размещают колокола?
Дети: звук колоколов зовет людей на молитву.
- А как вы думаете для чего люди приходят в храм?
(2 Слайд) Дети: люди приходят в храм разговаривать с Богом, молиться.
- Дети, а как вы думаете, кто служит в храме?
(3 Слайд) - Дети: в храме служит Священник.
- Сколько частей можно выделить в православном храме?
Дети: Три – притвор, средняя часть и алтарь.
Воспитатель: Ребята, что вам особенно запомнилось?
(Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, вы сказали, что в храме вы видели много икон, (4Слайд)
- А что же такое икона?
Дети: В переводе с греческого это значит «образ», «изображение».
Воспитатель: Икона – не обычная картина. Иконой изображение становится тогда, когда священник помолится Богу об освящении иконы и окропит ее святой водой.
- Скажите, кого изображают на иконах?
Дети: Иисуса Христа, Божью Мать, святых и ангелов.
- Чьи образы (иконы) вы видите в зале? (ответы детей)
Воспитатель: совершенно, верно. Икона непросто произведение искусства – это молитвенный образ, который почитают христиане и обращаются к нему с молитвой. Иконы пишут художники-иконописцы по особым правилам – иконописным канонам. Святых иконописцы рисуют так, чтобы их узнавали, отражая на иконе основные особенности их деяний.
(5 слайд) Так, преподобный Серафим Саровский изображен молящимся на камне в лесу перед образом Божией Матери, целитель Пантелеимон с ложечкой и ларцом с лекарствами в руках. Мир духовный на иконах изображается не полностью, так как он недоступен человеческому зрению, иконописец лишь намекает на его присутствие.
(6 Слайд) Иконы имеют прямоугольную форму, писались на деревянных досках. Доски брали от таких деревьев как липа, сосна, кипарис. Доски сушили, проклеивали тканью, грунтовали, шлифовали, а затем мастер наносил сюжет и приступал к раскрашиванию. Использовалась многослойная система письма, т. е. на одну краску наносилось несколько слоев. Закончив работу, икону покрывали олифой – масляным лаком. Олифа придавала иконе свежесть и блеск, делала краски боле глубокими и яркими. Но в ней таилась и главная опасность – ведь в храме перед иконами горят свечи и лампады, возникают резкие перепады температуры и влажности. От всего этого слой олифы через 80-100 лет теряет прозрачность, и икона становится темной, ее нужно восстанавливать (реставрировать).
Сейчас мы послушаем стихотворение о старинной иконе, потемневшей от времени.
Ребенок:
Икона темная Христа
в старинной золотой оправе
Ты та же сердцу и не та,
икона темная Христа,
Сокрытого в небесной славе.
Икона вечная Христа,
твои черты безгласно строги,
Зажгись бессмертная мечта,
икона вечная Христа,
Веди по голубой дороге!
К. Бальмонт
Физкультминутка:
Мы с друзьями строим храм (дети идут друг за другом по кругу)
Помогают люди нам (останавливаются лицом в круг, как бы стучат молоточками)
Выше, выше Божий дом! (дети садятся и постепенно поднимают руки)
Славно спорятся дела (встаём)
Вот какие купола! (дети показывают купол над своей головой)
Самый главный купол нужен? Нужен!
Мы сомкнем все руки дружно (руки детей соединяются в один большой купол).
Колокол, дремавший разбудил поля (волнистые движений руками)
Улыбнулась солнышку сонная земля! (дети, стоя на носочках тянут руки в верх)
Храм – это особый дом, посвящённый Богу.
(Руки разводят вперёд – в стороны)
Хорошо, когда идём мы к его порогу!
(опускают руки, шагают на месте)
С высоты на нас глядят лики на иконах
(останавливаются, поднимают вверх голову и руки)
Не спеша, не торопясь, мы кладём поклоны. (делают поклон)
И мы давайте тоже друг другу улыбнемся и сядем на места.
Воспитатель: Дети, кто из вас помнит, чей образ впервые появился на иконе, и каким образом это случилось?
Рассказ ребенка: в давние времена один царь тяжело заболел, и доктора не могли его вылечить. Царь слышал, что Иисус исцеляет людей, но из-за болезни не смог к нему отправиться и послал своего лучшего художника, чтобы тот написал портрет Иисуса. Художник нашел Иисуса, когда тот учил людей и стал писать его портрет. Но сколько ни старался, у него не получалось. В отчаянье художник подошел к Иисусу и спросил: «Почему я не могу написать твой портрет?» Иисус решил помочь несчастному художнику. Он умылся и приложил к лицу полотенце. Когда Иисус отнял полотенце от лица, все увидели, что на полотенце отпечатался лик Иисуса. Художник принес это полотенце своему царю, и тот, приложившись к лику Христа, исцелился от болезни.
(7 Слайд) Воспитатель: Молодец, ты все правильно рассказал. А как же называется эта первая икона, появившаяся чудесным, необъяснимым образом?
Дети: Спас Нерукотворный, то есть не сделанный руками человека.
Воспитатель: Чей это образ?
Дети: образ Спасителя Иисуса Христа, он отобразился на полотне.
Воспитатель: это репродукция иконы художника Андрея Рублева. Называется «Спас».
Андрей Рублев – иконописец, он написал много разных икон. Ребята, посмотрите внимательно на образ, на глаза Иисуса Христа. Его взгляд проникает в душу. Он внимательно следит за нами, знает о нас все: и хорошее, и плохое. Нимб – сияние, окружающее лик, говорит о божественности, святости образа.
Ребенок:
Господь Свой Лик явил на полотне,
Создав икону Спас Нерукотворный.
Мы этот образ в Храме на стене
Увидели на полотне узорном.
«Знай, юноша, что лишь Иисус Христос
Избавит нас от бедствий и от слез,
Призвав к себе Его Святое Имя,
С проблемами ты справишься любыми.
(8 Слайд) Воспитатель: А вот еще одна репродукция иконы Богородицы -Матери Божией.
- Скажите, кого вы видите на этой репродукции?
Дети: Божья мать.
Воспитатель: на руках у нее запечатлен младенец Иисус Христос. Много мам есть на свете, а есть еще Божья мама- матерь всех мам. Она сильна тем, что всех любит, оберегает, защищает, помогает, поэтому верующие молятся Пресвятой Богородице. Это икона Владимирская. Посмотрите, дети, как мама Богородица ласково смотрит на сына Иисуса, во взгляде заложена большая сила любви, заботы. Богородица нежно обнимает сына. А другой рукой поучает, чтоб сын не шалил, слушался и не огорчал маму. Пресвятая Богородица хочет, чтобы все дети росли добрыми, послушными.
Игра-перечисление:
Воспитатель: сейчас мы с вами поиграем. Будем передавать игрушку друг другу, у кого игрушка - тот благодарит маму за то, что она для тебя сделала. Например: я благодарю маму за то, что она испекла вкусные пирожки, помогла мне застегнуть куртку, сшила мне красивое платье, прочитала книгу и т. д.)
(9 Слайд) Воспитатель: Икон с изображением Христа, Божией Матери, святых угодников очень много, но, как правило, мы не знаем имена создавших их художников. Мастера не смели ставить даже на обратной стороне иконы свое имя, потому что не считали себя авторами образов – они чувствовали себя лишь орудием в руках Бога. Приступая к работе, иконописец долго готовился к этому великому делу. Перед началом работы художник ходил в баню, надевал чистую рубашку. Прежде всего, он очищался телесно (постился) и духовно (исповедовался). Он читал Божественные книги, беседовал со священником, молился и приходил в особое состояние – покоя, света, радости или печали. И тогда образ возникал у него.
(10 Слайд) Наиболее прославленные мастера древности – Даниил Черный и Андрей Рублев были монахами и вели праведный образ жизни. Но и они готовились к работе особо. С молитвами готовили краски, материал, с молитвами приступали к работе и славили Бога, заканчивая ее. И все это время их душа была наполнена светом, поэтому и мы, рассматривая икону, исполняемся благодатью.
На Руси к иконописцам относились с большим уважением.
Каждый художник передавал содержание иконы, внутреннее состояние изображения и свое отношение к происходящему на ней цветом, как главному выразительному средству живописи. Отдельно готовились краски. Иконы писались натуральными красками – темперой, замешанной на яичном желтке.
(11 Слайд) Какие цвета на иконе встречаются чаще всего и что они обозначают?
Золото на иконе символизирует Божественную энергию, самого Бога.
Желтый – также является цветом высшей власти ангелов.
Пурпурный или багровый. Это цвет царя, Бога на небе. Этот цвет присутствует в иконах на одеждах Богоматери – Царицы Небесной.
Красный цвет стал символом Воскресения – победы жизни и мучений, цвет Жертвы Христа.
Белый цвет – символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты. Но белым цветом изображали только праведные души.
Синий и голубой цвета означали бесконечность неба, символ иного вечного мира. Росписи во многих храмах, посвященных Богоматери, наполнены небесной синевой.
Зеленый цвет – природный, живой. Это цвет травы и листьев, юности, цветения, надежды, вечного обновления.
Глядя на икону, мы обращаемся к Богу, Божьей матери, святым угодникам в радости и в горести, просим их о помощи и благодарим за помощь. Икона для православного христианина служит своеобразным посредником между осязаемым чувственным миром и миром недоступным для обыденного восприятия, миром, который познается только верой.
Воспитатель: Ребята, скажите, а как люди почитают иконы? Правильно, относятся к ним бережно, с почитанием, т. е. с особой любовью и уважением, в доме размещают в красном углу, ставят на полочку – божницу и поэтому украшают их золотом, серебром, драгоценными камнями. Это украшение называется оклад.
- Ребята, я предлагаю вам пройти к столам и украсить иконки, которые я приготовила, красивыми цветами.
Дети аппликацией украшают иконы, воспитатель помогает им.
Воспитатель: Молодцы, ребята все справились. А теперь давайте наши красивые иконки прикрепим на стену и полюбуемся.
Ребята, а теперь давайте скажем, чем мы сегодня занимались, что нового узнали? (Ответы детей). Вы молодцы, хорошо работали на занятии, правильно отвечали на вопросы. На этом наше занятие окончено, до свидания.